Интерактивность большинства образовательных электронных изданий, применяемых в системе образования, означает, что пользователю - обучаемому предоставляется возможность активного взаимодействия с компьютерной учебной программой. По сути дела, должны быть созданы условия для учебного диалога обучающегося с мультимедийным средством обучения. Под диалогом чаще всего подразумевается такой обмен информацией, в котором участвуют две стороны. В науке встречается более широкое понимание диалога, причем основным его признаком считается не обмен речевыми сообщениями собеседников, а наличие нескольких позиций.
Язык диалога должен одновременно удовлетворять двум противоречивым требованиям: быть максимально близким к естественному языку и поддаваться формализации для обеспечения надежной работы системы анализа сообщений. Общение пользователя с мультимедийным ресурсом на естественном языке было бы очень удобным для пользователя, но трудно реализуемым для обучающей программной системы. Общение на естественном языке происходит с помощью системы, включающей предредактор и блоки морфологического, синтаксического и семантического анализа. Наибольшие трудности вызывает семантическая неоднозначность многих слов и словосочетаний. Поэтому целесообразно накладывать некоторые незначительные ограничения на естественный язык пользователя, которые не оказывают существенного влияния ни на деятельность учащихся, ни на их отношение к информационным технологиям.
Оптимальным при работе с мультимедийным средством обучения можно считать уровень взаимодействия, соответствующий диалогу педагога с одним обучающимся.
К основным психологическим проблемам построения диалога учащегося с мультимедийными средствами обучения можно отнести:
- общепсихологические принципы построения диалога «учащийся-мультимедийное средство обучения»,
- организацию процесса общения,
- лингвистические аспекты (выбор языка общения, построение текста сообщения, его форма, размер и т.п.),
- модальность общения (тип предъявления информации и ответов обучаемых),
- содержательные аспекты общения.
Мультимедийными средствами, применяемыми в образовательном процессе моделируется не просто общение, а педагогическое общение, при котором создаются условия для развития мотивации учащихся, для правильного формирования личности учащегося, обеспечивается благоприятный эмоциональный климат обучения.
Наибольшее значение должна иметь педагогическая направленность диалога, то есть направленность на достижение учебных целей. Существенным требованием к диалогу «учащийся-компьютер» считается простота и минимальность времени ввода ответа. Необходимо так строить диалог, чтобы обучаемые думали о своем ответе, а не о том, как ввести его в компьютер.
Для обеспечения гибкости и ясности диалога обучающегося с мультимедийным средством или ресурсом необходима рациональная организации пользовательского интерфейса. Должна быть обеспечена возможность быстрого освоения правил работы с мультимедийным средством обучения даже для неквалифицированного пользователя. Мультимедийный ресурс должен предоставлять структурированный список своих функций, быть способным объяснить свое состояние и действия. В аналогичных ситуациях от пользователя требуются аналогичные действия, организация диалога ясна для пользователя, естественна, наглядна и логична. При разработке пользовательского интерфейса желательно придерживаться стандартов ведущих фирм-производителей программного обеспечения.
Организация диалога в обучающей программе несет в себе две функции: диалог для управления программой и диалог в терминах предметной области. Организация пользовательского интерфейса отражает внешнюю, видимую сторону диалога учащегося с мультимедийным средством обучения.
1.3. Мультимедийные средства линейного представления информации
Содержание некоторых мультимедийных средств обучения, применяемых в образовании, имеет линейную структуру. За счет этого, система навигации по содержанию таких средств последовательно проводит учащихся через предусмотренные этапы обучения. Эта форма представления информации в мультимедиа-средствах аналогична традиционному изложению материала в кино- и видеофильмах. Учащийся может управлять мультимедийным средством обучения только в том смысле, что он может указать, что именно он хочет изучать. Как правило, такое мультимедийное средство обучения представляет собой цифровую мультимедийную энциклопедию, содержащую видеоклипы, анимацию и другие аналогичные мультимедийные приложения.
