Смекни!
smekni.com

Тема: мультимедиа технологии (стр. 4 из 23)

Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на не­скольких аспектах открытого и дистанционного учебного процесса. Прежде всего, мультимедиа может сти­мулировать когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информа­ции. Во вторых, мультимедиа мо­жет повысить мотивацию учащихся. В третьих, мульти­медиа может помочь в развитии навыков совместной работы и коллективного познания у обучае­мых. В четвертых, учебные мультимедиа-средства теоретически могут раз­вить у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, по­мочь в формировании более глубокого понимания.

Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности для различ­ных аспектов обучения. Одними из основных возможностей и преимуществ мультимедиа-средств в случае их применения например, в от­крытом образовании являются:

- одновременное использование нескольких каналов восприятия учаще­гося в про­цессе обучения, за счет чего достигается интеграция инфор­мации, доставляемой несколь­кими различными органами чувств;

- возможность симулировать сложные реальные эксперименты;

- визуализация абстрактной информации за счет динамического представ­ления процес­сов;

- возможность развить когнитивные структуры и интерпретации уча­щихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, обществен­ный, исторический контекст, и свя­зывая учебный материал с интерпре­тацией учащегося.

При использовании систем мультимедиа в образовании не следует забы­вать, что мультимедиа может рассматриваться как средство обу­чения и средство связи. Например, в различных открытых академических контекстах мультимедийные продукты и услуги Ин­тернет могут использоваться как для выработки созидательных навыков, так и для разви­тия критического мышле­ния с тем, чтобы уровень подготовки учащихся соответствовал новым по­требностям общества, основанного на обучении и сетевых технологиях.
Более того, средства мультимедиа могут быть использованы для улуч­шения про­цесса обучения как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных облас­тей.

На эффективность системы открытого образования в значительной сте­пени влияет также среда, в которой протекает учебный процесс. В это поня­тие входит структура учеб­ного процесса, его условия и доступность (обще­ство, библиотеки, центры мультимедий­ных ресурсов, компьютерные лабора­тории и т.п.).

В этом смысле мультимедийные приложения могут быть использованы как одна из многочисленных возможных сред обучения, применимая в мно­гочисленных проектах от­крытого образования, в которых обучаемые раз­мышляют об изучаемой предметной об­ласти и участвуют в диалоге со своими сокурсниками и преподавателями, обсуждая ход и результаты своего обучения.

1.2. Свойства мультимедийных ресурсов

1.2.1. Мультимедиа и интерактивность

Интерактивность мультимедийных средств подразумевает широкий круг возможно­стей воздействия на процесс обучения и содержание учебных мате­риалов со стороны пользователя, в числе которых:

- манипулирование экранными объектами;

- линейная навигация - скроллинг в рамках экрана;

- иерархическая навигация - выбор содержательных подразделов с помо­щью иерархи­чески организованной системы меню;

- функция интерактивной справки, вызываемая специальными кноп­ками на панели на­вигации. Наиболее эффективна контекстно-зависимая справка;

- взаимодействие с пользователем, когда средство обладает возможно­стью ответа на запросы и действия пользователей;

- конструктивное взаимодействие, когда мультимедийное средство пре­дос­тавляет воз­можность создания или конфигурирования экранных объ­ектов;

- рефлективное взаимодействие, когда мультимедийное средство учиты­вает дейст­вия пользователя для последующего анализа (например, для того чтобы на основе этой информации рекомендовать учащемуся оптималь­ную последовательность изучения мате­риала), выбор между «экспертным» или «ознакомительным» вариантом изучения;

- симулятивная интерактивность в том случае, когда экранные объекты связаны друг с другом и взаимодействуют таким образом, что настройка этих объектов определяет их «поведение» (симулирующее реальное функциони­ро­вание технических устройств, соци­альные процессы, и т.п.);

- неуглубленная контекстная интерактивность, благодаря которой уча­щийся вовлека­ется в различные виды деятельности, имеющие неявное дидак­тическое значение. Этот тип интерактивности используется во многочислен­ных развлекательно-обучающих мультимедийных программах и в различных мультимедиа-играх;

- углубленная контекстная интерактивность, сводимая к специфике функ­ционирова­ния систем виртуальной реальности, в которых пользователь погружается в симулируе­мый трехмерный мир.

Различают три основных типа интерактивности, используемых муль­тимедийными средствами обучения реактивное, активное и двустороннее взаимодействие.

