Смекни!
smekni.com

О политике энергосбережения в Свердловской области (стр. 2 из 17)

В частности, спрос на электроэнергию к 2020 году может достигнуть 70-80 млрд. кВт.ч при фактическом в 2007 году уровне потребления в 47,8 млрд. кВт.ч, а потребление первичного топлива 65-75 млн. т у.т. при фактическом потреблении в 2007 году 41 млн. т у.т.

Требуемые Свердловской области в среднесрочном периоде энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения поставок сырья из отдаленных и труднодоступных районов и строительства новых энергетических, транспортных и прочих объектов, но и с меньшими затратами за счет энергосбережения непосредственно на предприятиях и в поселениях Свердловской области. Снижение потребления позволяет обеспечивать подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры.

Энергосбережение должно быть отнесено не только к стратегическим, но и к тактическим целям и стать приоритетом экономической, промышленной, энергетической, строительной, транспортной и других видов деятельности на территории Свердловской области.

Приоритеты региональной политики энергосбережения могут быть сформулированы в следующем виде:

- активизация региональной государственной политики по повышению энергоэффективности и энергосбережению, в частности, в сфере стимулирования энергосбережения;

- индикативное планирование показателей энергоэффективности экономики, регионального топливно-энергетического баланса;

- изменение структуры экономики с целью существенного повышения энергоэффективности производства;

- интенсивное обновление основных производственных фондов на базе новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

- комплексное оснащение средствами учета, контроля и регулирования энергоносителей на производстве и в быту.

2. Цели и задачи политики энергосбережения в Свердловской области на современном этапе социально-экономического развития

Первостепенной целью политики энергосбережения в Свердловской области является стабильное обеспечение регионального спроса на топливно-энергетические ресурсы оптимальным количеством топлива и энергии и высвобождение за счет этого финансовых ресурсов на другие инвестиционные и бюджетные цели.

Основной задачей региональной политики энергосбережения является снижение удельного потребления топлива и энергии на всех стадиях производства (добычи), транспортировки и потребления ТЭР.

Экономический инструментарий реализации политики энергосбережения в сжатом виде можно сформулировать в следующем виде: планирование – нормирование – учет – стимулирование – программная реализация.

Планирование энергосбережения на разных уровнях управления может иметь разные формы и методические подходы. На уровне субъекта федерации это может заключаться в разработке регионального топливно-энергетического баланса, определении бюджетных затрат на коммунальные услуги, индикативном планировании снижения энергоемкости и электроемкости валового регионального продукта, уровня роста цен и тарифов на отдельные виды энергоносителей.

На муниципальном уровне кроме планирования бюджетных расходов на коммунальные услуги и установления тарифов на отдельные виды коммунальных услуг целесообразно индикативное планирование спроса и предложения отдельных видов топлива и энергии и покрытия спроса за счет энергосбережения.

Нормирование является экономическим инструментом политики энергосбережения на всех уровнях управления. В пределах своей компетенции соответствующие органы управления должны устанавливать для подведомственных структур нормативы потребления топлива и энергии (предельные, минимальные, удельные). Эти нормативы должны иметь прогрессивный характер и ориентироваться на наилучшие достигнутые значения в соответствующих сферах деятельности.

Организация и совершенствование учета энергоносителей на всех стадиях их производства, транспортирования и потребления является фундаментом экономической составляющей политики энергосбережения. Необходимость инструментального (приборного) учета энергоносителей закреплена в целом ряде законодательных и нормативно-правовых актов, государственных стандартов. Наиболее актуальной проблема инструментального учета энергопотребления является сегодня для сферы жилищно-коммунального хозяйства, предприятий малого бизнеса. В частности, абсурдной является ситуация, когда поставщики энергоносителей ведут расчеты с производителями согласно данных инструментального учета, а население рассчитывается с ними по нормативам потребления (чрезвычайно завышенным).

