Смекни!
smekni.com

Психофизиологический смысл детектора лжи (стр. 1 из 4)

Московский городской психолого-педагогический университет

Психофизиологический смысл детектора лжи

Работу выполнила: Панфилова Мария

Группа: ПО 2.1

Москва 2009

Содержание

1. Введение________________________________________________________________3

2. история становления аппаратурного метода детекции лжи_______________________4

3. Основные психофизиологические изменения _________________________________6

4. Виды и общая характеристика ______________________________________________6

5. Электромиография ________________________________________________________7

6. Плетизмография__________________________________________________________8

7. Электрокардиограмма ____________________________________________________9

8. Электрокожные методы измерения_________________________________________9

9. Пневмографические методы исследования __________________________________10

10. Температурные методы исследования стресса человека________________________10

11. Трудности при проверке___________________________________________________11

12. Специальные шкалы оценки состояния обследуемого в процессе проведения полиграфных процедур (капкан Брокау) ______________________________________12

13. Основные цели использования полиграфа____________________________________15

14. Заключение______________________________________________________________16

15. Список используемой литературы____________________________________________17

Введение

Перед нами задача - разобраться, какие психофизиологические характеристики меняются, когда испытуемый говорит ложь и каким образом их считывает полиграф.

Обследование на детекторе лжи представляет собой сложную многокомпонентную методику, в основе которой лежит феномен тесной взаимосвязи между эмоциональными, душевными переживаниями человека и функционированием его мозговых систем.

В принципе, любой человек может по различным внешним признакам, например покраснению или побледнению лица определить в каком эмоциональном состоянии находится его собеседник. Однако, в большинстве случаев определить состояние человека только по внешним признакам бывает весьма затруднительно. Это происходит потому, что большинство из нас достаточно легко могут контролировать свое поведение - улыбаться, когда испуган или напряжен, следить за своей речью, мимикой и жестами, и таким образом внешне казаться спокойным. Однако, если попытаться с помощью детектора лжи контролировать скрытые, неподдающиеся сознательному волевому контролю, некоторые физиологические реакции, то можно отчетливо наблюдать как точно, дифференцировано и, практически мгновенно, они отражают даже незначительные изменения в эмоциональном состоянии обследуемого лица.

Отношение к детектору лжи очень неоднозначно. Так как оценка полиграфом производится на основе психофизиологических данных, очевидно, что он не слишком точен. Достоверность полученной информации колеблется по разным данным от 70 до 98% в зависимости от типа испытуемого. Этот процент хоть и высок, но т.к. полиграф используется преимущественно в криминалистике, где от решения может зависеть жизнь невиновного человека, эта погрешность недопустимо велика.

Тем не менее, он используется и учитывается в криминальной и других сферах, но только в связке с другими данными.

Использование детекторов лжи в России пока ограничено из за отсутствия правовых норм, устанавливающих четкие критерии и области их применения. В то же время крупные банки, корпорации, посреднические агентства по найму персонала реально нуждаются в применении этих приборов.

история становления аппаратурного метода детекции лжи

В далекие времена было подмечено, что при допросе человека, совершившего преступление, переживаемый им страх перед возможным разоблачением сопровождается определенными изменениями в его физиологических функциях. В частности, в древнем Китае подозреваемый в преступлении подвергался, например, испытанию рисом: то есть он должен был набрать в рот горсть сухого риса и выслушать обвинение. Полагалось, что, если рис оставался во рту сухим (от страха разоблачения приостанавливалось слюноотделение), вина подозреваемого считалась доказанной. Аналогичным по своей сути являлось испытание, применявшееся в древней Индии, когда подозреваемому называли нейтральные и критические слова, связанные с деталями преступления. Человек должен был отвечать первым, пришедшим ему в голову словом и одновременно тихо ударять в гонг. Было отмечено, что ответ на критическое слово сопровождается более сильным ударом. Необходимо подчеркнуть, что упоминания о подобных процедурах встречаются у самых различных народов, живших в разные времена вдали друг от друга.

Для выявления виновного дознаватели прибегали к контролю динамики отдельных физиологических процессов (слюноотделение, двигательная активность рук). При этом требовалось наличие достаточно чувствительных регистраторов физиологических изменений в организме людей при прохождении ими испытания. Роль таких регистраторов как раз и выполняли горсть риса, гонг или что-либо иное.

Понятно, что отзвук острых психических переживаний человека может проявляться не только в упомянутых двух, но и во многих других физиологических процессах.

