В современных видеоплатах обязательными также являются:
Поддержка DirectX 10 (DirectX - это специальная библиотека драйверов, встроенных в Windows: благодаря им игровые программы получают доступ к «железу» И могут использовать все его возможности - в том числе и встроенные технологии сглаживания).
Поддержка пиксельных шейдеров 3.0. Шейдеры (т. е. сглаженные углы на стыках полигонов, образующих в играх объемную поверхность) позволяют создать самые «живые» поверхности - будь то дрожащий на ветру лист или волнистая гладь озера. Поддержка третьей версии шейдеров как раз и реализована в последней версии DirectX 9.0, так что два этих требования, получается, связаны друг с другом. Однако далеко не все видеоплаты с поддержкой DirectX 9.0 поддерживают и шейдеры третьего уровня...
Дополнительные мультимедийные возможности. Видеовыход - самый распространенный «довесок» к видеоплате. Он позволяет вам вывести изображение с компьютера не только на монитор, но и, например, на экран телевизора. Эта функция особенно любима игроманами, обожающими выводить любимую игрушку на большой экран домашнего ТV. Видеовход на видеоплате встречается реже, хотя эта функция, на мой взгляд, куда более полезна. С его помощью вы можете «загонять» в компьютер изображение с видеокамеры и видеомагнитофона для последующего редактирования. Правда, как правило, мощностью встроенные устройства видео захвата не отличаются, и фильм, который вы сможете перегнать в ваш РС, будет оцифрован с качеством, достаточным для его демонстрации лишь в небольшом окошке размером с сигаретную пачку...
Еще один «бонус» - встроенный в видеоплату тюнер для приема телевизионных сигналов и вывода их на монитор. Встречается сегодня в основном в самых дорогих моделях видеоплат от ATI.
Поддержка цифрового интерфейса вывода (DV). Жидкокристаллические мониторы все увереннее теснят на прилавках привычные для на' модели на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ). А поскольку большинство этих устройств поддерживает не аналоговый, а цифровой метод передачи информации с системного блока, производители видеоплат все чаще оснащают свои изделия соответствующим разъемом. Правда, пока что цифровой интерфейс остается скорее экзотикой, чем реальной необходимостью. Однако аналитики неумолимы: привычным для нас аналоговым мониторам осталось жить от силы года два-три...
Звуковая карта
Это сегодня нам кажется, что звук на компьютере был всегда - ведь даже простенькая офисная персоналка сегодня снабжена всем необходимым! За исключением разве что колонок: музыку в офисах и в прочих серьезных местах не слишком почитают.
Но первые десять лет своего существования персональный компьютер обходился без звука - не считая мерзкого пищания встроенного динамика, который и «озвучивал» большую часть тогдашних игрушек.
Затем на горизонте появилась компания Creative - и в два счета доказала скептикам, что их компьютер может звучать на уровне хорошего музыкального центра. То, что необходимая оснастка для компьютера стоила в несколько раз дороже, мало кого смутило - деньги в карман «звуковиков» потекли рекой. Вплоть до конца 90-х гг. звуковые платы совершенствовались, улучшали качество звучания.
А попутно обрастали все новыми и новыми возможностями. Первоначально усовершенствования относились лишь к синтезу звука - потом, когда мода на MIDI окончательно сошла на нет, производители перекинулись на поддержку многоканальности, встроенных эффектов...
А потом на свет появились первые системные платы со встроенным звуком - и стало ясно, что рынок отдельных плат доживает последние дни. Выяснилось, что большинству пользователей' совсем не важно, кто именно поет из их колонок голосом Баскова или кричит монстром в игрушках отдельная и дорогая плата или просто маленький чип на «материнке»! Тем более, что в обоих случаях мы получаем примерно один и тот же набор функций.
Разумеется, если речь идет о звуковой подсистеме старого образца (кодек АС 97), то тут вопросов не возникает - такая встроенная акустика удовлетворит лишь самых невзыскательных пользователей. Однако сегодня, когда на большинстве системных плат уже установлена звуковая подсистема типа НDI (High Definition Audio) с поддержкой восьмиканального звука и аппаратной обработкой объемных эффектов - и в этом случае об отдельном «саунд бластере» в большинстве случаев можно просто забыть.
Хотя не стоит быть слишком уж пессимистичным: новые модные «саунд блacтepы» появляются на свет ежегодно, и компания Creative ничуть не жалуется на плохой спрос: пухлые коробки с новинками расхватываются не хуже шмоток на Рождественских распродажах.
И остается лишь понять, нужна ли звуковая плата именно вам точнее, вашему компьютеру. И если нужна, то какая? Определитесь, к какой группе вы себя относите, а уж потом - делайте выводы и потрошите кошелек!
Вариант первый. Вы - «пользователь стандартный», не слишком притязательный. То есть в идеале вы, конечно, не против качественного звука, изредка запускаете на компьютере AudioCD или DVD, раз в месяц отправляете свое сознание плавать по миру новой модной «стрелялки»... Не более что ж, при наличии новой системной платы вам беспокоиться не о чем: возможностей встроенного звука вам хватит вполне, а сэкономленные деньги потратьте на хорошую акустику.
Кстати - не поленитесь уточнить, каким именно звуковым кодеком оборудована ваша системная плата. Вариантов здесь немного: как правило, роль встроенного звука выполняет либо микросхема от Creative (Sound Вlaster Live), либо более дешевый кодек Realtek ALС850. Понятно, что первый вариант предпочтительнее - в этом случае соблазн выложить сто с лишним долларов за звуковую плату следующего поколения будет минимальным.
Вариант второй. Вы - игроман, живущий в мире модных «мочилок» или интеллектуальных стратегий. Жанр игры практически не важен - все современные игрушки предъявляют повышенные требования к качеству трехмерного звука. Правда, львиную долю из них поддерживают и встроенные кодеки звуковой платы - но лишь на программном уровне. А это значит, что основной труд по просчету эффектов ложится на многострадальный процессор, лишая нас толики столь дефицитной производительности. Так что вам прямая дорога в объятия компании Creative, львиную долю доходов которой как раз и обеспечивают такие, как вы! Смело берите с прилавка крутую новинку с «креативным» лейблом на макушке (к примеру, Sound Blaster X-Fi) за 100-150 долл. (а в придачу к ней - еще и многоканальную акустику за ту же сумму) - и добро пожаловать в объятия Матрицы! Ведь в области объемного звука Creative - признанный лидер, а ее карты поддерживаются всеми без исключения игрушками. Собственно, на поддержку игровых спецэффектов и уходит львиная часть мощности звуковой платы (а таже Sound Blaster X-Fi, по данным Creative, не уступает в производительности процессору Pentium 4. Да и стоит практически столько же). Это не значит, что ни на что другое платы от Creative не годятся - наоборот, они обеспечивают неплохое качество и при работе с музыкой, и при просмотре фильмов. Тем более, что в дополнение к звуковой плате вы получаете энное количество разъемов - например, столь необходимый для владельцев цифровых камер FireWire (IEЕЕ 1394). Но все же отдавайте себе отчет, что большую часть своих талантов плата от Creative проявит именно в игрушках - и покупается она прежде всего для них.
Вариант третий. Вы меломан. Ваши стены заставлены стойками с компактами, а винчестеры под завязку забиты тоннами МР3-файлов... Трехмерные игровые эффекты вас мало волнуют, а вот качество звука, напротив, жизненно важно! Конечно, идеалом для вас была бы стойка с аппаратурой стоимостью в десятки тысяч долларов - но пока что приходится обходиться обычной персоналкой. Не расстраивайтесь - и из нее можно выжать неплохое звучание, если обзавестись полупрофессиональной звуковой платой от таких компаний, как Terratec или M-Audio: в области воспроизведения музыки равных им практически нет. Только не стоит кидаться на самые дорогие модели - плата за 150 долл. вам вполне подойдет. Главное условие поддержка воспроизведения DVD-Audio (этим пока могут похвастаться не многие встроенные кодеки). И не забудьте прикупить качественные колонки со встроенным усилителем - достаточно двух, ведь для музыки объемный звук не нужен.
Вариант четвертый. Вы - профессиональный музыкант (или считаете себя таковым). В таком случае к повышенным требованиям к качеству кодека прибавляется минимальное время задержки сигнала (стандарт ASIO 2.0), а также наличие большого количества каналов для подключения внешних источников звука. Крайне важен низкий уровень шумов (от минус 120 дБ), наличие полноценных цифровых входов-выходов для соединения компьютера с профессиональной аппаратурой. Не помешает и большая разрядность карты - от 24 бит - и встроенный процессор эффектов. А вот поддержка нескольких колонок или «объемного» звучания чаще всего просто отсутствует - серьезным людям игрушки ни к чему... Словом, вот признаки, которые отличают дорогие платы от Terratec или Арех стоимостью от 250 до 700 долл.
Вариант Пятый. Вы любите не только послушать музыку, но и сами не
чужды творчества. А значит, вас наверняка заинтересует возможность превращения вашего компьютера в караоке-центр - ведь в Сети можно найти десятки тысяч файлов в формате mid (только мелодия) и kar (мелодия + текст песни)! Качай, подключай микрофон - и изображай из себя хоть Фредди Меркьюри, хоть Николая Баскова. И если живет в вашем сердце такое желание - постарайтесь обзавестись платой, «подогнанной» именно под воспроизведение «синтезированного» звука. Напомним - при MIDI - синтезе в файле содержится не собственно музыка, а лишь команды процессору звуковой платы: «сыграй мне такую-то ноту на таком-то инструменте». Первые звуковые платы лезли из кожи вон, пытаясь изобразить звук скрипки или гитары (звучало это просто кошмарно!). Потом поумнели _ и обзавелись библиотеками с образцами звучания реальных инструментов (их называют «банками»). Чем больше и качественнее банк - тем реалистичнее звучит музыка. Первоначально звуковые банки грузились в собственную память карты - но лет десять назад для этого приспособили оперативную память компьютера.