Свое управляющее воздействие на поведение, деятельность людей право оказывает через их сознание, а более конкретно — правовое сознание. В этом смысле право рассматривается как средство или инструмент социального управления. Средство управления отвечает на вопрос: чем регулируется поведение людей или что служит инструментом целенаправленного воздействия на него. Кроме средства выделяют еще способы воздействия на поведение людей или управления им. Они отвечают на вопрос, как осуществляется такое целенаправленное воздействие.
Содержание указанного инструмента или средства социального управления, т.е. права составляют принципы и нормы права, но регулирующая функция права осуществляется с помощью более сложного механизма, включающего все правовые средства, в том числе индивидуальные правовые предписания или акты применения норм
права, меры физического, психического, организационного принуждения, предусмотренные правом.
В качестве цели правового регулирования принято называть: закрепление сложившихся в обществе отношений прогрессивной направленности и способствование их развитию; вытеснение неугодных и невыгодных обществу отношений.
Итак, правовое регулирование, при осуществлении которого право выполняет функцию социального управления, следует понимать как совокупность правовых форм, путей, средств, способов целенаправленного воздействия на поведение, деятельность людей, а через них — на общественные отношения. Если то или иное законодательство не действует, то есть не наступают предусмотренные им последствия или наступают последствия, противоречащие правовым предписаниям, то правовое регулирование не осуществляется, ибо одной из глубинных сущностных характеристик права является его действие, понимаемое как воплощение правовых предписаний в жизни, в поведении, деятельности людей.
Одновременно с собственно правовым регулированием или, точнее, в его процессе право оказывает идеологическое, информационное, психологическое, ценностно-ориентационное воздействие на сознание, прежде всего правосознание, а через него — на поведение личности. Интерес представляет проблема специально юридических средств и способов осуществления такого воздействия, регулирования общественных отношений.
Предметом или сферой правового регулирования является определение соотношения всех общественных отношений и отношений, подлежащих правовому регулированию. Право не может и не должно регулировать все существующие в обществе отношения. Необоснованное расширение сферы правового регулирования создает условия для тоталитарных режимов, зарегулированности поведения людей, ведущей к их безынициативности, страху и пассивности. На каждом конкретно —историческом этапе развития общества важно разумно определить сферу правового регулирования. Трудности вызывает установление границ или пределов и четких признаков тех общественных отношений, которые целесообразно регулировать. Так, внутрисемейные отношения находятся за пределами правового регулирования, а регистрация брака, развод, взыскание алиментов подлежат правовому регулированию. Внутренняя организация общественных объединений, например, профсоюзов, принятие в члены, раз — работка целей и программ, содержание уставов, размер членских взносов, их расходование и т.п. правом не должны регулироваться. Нельзя регламентировать все и вся.
При определении сферы правового регулирования отношений следует учитывать:
■ во —первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
■ во — вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников на основе компромисса, т.е. взаимных уступок, ради удовлетворения интересов другого;
V в—третьих, отношения эти строятся на основе согласия следовать определенным правилам, признания обязательности этих правил;
■ в—четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно реальной (действенной) силой государства. Сфера правового регулирования не остается неизменной: она может как расширяться, так и сужаться. Так, в течение столетий люди не обращали внимание на охрану природы. И только в последние десятилетия экологические отношения попали под защиту и охрану права; стало активно развиваться экологическое законодательство.
Методы, способы правового регулирования применяются детальные (централизованные) и децентрализованные. Детальное регулирование — это практически однозначное предписание конкретного поведения участников общественных отношений, присуще императивному или централизованному методу, который также носит название метода субординации. Он характерен для регулирования отношений управления и используется, соответственно при реализации компетенции между органами государства и подчиненными им государственными служащими, или между государственными и муниципальными служащими, с одной стороны, и гражданами — с другой. При использовании этого метода правовое регулирование "сверху донизу" осуществляется на властно—императивных началах. Этот метод наиболее распространен в административном, банковском праве и других публично—правовых отраслях: конституционном, уголовном праве. В регулируемых с помощью этого метода отношениях приоритетным является, как правило, общесоциальный интерес.
Метод децентрализованного регулирования или метод координации, который также носит название диспозитивного метода, построен на согласовании целей и интересов сторон в общественных отношениях, ход и процесс в которых определяется участниками регулируемых отношений путем договора, односторонних правомерных юридических действий. Этот метод характерен для отраслей частного права, прежде всего, гражданского, субъекты которого удовлетворяют в первую очередь свои частные интересы.
На практике мы часто имеем дело с синтезом императивного и диспозитивного регулирования. Поэтому можно говорить лишь о преобладании того или иного метода правового регулирования. В таких отраслях права, как семейное, трудовое, экологическое, земельное и др., существуют различные сочетания или вариации этих главных методов.
Способы или пути регулирования общественных отношений раскрывают специфику методов регулирования и выражаются в особенностях юридических норм. В теории права известны всего три основных способа правового регулирования, т. е. законодатель может дать участникам общественных отношений только одно из трех следующих предписаний: 1) поступайте как считаете нужным (дозволение); 2) только так не поступайте (запрет); 3) поступайте только так (обязывание). Первый способ выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий или воздержание от их совершения (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться автомобилем). Второй способ возлагает на лицо обязанность воздерживаться от совершения определенных действий (например, субъекту права запрещается совершать преступления, предусмотренные особенной частью УК РФ; или работодателю запрещается привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетнего). Третий способ регулирования означает предписание совершать определенные действия (например, следователь обязан раскрывать и расследовать преступления; предприниматель — платить налоги). Нетрудно заметить, что второй и третий способы имеют определенное сходство — и тот и другой предполагают возложение обязанностей, только в одном случае обязанности носят активный, позитивный характер, а в другом — пассивный.
В теории и на практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. Первый определяется принципом или формулой "дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе". По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются четко и строго сформулированные запреты, а объем дозволений конкретно не определяется: "все, что не запрещено". В результате стимулируется инициатива, самостоятельность, активность субъекта права в решении жизненно — важных вопросов. Например, разрешается членам общества любыми способами, кроме прямо запрещенных законом, умножать свои материальные богатства.
Второй тип определяется принципом или формулой: "запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это значит, что участник правовых отношений подобного типа может свершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия считаются