Некоторые мультимедиа-средства предоставляют линейную навигацию по всему курсу, чем напоминают книги. Однако такие средства обладают возможностью визуального сопровождения сложных для изучения тем. Вместе с тем подобные линейные мультимедиа-средства обладают ограниченным контролем над ходом изложения материала. Часто пользователям предоставляется возможность перемещаться вперед или назад по ходу изложения и не предоставляется возможность изменять фиксированную последовательность изложения, присущую линейным мультимедийным средствам обучения.
Использование методических сценариев, основанных на использовании мультимедиа-средств линейного представления информации, оправдано, когда учащиеся обладают весьма ограниченными предварительными знаниями в области, в которой им предстоит обучаться.
1.4. Гипертекстовые мультимедийные средства
Как правило, мультимедийные средства обучения, реализующие нелинейное представление учебной информации, основываются на технологиях и принципах гипертекста и гипермедиа. По сравнению со средствами линейного представлением мультимедиа-информации такие средства обладают гораздо большим потенциалом интерактивности. Используя гипертекстовые мультимедиа-средства в обучении, учащиеся могут искать информацию, отвечающую конкретным запросам. По сравнению с обычными книгами такой подход позволяет интегрировать в учебные материалы различные типы мультимедийной информации, такие как текст, речь, музыка, анимация, визуальное моделирование, численные статистики, видеоклипы, и т.д.
Как правило, интерфейс мультимедийного приложения предоставляет возможность полнотекстового поиска, а также многочисленные элементы управления и настройки, которые учащийся может использовать в ходе обучения.
Существует большое количество различных информационных технологий, так или иначе основанных на явных или неявных информационных структурах. Тем не менее, в настоящее время появилась довольно емкая технология, вмещающая в себя практически все разрозненные методы представления структурированной информации и получившая широкое распространение благодаря базированию на ней основных телекоммуникационных систем, таких как Интернет. Речь идет о гипертекстовых технологиях, и связанных с ними технологиями мульти- и гипермедиа.
В основе гипертекстового представления информации лежит идея расширения традиционного понятия текста, путем введения понятия нелинейного текста, в котором между выделенными текстовыми фрагментами устанавливаются перекрестные связи и определяются правила перехода от одного фрагмента текста к другому. При этом получается сеть, которая называется гипертекстом или нелинейным текстом. [61, 22]
Основная идея гипертекстовых систем заключается в концепции автоматически поддерживаемых связей между различными фрагментами информации (информационные единицы). Поддержка таких связей позволяет организовывать «нелинейные» информационные структуры. Существует много различных определений гипертекстовой системы, отражающих те или иные аспекты последней. В качестве примера можно привести определение, данное В.Л. Эпштейном и опубликованное в статье «Введение в гипертекст и гипертекстовые системы» на Интернет-сайте www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.htm. Согласно этого определения «…гипертекстовой системой называется информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми «информационными единицами», хранящимися в ее памяти, и вызывать их на экран монитора «простым нажатием кнопки». Гипертекстовая система позволяет автору любого текста записать в явной форме сеть идей (мыслей, тезисов, фрагментов) и открывает читателю прямой доступ к этой сети идей автора…».
Введение понятий гипертекст и гиперзапись приписывается Теду Нельсону в 60-х годах прошлого века. В одной из своих ранних статей «Информационные системы будущего» он писал: «Гипертекст представляет собой комбинацию текстов, созданную применительно к возможностям ЭВМ обрабатывать и отображать информацию. Гипертекст может отличаться от обычного текста порядком следования материала, элементы гипертекста могут размещаться в виде иерархического дерева или сети организаций (он может иметь несколько уровней краткости изложения и детализации материала), способом представления материала и т. д.» [61, 35].
Одной из первых гипертекстовых систем можно считать проект Augment, разработанный в 1969-1971 годах группой ученых Стендфорского университета под руководством Дугласа Энгельбарта. [103, 19] До начала 80-х годов гипертекст развивался в основном как экспериментальный метод, и только технологическая революция, связанная с электронно-вычислительными машинами, привела к появлению разнообразных гипертекстовых систем и обеспечила возможность использования их во всех сферах деятельности.