Это означает, что для избежания насильственной реконструкции мы сейчас должны начать сосредоточиваться на проблеме структурного политического морального износа во всем мире. И мы должны поставить эту проблему не только перед экспертами, специалистами в области конституции, юристами и политиками, но и перед общественностью - гражданскими организациями, торговыми союзами, церквями, женскими группами, этническими и расовыми меньшинствами, учеными, домохозяйками и бизнесменами.
В качестве первого шага мы должны начать самые широкие общественные дебаты о необходимости новой политической системы, настроенной на нужды цивилизации Третьей волны. Нам нужны конференции, телепередачи, конкурсы, деловые игры, тренировочные конституционные конвенции, чтобы создать более ши-рокий спектр воображаемых предложений политической перестройки, чтобы дать волю потоку свежих идей. Нам следует быть готовыми использовать самые передовые из доступных нам инструментов - от спутников и компьютеров до видеодисков и интерактивного телевидения.
Никто не знает детально, что готовит будущее и что будет работать лучше всего в обществе Третьей волны. По этой причине нам следует думать не об одной массивной реорганизации или одном массивном революционном, катаклизменном изменении, навязанном сверху, но о тысячах сознательных децентрализованных экспериментов, которые позволят проверить новые модели политического принятия решений на местном и региональном уровнях до их применения на национальном и транснациональном уровнях.
Но в то же время мы должны начать также строить среду для подобного экспериментирования - и радикального перепроектирования - институтов на национальном и транснациональном уровнях. Нынешнее отношение к правительствам Второй волны - повсеместные разочарование, гнев и горечь - можно либо вогнать в фанатическую ярость демагогов, призывающих к авторитарному лидерству, либо вовлечь в процесс демократической реконструкции.
Начиная широкий процесс социального обучения - эксперимент в области предварительной демократии во многих странах одновременно - мы можем помешать тоталитарному удару. Мы можем подготовить миллионы к неурядицам и опасным кризисам, которые ждут нас впереди. И мы можем оказать стратегическое давление на существующие политические системы, чтобы ускорить необходимые перемены.
Без огромного давления снизу нам не следует ожидать, что многие сегодняшние номинальные лидеры - президенты и политики, сенаторы и члены центральных комитетов - бросят вызов тем самым институтам, которые, хотя и устарели, создают им престиж, деньги и иллюзию, если не реальность, власти. Некоторые необыкновенно дальновидные политики или чиновники на ранних этапах поддержат борьбу за политическую трансформацию. Но многие будут двигаться лишь тогда, когда требованиям извне станет невозможно сопротивляться или когда кризис уже зайдет настолько далеко и возникнет угроза насилия, что они не увидят альтернативы.
Следовательно, ответственность за изменение лежит на нас. Мы должны начать с себя, научиться не закрывать свои умы для нового, удивительного, кажущегося радикальным. Это означает борьбу с убийцами идей, которые бросаются вперед, чтобы уничтожить любое новое предложение на том основании, что оно непрактично, при этом защищая все, что существует сейчас, как практичное, вне зависимости от того, насколько оно может быть абсурдным, гнетущим и бездействующим. Это означает борьбу за свободу слова - право людей выражать свои мысли, даже еретические.
Кроме того, это означает начало процесса реконструкции сейчас, до того как дальнейший распад существующих политических систем пошлет силы тирании маршировать по улицам и сделает невозможным мирный переход к Демократии Двадцать Первого Века.
Если мы начнем сейчас, мы и наши дети сможем принять участие в волнующей перестройке не только наших устаревших политических структур, но и самой цивилизации.
Как поколению первых революционеров, нам досталась судьба творить.
Цифры в квадратных скобках указывают номер ссылки в библиографии. Так, Перевод с англ. яз. выполнен по изданию: Toffler, Alvin. The Third Wave. (New York: Bantam Books, 1990. 540 p.)
(1) О происхождении сельского хозяйства см.: Cipolla, (2)
Относительно терминов, употребляемых для описания зарождающегося общества,
см.: Brzezinski*, (3) Я писал о «супериндустриальной цивилизации» в
(4) Племена, не использующие сельского хозяйства, описаны, в частности,
у Нидерганга (Nidergang),
(1) О морской торговле см.: (2) Греческие фактории вкратце упоминаются в ----------------------------------------
· Бжезинский Збигвев (1928) - американский социолог и политический деятель, создатель концепции «технотронного общества».
** Белл Даниэль (1919) - американский философ и социолог, один из создателей теории «постиндустриального общества».
(3) О бурении нефти в древности см.: (4) Древние бюрократии описаны в (5) Александрийскал паровая машина упоминается в главе, написанной Ральфом Липтоном (Ralph Linton) в (6) О доиндустриальной цивилизации см.: (7) Об эре Мэйдзи в Японии: (8) Оценка количества лошадей и волов в Европе дана в (9) Паровая машина Ньюкомена описана у Лилли (Lilley), (10) Витрувий цитируется в (11) Точные приборы: (12) Значение машинных средств обсуждается в (13) Ранняя торговля красочно описана в (14) Прогресс массового распределения описан в (15) О ранних семьях, включавших в себя несколько поколений, см.: (16) Иммобильность сельскохозяйственной семьи описывается в (17) Эндрью Юэ (Andrew Ure) цитируется в
(18) Школьное образование в Соединенных Штатах в XIX в. обсуждается в
(19) Данные по удлинению школьного года взяты из «Historical Statistics of the United States», p. 207.
(20) О принудительном школьном образовании см.: (21) Декларация механиков цитируется в (22) Ссылка на Дьюинга (A. Dewing) взята из (23) Количество корпораций в Соединенных Штатах в период до 1800 г. приводится в (24) Бессмертие корпораций было доказано председателем суяа Джоном Маршаллом (John Marshall) в Dartmouth College v. Woodward, 4 Wheat. 518, 4 L.Ed. 629 (1819).
(25) Социалистические корпорации рассмотрены в статье Леона Смолински
(Leon Smolinski) в “Survey” (London), Winter 1974.
(26) В социалистических индустриальных странах Восточной Европы, как и в Советском Союзе, основной формой является так называемое «производственное объединение», которое более точно можно назвать «социалистической корпорацией». Производственное объединение в типичном случае принадлежит государству, а не частным инвесторам, и подлежит прямому политическому контролю в рамках плановой экономики. Однако, как и в случае капиталистической корпорации, его первичная функция состоит в концентрации капитала и организации производства массовой продукции. Более того, как и его капиталистический двойник, производственное объединение формирует жизнь своих рабочих и служащих, оказывает на них неформальное, но мощное политическое влияние, создает элитный слой из своего руководства, опирается на бюрократические административные методы, рационализирует производство. Его положение при социалистических порядках было и остается не менее центральным.
(27) Эволюция оркестра описывается у Sachs, (28) Истории почты посвящена книга Зиллиакуса (Zilliacus), см.: (29) Хвалебная ода почте Эдуарда Эверетта взята из (30) Мировой почтовый оборот описывается в (31) О телефоне и телеграфе см.: Singer, (32) Телефонная статистика взята из (33) Серван-Шрайбер (Servan-Schreiber) цитируется по (34) Об утопическом социализме см.:
(1) Роль рынка обсуждается в основополагающей работе Роlanyi,
(2) Рыночная площадь в Тлателолко живо описывается в (3) История торговца перцем находится в (4) Цитата из Броделя взята из замечательной работы [703]
(5) О слиянии производства и потребления см.: (6) Социальная и политическая роль потребителя прекрасно исследована в забытой работе Horace M. Kallen, (7) Я признателен моему другу, Bertrand de Jouvenel, за наблюдение, что, будучи и рабочим и потребителем, один и тот же человек имеет прямо противоположные психологические установки.
(8) Мысль об объективности-субъективности впервые появилась у меня
при чтении Зарецкого (Zaretski),
(1) Историю Теодора Вайля см. в (2) Влияние идей Фредерика
Уинслоу Тейлора описано у Фридмена (Friedmann) (3)
Стандартизированное тестирование интеллектуального уровня описывается в
(4) О подавлении малых языков см. Thomas, (5) Предпринятые во время
Французской революции меры в отношении метрической системы и нового календаря описываются у Moraze, (6) О деньгах, выпускаемых частным образом, и о стандартизации денежного обращения см.: (7) О единой ценовой политике см.: (8) “The Advantages of the East India Trade” цитируются в (9) Знаменитое рассуждение Адама Смита об изготовителе булавок содержится в Поразительный рост производительности Смит связывает с возросшими умением и ловкостью специализированного работника, который быстрее переходит от одного вида работы к другому, специализированный работник также может усовершенствовать свои орудия труда. Однако Смит ясно осознает то, что лежит в самом центре: наличие рынка. Без рынка, связывающе-го производителя и потребителя, кому понадобятся 48 тыс. булавок в день? И потому, продолжает Смит, чем больше рынок, тем больше специализация. Смит был прав.
(10) Эти столь хладнокровные рассуждения Генри Форда приводятся в его автобиографии (11) Число профессий приводится по «Dictionary of Occupational Titles», опубликованному Департаментом труда Соединенных Штатов в 1977 г.
(12) Ленин цит. по: Christman, (13) См. о синхронизирующей роли трудовых песен (14) Э. П. Томпсон цит. по: «Time, Work-Discipline, and Industrial Capitalism”, “Past and Present” (London), No. 38.
(15) Стен Коэн сделал это наблюдение в рецензии на книгу Дэвида
Ротмана (David J. Rothman) “The Discovery of the Asylum”, в “New Society” (London), February 7, 1974.
(16) Европейские показатели производства автомобилей приводятся по
(17) Данные о концентрации производства алюминия, сигарет и сухих завтраков приводятся по Standart & Poor’s “Industry Surveys”, 1978, 1979. Данные о концентрации производства пива - по «New Survival Plan for OILmpia Beer”, “The New York Times”, May 15, 1979.