1.2.2. Особенности организации диалога человека и мультимедийного ресурса

Обучающее воздействие и управление процессом обучения при тради­ционных спо­собах обучения осуществляется, в первую очередь, с помощью вербальных средств. При этом одной из форм общения является диалог. Диа­логовое взаимодействие обеспечивает такие аспекты обучения как:

- непрерывный контроль деятельности обучаемого;

- диагностирование;

- управление системой со стороны обучаемого;

- самосовершенствование и адаптацию системы в процессе эксплуата­ции.

Во многом от того, насколько удобен, интуитивно понятен интерфейс (внешний вид и диалоговое взаимодействие между человеком и мультиме­дийной системой) зависит дальнейшее отношение обучаемого к конкретной обучающей программе.

Обучение с помощью мультимедийного средства обучения осуществля­ется, либо под руководством педагога, либо полностью компьютерной обучающей програм­мой. Систему диалогов следует планировать и строить в зависимости от того, какой из двух вариантов обучения предполагается ис­пользовать в практике образования.

В случае обучения с преподавателем диалог «мультимедийное средство обучения - обучаемый» должен быть более кратким, что позволяет сократить время на чтение ин­фор­мации с экрана и соответственно больше времени оста­ется на анализ и принятие ре­шения. Недостаток информации, в случае необ­ходимости, может восполнить преподава­тель.

Рассматривая возможность индивидуального открытого дистанцион­ного обучения (при отсутствии преподавателя), можно использовать двух­уровневую систему диалогов, когда первый уровень аналогичен или чуть бо­лее подробный по сравнению с обучением, проводимым под руководством преподавателя, а второй уровень значительно подробнее, но при этом он должен реализовываться только по требованию обучаемого.

Следует учитывать, что взаимодействие пользователя с любым мульти­медийным средством не является диалогом в полном смысле этого слова. Со­гласно общепринятого определения диалог - это развитие темы, позиции, точки зрения совместными усилиями двух и более людей, находящихся во взаимодействии и общении по поводу определенного или неизвестного в тех или иных деталях содержания.

Траектория этого совместного общение заранее не прогнозируема и за­дается смыс­лами и содержательными направлениями, которые порождаются в ходе самого диалога. В большинстве компьютерных программ заранее за­даются те «ветви дерева», по которым движется процесс, инициируемый пользователями конкретных мультимедийных средств. Если пользователь попадет не на ту «ветвь», компьютер выдаст «реплику» о том, что пользова­тель ошибся и «забрел» не туда, куда предусмотрено логикой программы и что необходимо повторить попытку или начать с просмотра другой ветви, что совершенно не характерно межличностному общению людей.

По мнению М.В. Иванова «никакого действительного диалога с маши­ной, а точнее, с массивом формализованной информации, быть принципи­ально не может. То, что назы­вают «диалоговым режимом» с дидактической точки зрения представляет собой лишь варьирование либо последовательно­сти, либо объема выдаваемой информации. Этими процедурами, пожалуй, и исчерпываются возможности оперирования готовой, фиксиро­ванной в па­мяти машинной информацией.[59, 41]

Диалог - это реализованное в педагогическом общении объективное диалектическое противоречие предмета, а противоречие даже самая совре­менная машина освоить никак не может, она к этому принципиально не при­способлена. Введение противоречивой ин­формации она оценивает «двой­кой».

Это означает и то, что мультимедийные средства обучения не обеспечи­вают процес­сов творчества даже в том случае, когда они осуществляют учеб­ное имитационное моде­ли­рование, задают режим «интеллектуальной игры», хотя бесспорно, что именно в этой форме применение компьютеров наиболее перспективно. Подобные мультимедийные средства и ресурсы помогают педагогу создать такую обучающую среду, которая не предопре­деляет формирование мышления обучаемых, а способствует такому формирова­нию.
В процессе работы с мультимедийными средствами изменяется и лич­ностная регу­ляция мыслительной деятельности: повышается роль защитных механизмов личности, субъективный уровень достижимости цели, пере­страиваются механизмы контроля дея­тельности, трансформируется мотива­ция. Воздействие на мотивационную сферу позво­ляет управлять целеобразо­ванием. Возникает и новая форма общения между участниками образовательного процесса, опосредствованная использова­нием новейших мультимедийных технологий.