В 1877 г., используя плетизмограф (инструмент для измерения кровенаполнения сосудов и изменений пульса), итальянский физиолог А. Моссо во время одного из экспериментов в клинике наблюдал, как у пациентки внезапно, без каких-либо видимых причин, возросли пульсации. Проведя серию экспериментов, А. Моссо пришел к мысли о том, что, если страх является существенным компонентом лжи, то такой страх может быть выделен. Эти идеи повлекли за собой проведение исследований с применением примитивных устройств, направленных на обнаружение скрываемой человеком информации и, практически, ознаменовали рождение новой отрасли науки — психофизиологии.

Первый практический опыт применения подобных инструментов в целях детекции лжи принадлежит известному итальянскому криминалисту Чезаре Ломброзо. Уже в 1881 году при проведении допросов подозреваемых в совершении преступлений он использовал гидросфигмограф — устройство, с помощью которого на диаграмму (граф) фиксировались изменения кровяного давления обследуемого, что позволяло проводить в дальнейшем их детальный анализ.

В 1895 году в своей книге «Преступный человек» Ч. Ломброзо описал положительный практический опыт применения гидросфигмографа в ходе проверки фигуранта по уголовному делу об ограблении. Проведя исследование, он не зафиксировал видимых изменений динамики артериального давления в ответ на предъявление стимулов, связанных с расследуемым ограблением, и в то же время обнаружил падение артериального давления в ответ на вопросы по другому делу, связанному с хищением паспортов, что в дальнейшем нашло своё подтверждение.

В 1902 году Ч. Ломброзо был привлечён к расследованию уголовного дела об изнасиловании и убийстве девочки и в ходе допроса подозреваемого вновь применил гидроплетизиограф. Анализируя полученные данные, Ломброзо обнаружил незначительные изменения в пульсе допрашиваемого, когда тот делал в уме различные математические вычисления. Однако когда подозреваемому предъявлялись изображения израненных детей, регистрируемая запись пульса не показывала никаких внезапных изменений, в том числе и на фотографию убитой девочки. Результаты последующего расследования убедительно доказали, что данный подозреваемый был невиновен в этом преступлении.

А. Моссо, работая совместно с Ч. Ломброзо, также обнаружил, что в ответ на предъявление различных стимулов меняется модель дыхания. В 1914 году профессор австрийского университета в Граце итальянец Витторио Бенусси, изучающий проблемы психофизики, опубликовал данные своих исследований динамики процесса дыхания, показывающие, что частота, глубина дыхательных циклов и отношение продолжительности вдоха к продолжительности выдоха меняется, когда обследуемый лжёт.

Первый прообраз современного полиграфа был сконструирован в 1921 году сотрудником полиции штата Калифорния Джоном Ларсоном. Аппарат Ларсона одновременно регистрировал изменения динамики артериального давления, пульса и дыхания, и систематически применялся им при расследовании преступлений.

В 1933 году ученик Д. Ларсона Леонард Киллер, сотрудник лаборатории научных методов раскрытия преступлений при Северо-западном Университете, сконструировал полевой переносной полиграф, в конструкцию которого был добавлен канал измерения сопротивления кожи. В дальнейшем Л. Киллер организовал серийный выпуск таких полиграфов.

Заметное развитие аппаратурного психофизиологического метода детекции лжи в США не осталось без внимания, и в 20-е годы интерес к выявлению у человека скрываемой им информации с помощью лабораторных приборов проявляется в нескольких странах.

В частности, в СССР психолог А. Р. Лурия (позднее — академик АПН СССР) усовершенствовал весьма популярный в экспериментальной психологии тех лет ассоциативный метод и, работая в специальной лаборатории при Московской губернской прокуратуре, применил разработанный метод для выявления скрываемой информации у лиц, совершивших тяжкие преступления.

Основные психофизиологические изменения

К числу вегетативных и физиологических реакций при эмоциях относят:

• изменение (при отсутствии физической нагрузки) частоты пульса, а

также изменение ритма пульсовых сокращений;

изменение кровяного давления (по гипертоническому или гипотоническому

типу);

• изменения в ритме дыхания (особенно резкое сокращение фазы выдоха и

искажение обычного дыхательного цикла);

• выраженные изменения в кожно-гальванической реакции (КГР), появление

обильного потоотделения без температурных и физических нагрузок;

• изменения в электрокардиограмме (ЭКГ);

• изменения в картине электроэнцефалограммы (ЭЭГ);

• повышение перистальтики кишечника; повышенный диурез;