- предоставление информации учебного, общеразвивающего и развлекательного характера,
- обеспечение средствами естественной коммуникации,
- предоставление способа овладения образовательными умениями использования современных технических средств обработки, передачи и хранения мультимедийной информации. [92, 9-10]
Использование мультимедийных ресурсов в открытом обучении влечет за собой овладение учащимися принципиально новыми навыками по осмыслению и мысленной структуризации мультимедийной информации. В ходе подобного обучения развиваются способности обучаемых воспринимать информацию с экрана, перекодировать визуальный образ в вербальную систему, оценивать качество и осуществлять избирательность в потреблении информации, а также анализировать сообщения в широком смысле - понимать скрытый смысл мультимедийной информации (интерпретация скрытого, оценка скрытого, принятие личностной позиции по отношению к скрытому).
Определенную дидактическую проблему до сих пор порождает необходимость овладения учащимися навыками информационного поиска в телекоммуникационной сети. Более того, во многих типах проектов в обучении используется только один сервис Интернет - электронная почта. С ее помощью учащиеся получают информацию о проекте и отправляют результаты работы. В этом случае в преподавании не используются все актуальные на сегодняшний день мультимедийные информационные ресурсы телекоммуникационных сред.
Развитие системы открытого образования должно учитывать, что телекоммуникационные сети, подобные Интернет, не только предоставляют доступ к мультимедийной информации и интенсифицируют процесс освоения содержания определенного учебного предмета, но и помогают организовать более интенсивный и компетентный информационный обмен между педагогами, родителями и учащимися.
В этом процессе существенная роль принадлежит педагогам-специалистам: педагог, способствующий повсеместному использованию учащимися Интернет, заставляет их критически подходить к информации, учитывать многие содержательные, этические и эстетические аспекты.
Информационный поиск - это процесс отыскания в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету) или содержат нужные потребителю факты, сведения.
Информационно-поисковая система - это совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации. Поиск и размещение информации в поисковой системе осуществляется ручным или машинным способом в соответствии с принятым информационным языком по определенным правилам (алгоритму).
Существует много приемов организации информационного поиска, каждый из которых имеет непосредственное отношение к процессу использования мультимедиа технологий в системе открытого образования. Остановимся на двух основных принципах поиска информации в Интернет, обозначаемых как сквозной и навигационный (рисунок 1).
Рисунок 1.
Обучаемому для выполнения процедуры информационного поиска необходимо определить, что искать и с помощью чего искать, а также иметь возможность выбора вида деятельности по поиску и обработке информации, который способствовал бы обеспечению максимальной интерактивности. Однако, при этом обучаемый имеет возможность выбрать наиболее подходящий для себя способ поиска информации и решать одну и ту же задачу различными способами.
Использование процедур информационного поиска, как и произвольная работа обучаемых с информационным наполнением мультимедийных ресурсов и телекоммуникационных систем, позволяет сформировать у обучаемых определенные навыки в области структуризации и классификации поступающей информации. Дело в том, что в большинстве опубликованных на сегодняшний день в Интернет средствах поиска информации есть определенная самоорганизация, достигаемая за счет усилий специалистов, отбирающих и фильтрующих информацию сети для других людей. Однако в уже выбранном учащимся информационном материале редко прослеживается четкая внутренняя структура.
Глава IV.
ПУТИ ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ
В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
4.1. Обучающие и тестирующие мультимедиа программы
Обучающие программы всегда занимали довольно значительное место в спектре прикладных программ. Поэтому, как только перед компьютером открылась возможность работать со звуком, появилась широкая перспектива разработки программ, обучающих музыке. Однако в гораздо меньшем количестве по сравнению с программами, обучающим другим предметам (прежде всего иностранным языкам). В какой-то степени это связано с тем, что музыкальное образование всегда было более консервативным и менее склонным ко всяким новациям и модернизациям. В принципе, процесс занятия педагога с учеником по специальности (например, фортепиано) почти не изменился со времен Шопена.
