Смекни!
smekni.com

Системный блок: внешний вид стр (стр. 11 из 13)

К встроенным звуковым кодекам системной платы звуковые банки обычно не прилагаются - и правильно, ведь в быту, кроме караоке, МIDI - син­тез уже практически нигде не используется! А для карт той же Creative создано громадное количество банков, которые нетрудно найти в Сети. К тому же эти платы снабжены аппаратным модулем спецэффектов, которые могут на лету превратить ваш голос в пищание мышки или громовые раскаты Гла­са Богов... Так что для домашней караоке-студии платы Creative станут едва ли не лучшим выбором.

Какой бы вариант вы ни выбрали, не помешает узнать о том, чем отличаются друг от друга звуковые платы различных категорий.

Количество поддерживаемых колонок. Первоначально все платы с поддер­жкой «трехмерного» звука ориентировались на обычную систему из двух колонок. Однако уже в 1999 г. фирма Creative предложила четырехколоноч­ную систему для создания полноценного «звукового окружения» - пара колонок «переднего плана», пара - «заднего». Соответственно, и выходов для колонок на звуковой карте должно быть два: свой разъем для каждой пары колонок. При этой же схеме к четырем колонкам может быть подключена дополнительная, пятая - саббуфер, усилитель низких частот. А сегодня стан­дартной считается поддержка восьмиканального звука (7.1).

Для чего нам нужен объемный звук? Только для двух вещей: современные игрушки (а все они не просто рассчитаны на многоколоночную систе­му, но и требуют от платы поддержки громадного количества пространственных спецэффектов) - и DVD-фильмы, звуковая дорожка которых изначально «разложена» на нужное количество каналов по стандарту Dolbу Digital Ех. Сочетание цифрового вывода звука (полное отсутствие искажений и помех) использованием 8-канальной аудиосистемы «домашнего театра» (5 основных каналов + 2 канала для создания эффекта объемности звука + низкочастотный динамик - саббуфер) позволяет получить звук небывалой реалистичности.

А вот если вы чаще слушаете на компьютере музыку, чем запускаете модные «стрелялки», не мучайтесь: количество каналов на качестве звучания не скажется никак. И каким бы качеством ни обладали колонки компьютер­а комплектов «домашнего театра», они по-прежнему уступают обычной стереосистеме.

Максимальная разрядность и частота записи и воспроизведения звука. Вплоть до 1999 г. большинство звуковых плат поддерживало запись и воспроизведение звука с частотой оцифровки до 44 кГц и разрядностью до . 6 бит - эти характеристики соответствуют параметрам звука на обычном AdiоСD. Однако сегодня требования к платам значительно повысились - и связано это, прежде всего, с приходом в звуковой мир новых типов но­сителей. Так, частота оцифровки звука на DVD-дисках составляет 48 и 96 кГц, а разрядность - 24 бит. У новых аудио носителей (DVD-Audio) час­тота дискретизации может доходить до 192 кГц - поэтому, если вы когда­ - нибудь собираетесь работать с этим форматом, выбирайте плату стандарта «192/24».

Максимальные значения этих двух параметров важны не только для воспроизведения, но и для записи звука. Правда, частота оцифровки при записи звука даже у последних моделей звуковых карт не превышает 96 кГц.

Может возникнуть вопрос - зачем так много? Известно, что человеческое ухо с трудом воспринимает даже сигнал с частотой 18-20 кГц... Однако не забудем, что мы имеем дело со звуком оцифрованным - и его часто­та определяет уже совсем иные показатели. Еще в середине ХХ века амери­канский математик Клод Шеннон и, независимо, советский ученый В. А. Котельников (скончавшийся в 2005 г. ) доказали те­орему, в соответствии с которой для качественной передачи звука частота его «дискретизации» при оцифровке должна быть вдвое большей, чем максимальная частота звучания оригинала. Значит, частота дискретизации в 44,1 кГц обеспечивает качественную передачу звука с частотой до 22 кГц.

Важно учитывать и другое: при оцифровке звука сигнал подвергается значительному искажению и упрощению, что особенно ярко проявляется в полосе частот, вплотную прилегающей к «пограничной» зоне. А это значит, что чем выше частота дискретизации, тем дальше отстоит от границы нуж­ный нам «слышимый» диапазон. И тем добротнее он будет записан и вос­произведен.

Поддержка стандартов объемного звучания. В многочисленных аббревиа­турах, которые сегодня украшают коробки со звуковой аппаратурой, нетруд­но запутаться - