Влажность воздуха под одеждой имеет ещё более выраженные отличия. Так, в изделии из ПП ткани средняя влажность воздуха пододежного пространства в течение 3 дней составила 45,6; 44,3 и 45,1% соответственно. При использовании обычной одежды наблюдается увеличение влажности пододежного пространства соответственно до 60,0; 62,3; 61,2%. В то же время известно, что условию теплового комфорта соответствует относительная влажность воздуха под одеждой 35-60%, т.е. в случае использования обычной одежды отмечается превышение влажности воздуха под одеждой выше допустимого значения в среднем на 12%, что негативно сказывается на самочувствии человека.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о высокой способности ткани с содержанием ПП волокон передавать влагу из пододежного пространства во внешнюю среду.
Количество сердечных сокращений в обычной одежде составило в среднем 81 удар/мин, в одежде из ПП ткани – 77 удар/мин.
Изменение частоты сердечных сокращений в большую сторону при ношении обычной одежды свидетельствует о перегревании организма, способном вызвать сдвиги в сердечно-сосудистой деятельности.
После многократных стирок все швы изделий сохранили прежнюю форму, а также прочность в местах особых нагрузок (по пройме, по кокеткам).
Кроме того, испытания в сфере сельскохозяйственного производства показали, что ткани, созданные с использованием ПП волокон могут быть использованы для изготовления специальной одежды животноводов и рабочих других профессий сельскохозяйственного производства, спецификой которых является бактериальная заражённость воздуха рабочей зоны.
Неблагоприятное действие химического фактора на состояние здоровья медицинских работников обусловлено контактом с высокоактивными лекарственными препаратами.
Врачи, средний медицинский персонал могут подвергаться на рабочем месте воздействию биологического фактора. В больничной среде, как правило, циркулируют возбудители различных заболеваний, развиваются эпидемические процессы многих инфекций, вызванных условнопатогенными микроорганизмами.
Ткань спецодежды для защиты от физических и химических факторов должна обладать следующими свойствами: небольшая плотность, обеспечивающая свободу парогазообмена при незначительной адсорбции влаги и химреагентов на ткани, окраска, устойчивая к действию химфакторов и стойкая к интенсивному застирыванию, желательно наличие синтетических волокон. Цвет ткани предпочтителен неяркий и немаркий. С учетом всех изложенных особенностей нами были разработаны костюмы для персонала ванногрязевого отделения, где воздействие физических и химических факторов наиболее активно. Костюм для грязевого отделения состоит из блузы свободного покроя, нераспашной с Vобразным воротником и коротким до середины предплечья рукавом; брюк типа бриджи длиною чуть ниже колена с неразъемным поясом на широкой текстильной резинке. Костюмы для ванного отделения включают в себя блузу слегка приталенного силуэта, распашную на пуговицах, брюки с неразъемным поясом на текстильной резинке, длина по щиколотку.
Костюм для защиты персонала от контакта с реактивными и биологическими средами, должен состоять из халата с длинным рукавом, оканчивающимся манжетой на пуговице или текстильной резинке, брюк, головного убора, колпака, а также защитных очков и латексных перчаток. Защитные свойства комплекта могут быть усилены виниловым фартуком, нарукавниками и бахилами.
Для производства спецодежды персонала, в наибольшей степени подверженного химическим и биологическим факторам, следует использовать материалы со значительным содержанием синтетических волокон (60 %) и кислотостойкой пропиткой.
В процедурных кабинетах, где высока вероятность контакта персонала с кровью пациента, применяется спецодежда из ткани с кровеотталкивающей пропиткой.
Ткань должна быть бактериально нейтральной, то есть она не должна создавать условий для размножения патогенной микрофлоры. Долгое время при изготовлении медицинской спецодежды приоритетными оставались хлопчатобумажные ткани бязевой группы.
В последнее время многие компании активно разрабатывают новые виды тканей и дополнительных обработок тканей для медицинской спецодежды. Обычно антибактериальные технологии работают по принципу «выщелащивания» (постепенного выделения) антибактериальных препаратов, добавленных в отделку или в состав ткани. Медленно выделяясь из ткани, антибактериальный препарат воздействует на бактерии, тем самым предотвращая их развитие. Однако постепенное выделение не может происходить бесконечно. Ресурс ограничен не только количеством нанесенного вещества, но и условиями эксплуатации и ухода за изделием. Поэтому спрогнозировать и рассчитать срок эффективного воздействия антибактериального препарата практически невозможно. Также необходимо принимать во внимание беспокойство и озабоченность многих специалистов и медиков тем фактом, что широкое распространение этих методов контроля над бактериями может привести к рождению новых видов бактерий. Подвергание микроба сильной дозе антибактериального препарата может привести к мутации генов, что ведет к созданию микроорганизмов, на которые больше не воздействует никакая «химия».