В чем заключаются главные направления в музыкальном образовании? Исторически сложились четыре основные задачи, которые представлены в таблице 4.1:
Таблица 4.1. Основные задачи музыкальных обучающих программ
Раздел | Требования |
Теория | Усвоение формальных законов и правил, по которым строится и записывается на бумагу музыкальное произведение. |
Специальность | Овладение до определенного уровня игрой на каком-либо музыкальном инструменте (для вокалиста таким инструментом является его собственный голос). |
Развитие слуха (сольфеджио) | Способность анализировать звучащую музыку и определять ее компоненты (мелодию, интервалы, аккорды, гармоническую структуру и т. д.). |
Музыкальная литература | Знание истории музыки, биографий и наиболее значительных музыкальных произведений великих композиторов прошлого и современности. |
Отличительной чертой музыкального образования является необходимость не только понимания сути предмета, но и выработки определенных навыков и даже рефлексов. Человек может прочесть учебник истории, быстро разобрать и уяснить какую-то тему и буквально на следующий день уже воспользоваться этими знаниями. В музыке теоретический материал тоже можно выучить быстро, но навык игры на инструменте вырабатывается месяцами и годами (как и в спорте). И если он не был закреплен до автоматизма, то легко потеряется со временем.
Одно обстоятельство бросается в глаза, когда знакомишься с различными музыкальными обучающими программами. Человек, привыкший работать с графическими редакторами, быстро осваивается в новом редакторе. Независимо от фирмы-производителя, программы придерживаются определенных общих стандартов: схожие пункты меню, инструментальные панели, внешний вид символов, обозначающих какие-то операции. В рассматриваемых же ниже музыкальных программах - все по-разному: и внешний вид окон, и способ выбора инструментов, и логика достижения одинаковых, в общем-то, целей! Все это создает дополнительные трудности для пользователя (и для разработчика программы!). Поэтому сравнивать музыкальные обучающие программы между собой довольно тяжело. Но для создания общего представления о них мы выбрали несколько программ, весьма отличающихся по функциям и по интерфейсу.
1) Обучающие программы для начинающих: LENNY's MusicToons, A Musical Tutorial Piano Professor, Music Lessons.
Программа LENNY's MusicToons нацелена на первое знакомство детей с музыкальными знаниями в максимально веселой и увлекательной форме. Это довольно старая программа, она предъявляет невысокие требования к компьютеру и успешно справляется со своей задачей. При работе с ней не нужна MIDI-клавиатура, подключенная к компьютеру, и задания можно выполнять на обычном фортепиано.
Программа позволяет выбрать несколько задач:
- в игровой форме запомнить, где располагаются ноты на нотных линейках и на клавиатуре;
- разучить и сыграть одноголосую мелодию (темы выбраны из народных английских песен и популярной классики: И. Брамс, Ж. Бизе, П.И.Чайковский);
- организовать концертное турне с забавными музыкантами: музыкальная задача состоит в том, чтобы удачно составить из различных музыкальных компонентов (соло, ритм-группа, барабаны) цельное музыкальное произведение.
Более серьезной программой является A Musical Tutorial, которая содержит и игровые, и чисто учебные разделы. Так, например, имеется большой выбор тестов-заданий на определение нот, аккордов, ключевых знаков в скрипичном и басовом ключах. Далее предлагается ряд игр, в процессе которых ранее полученные знания закрепляются. Следующий раздел представляет собой разновидность слухового диктанта, в котором вырабатывается навык в определении нот, интервалов и гамм. Также к программе прилагается дополнительный файл «подсказок», в котором объяснены многие музыкальные термины. Кроме того, программа может распечатать все мажорные и минорные гаммы, проиграть несколько популярных классических произведений в переложении для фортепиано (к сожалению, без показа и распечатки нот). Данная программа тоже не требует подключенной MIDI-клавиатуры, но довольно капризна к конфигурации звуковой карты.