Требует совершенствования и система государственного статистического учета, ориентированная сегодня в большей степени на учет объемов производства топлива и энергии и в меньшей степени на учет объемов их потребления и потерь. Это препятствует формированию топливно-энергетического баланса на региональном и муниципальном уровне, оценке эффективности использования топлива и энергии.

Стимулирование энергосбережения является сегодня наиболее слабым звеном государственной политики энергосбережения. Федеральные власти объясняют это низким, против зарубежных стран, уровнем цен на топливно-энергетические ресурсы. Однако на ближайшие годы планируется опережающий рост цен на топливо, энергию, коммунальные услуги и соответствующее увеличение доли затрат на эти цели в региональных и местных бюджетах, бюджетах предприятий и организаций, расходах населения. Поэтому стимулирование энергосбережения при производстве энергоресурсов и, особенно, при их потреблении становится все более актуальным. В развитых странах накоплен значительный и многообразный опыт стимулирования энергосбережения, который успешно может быть использован в отечественной практике. Региональные и муниципальные власти Свердловской области могут и должны инициировать стимулирование энергосбережения, в первую очередь в жилищно-коммунальной сфере, наиболее энергорасточительной по сравнению с другими отраслями и сферами деятельности.

Программно-целевой метод решения неотложных энергетических проблем находит широкое применение при различных институциональных и экономических методах хозяйствования. Общим принципом программно-целевого планирования является определение целей, которые необходимо достичь в результате реализации программы и мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с указанием объемов и источников финансирования, сроков исполнения, ответственных исполнителей, ожидаемого экономического эффекта. В Свердловской области за последние годы принято более 100 областных законов по различным областным целевым программам, среди которых есть и программа по энергосбережению.

Федеральным Законом №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ст. 11) установлен порядок обязательной разработки каждым муниципальным образованием программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Однако реализация этого законодательного требования по различным причинам тормозится, хотя необходимость в такого рода программах на территории области актуальна.


3. Механизмы реализации региональной энергетической политики

3.1. Законодательное и нормативно-правовое регулирование энергосбережения в Российской Федерации

Возросшая активность в вопросах энергосбережения потребовала развития законодательной нормативно-правовой базы. Начало процессу формирования принципов и механизмов государственной политики в области энергосбережения РФ было положено выходом в свет постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» (№ 371 от 01.06.92 г.) и одобрением в этом же году Правительством РФ Концепции энергетической политики России.

Принятый 7 мая 1995 г. Указ Президента Российской Федерации № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» поставил во главу угла энергетической политики государства проблему повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и в том же году Постановлением Правительства РФ (№ 1006 от 13.10.1995 г.) были одобрены «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 года».

По сути, именно этими документами было положено начало созданию правовой базы энергосбережения. 2 ноября 1995 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению», в котором федеральным органам исполнительной власти и субъектам Российской Федерации была поручена разработка первоочередных нормативных документов, в частности, по переводу потребителей энергоресурсов на приборный учет потребляемой энергии, ведению правил учета газа, электрической и тепловой энергии, совершенствованию государственной статистической отчетности по использованию топливно-энергетических ресурсов и т.д.

В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении», а 11 сентября 1997 г. Указом Президента РФ от № 1010 «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации» ответственность за эффективное использование топливно-энергетических ресурсов была возложена на Министерство топлива и энергетики РФ, которое, в свою очередь, делегировало эти полномочия органам Госэнергонадзора, входящим в структуру министерства. Госэнергонадзор имел весьма значительные по численности территориальные отделения по всем субъектам Российской Федерации. Основной его функцией являлись разработка нормативных требований к конкретному оборудованию и технологиям, а также контроль и надзор за их выполнением. В то же время органа власти, ответственного за разработку идеологии и методологии энергосбережения, в структуре Правительства РФ не было и не появилось до сих пор. В 2004 г. в процессе административной реформы системы государственной власти РФ функции надзора за эффективным использованием энергоресурсов были признаны избыточными, как ограничивающие свободу предпринимательской деятельности. Существующие сегодня государственные надзорные органы не уполномочены осуществлять контроль и надзор в области энергоэффективности.