За последние годы было предпринято много попыток создать ткань с антигрибковыми и антибактериальными свойствами. Одной из таких новинок явилась антимикробная отделка Permagard, разработанная фирмой Carrington. Отделка Permagard основана не на принципе медленного выделения антибактериального препарата, а использует механизм, который разрушает оболочку бактерии, только при непосредственном контакте с ней. Так как не происходит непрерывного воздействия, действие отделки не ограничено во времени. Поскольку принципом действия этой отделки является физическое уничтожение микроорганизмов, можно быть уверенным, что бактерии не будут мутировать.
При разработке тканей для медицинской одежды разработчики и производители продукции должны прежде всего знать условия обработки загрязненных изделий, которые предусматривают такие процессы, как: дезинфекция, стирка, стерилизация, глажение. В медицинских учреждениях одежду для больных, постельное белье, полотенца, санитарно-гигиеническую одежду обрабатывают следующим образом: стирка в циклическом режиме с моющими средствами, антистатиками и крахмалом, сушка, глажение. Одежда для больных хирургических отделений предварительно дезинфицируется. Операционную одежду после стирки дополнительно стерилизуют. Таким образом, ткани для медицинской одежды должны обладать высокой прочностью не только в сухом, но и во влажном состоянии, устойчивостью к высоким температурам и давлению при автоклавировании, не изменять линейных размеров после стирок, сохранять окраску после многократных воздействий хлора, моющих веществ и температуры.
Основным недостатком хлопчатобумажных тканей является их "старение" при обработке в автоклавах (стерилизации). Высокая температура (132°С) и давление (0,2 мПа) приводят к пожелтению материалов и ухудшению их эстетических свойств. Желтизну можно нивелировать расцветкой материала, например, фиолетовой, которая постепенно будет переходить в сиреневую.
Особо следует остановиться на одноразовой медицинской спецодежде. В большинстве случаев предпочтение отдается многоразовой спецодежде, так как ее использование экономит медицинскому учреждению значительные средства: одноразовая одежда должна постоянно докупаться и выбрасываться по мере использования. Использование одноразовой спецодежды в отечественной медицинской практике – явление относительно новое. Поэтому изменить сознание людей, в частности многолетнюю привычку работать с многоразовой продукцией, сложно. Все медицинские сотрудники на словах готовы принять на вооружение мировые стандарты обслуживания пациентов (которые на Западе используются уже двадцать лет), но на деле в больницах прослеживается недоверие и нежелание внедрять продукцию из современных материалов. Такая ситуация сохраняется, несмотря на то что сегодня уже имеются санэпидзаключения о высокой эффективности применения одноразовой спецодежды по сравнению с многоразовой. Поэтому основной проблемой отечественного здравоохранения является изменение взглядов на новые материалы и технологии в медицине.
Спецодежда для работников медицинских специальностей способствует созданию определенного корпоративного стиля в медицинских учреждениях. К сожалению, сегодня еще во многих медицинских учреждениях нет единого корпоративного стиля. Врачи, старшие медсестры в поликлиниках часто приобретают халаты и костюмы самостоятельно, за собственные деньги. Несколько иная ситуация наблюдается в частных клиниках, особенно среди стоматологических заведений. Хочется надеяться, что и в государственных медицинских учреждениях будет всё большее внимание уделяться спецодежде сотрудников. Ведь внешний вид персонала является своеобразной визитной карточкой медицинского учреждения.
Разработка корпоративного стиля обычно сводится к выбору определенной, уже разработанной одним из производителей модели с нанесением на нее логотипа и выбору цвета, в котором будет выполнена спецодежда для того или иного медицинского учреждения или специализированного отделения. Хотя есть случаи, когда для всех сотрудников медицинского учреждения закупается одна модель, но для каждого отделения выбирается свой цвет.
Каталоги медицинской одежды регулярно обновляются, дизайнерами разрабатываются новые модели. Однако о моде в медицинской спецодежде говорить сложно: по своей сути медицинская мода очень консервативна. Для западных медицинских учреждений характерно использование очень плотных хлопчатобумажных тканей, минимальное количество разновидностей моделей. Присутствие цветов крайне ограничено: общая медицина на Западе исключительно белорозовая. Каталоги российских, китайских, турецких, польских производителей пестрят самыми разными цветами. Медицинская спецодежда отечественного производства пользуется, безусловно, большей популярностью. Особенно смелые цветовые решения сегодня характерны для частных стоматологических и косметологических клиник. Бытует мнение, что чем серьезней и материально обеспеченней медицинское учреждение, тем больше классических цветов присутствует в одежде персонала. Однако в Екатеринбурге есть такие учреждения, которые принципиально отказываются от белого цвета, объясняя это тем, что больные негативно на него реагируют.