Смекни!
smekni.com

Личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства (стр. 2 из 5)

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) [15, ст.14].

Данные права охраняются бессрочно и защищаются независимо от истечения срока исковой давности [10, c.504]. То есть, личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства обладают существенными специфическими чертами, и представляется возможным выделить ряд их признаков: бессрочный характер, неотчуждаемость, отсутствие срока давности, невозможность обращения взыскания на моральное право [17, с. 190-192].

Итак, неимущественные права авторов произведений являются исключительными монопольными правомочиями собственника. Развитие этих прав в нашей стране обладало особенностями, связанными с характерными чертами системы права. Сегодня дуалистическая концепция авторского права различает личные неимущественные и имущественные права. Неимущественные права именуются в международных документах (например, Бернской конвенции) моральными правами. В соответствии с существующим законодательством основными правомочиями авторов произведений считаются права на авторство, имя, защиту репутации и обнародование.

1.2 Международная защита прав авторов произведений

Как известно, международные нормы авторского права и смежных прав развивались в связи с важнейшими технологическими достижениями, поскольку во всех случаях они на первом этапе всегда наносили ущерб правообладателям. В ответ на технологические вызовы вносились изменения и дополнения в действующие международные конвенции, разрабатывались и принимались новые международные соглашения и договоры. Так было с Бернской и Римской конвенцией, Соглашением о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) Всемирной торговой организации (ВТО), Договорами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам [2, с.4].

Статьей 6bis Бернской конвенции провозглашена охрана неимущественных прав автора:

независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора;

права, признанные за автором на основании предшествующего пункта, сохраняют силу после его смерти, по крайней мере, до прекращения имущественных прав и осуществления лицами и/или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой истребуется охрана [13, c.134].

Соглашение ТРИПС о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность, Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам являются самыми совершенными международными нормами в области авторского права и смежных прав, и именно они регулируют правоотношения в области авторского права и смежных прав в эру глобальной информационной инфраструктуры. Эти международные акты являются основой для модернизации национального законодательства [2, с.4].

Законодательство многих стран регулирует вопрос о неимущественных правах в точном соответствии со статьей 6bisБернской конвенции. Общим для всех становится положение о том, что автор произведения получает все неимущественные права на него, и эти права являются неотъемлемыми, т.е. они не могут быть переданы или отторгнуты [13, c.134].

Модернизация законодательства в области авторского права и смежных прав началась в Республике Беларусь в связи с тем, что республика выразила твердое намерение стать членом ВТО, т.е. выполнять и требования Соглашения ТРИПС. Кроме того, в декабре 1997 года Республика Беларусь стала не только членом Бернского Союза по охране литературных и художественных произведений, но и подписала Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам [2, с.5]. Соглашение ТРИПС требует от стран-участниц соблюдения принципов Бернской конвенции, регулирующих неимущественные права, как условия для членства в ВТО [13, c.134].

Одной из особенностей постсоветского периода развития стран СНГ, в том числе и Беларуси, является продолжающееся нарушение прав авторов произведений науки, литературы и искусства, исполнителей и производителей фонограмм. Более того, несмотря на многочисленные декларации о защите прав человека, защите его интеллектуальной собственности, в настоящее время уровень нарушений прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм не только не уменьшился, но значительным образом возрос. Если в Советском Союзе, несмотря на его присоединение в 1973 году к Всемирной конвенции об авторском праве, основным нарушителем прав человека на интеллектуальную собственность являлось государство с его доктриной вторичности личности, то настоящий этап нарушений прав на интеллектуальную собственность характеризуется повсеместным незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности [2, с.7].

В некоторых странах существует весьма узкий подход к вопросу о неимущественных правах. Типичным примером могут послужить США, где подлежащий охране объем этих прав очень ограничен и где действует положение о том, что, хотя правообладатели неимущественных прав не могут их передавать, они вполне могут на совершенно законных основаниях согласиться их не отстаивать [13, c.134].

В настоящее время отношения между обладателями прав на объекты интеллектуальной собственности и ее пользователями имеют особую важность. Во многих странах мира сложилась комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Эта индустрия дает очень крупный вклад в валовой национальный продукт [2, с.7].

Исключительно важно для защиты авторских и смежных прав государственное понимание необходимости эффективной системы защиты правообладателей, которая дает государству не только значительные экономические, но и социальные и культурные выгоды: стимулирует развитие национальной культуры, развивает уважение к законам, переориентирует общество с имитации чужих достижений на развитие творчества, поощряет создателей произведении во всех видах деятельности, предотвращает "утечку мозгов и осушение культуры" [2, с.8].

В последние годы ускорилось вступление в Бернский Союз новых членов. После столетия Бернской конвенции в Бернский союз вступило около 40 государств, что составляет почти треть его сегодняшнего состава [9, с. 207]. Одна из причин этого - понимание того, что охрана авторского права является ключевой частью новой глобальной торговой системы. Бурное развитие международной торговли товарами и услугами привело к пониманию, что в интересах всех стран обеспечить права на интеллектуальную собственность для получения преимуществ в международной торговле. Выполнение Соглашения ТРИПС, включающего важнейшие положения Бернской конвенции, является необходимым условием вступления страны во Всемирную торговую организацию и обязательством эффективно охранять интеллектуальную собственность [13, с.223].

Основное преимущество от присоединения страны к Бернской конвенции для авторов этой страны заключаете в том, что их произведения становятся охраняемыми во всех странах, которые являются членами этой Конвенции. В результате национальные авторы смогут улучшить свое материальное положение не только от расширения рынка своих произведений, но и сокращения несанкционированного использования своих произведений в других странах [2, с. 20].

Вне Бернского союза и без эффективной системы защиты авторских прав как на национальные, так и на зарубежные произведения, страна может оказаться вне глобальной информационной инфраструктуры и не иметь доступа к информационным ресурсам, потребность в которых становится условием экономического и культурного выживания в XXI столетии [2, с.21]. Другими словами, членство в Бернском Союзе оказывается одним из условий экономической безопасности любого государства.

Таким образом, в современном мире существует уникальный вид собственности - интеллектуальная собственность, требующая особой принципиально новой защиты. Эта защита представляется наиболее эффективной лишь в случае, если она будет охватывать не национальные законодательства, а предлагать унифицированные требования в масштабе всего мира. Охрана прав авторов в достаточно полной мере декларируется международными конвенциями и договорами, первостепенной задачей остается лишь обеспечение ее имплементации в общемировую практику.

2. Содержание основных неимущественных прав авторов

2.1 Право авторства

Правомочие, определяемое как право авторства [15, ст.14], заключается в праве признаваться автором произведения и исключает признание авторства других лиц на это же произведение. Право авторства - одно из главных прав, возникающих у автора, создававшего произведение [10, с.503].

Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов [20, с.129].

Право авторства возникает в связи с созданием произведения и может осуществляться только автором. Оно не отчуждается и не передается ни по одному основанию. От данного права нельзя отказаться. Право авторства называется первым в перечне субъективных авторских прав. И это не случайно, ибо все остальные права на произведение, как неимущественные, так и имущественные, предоставляются автору вследствие признания его автором данного произведения [10, с.503].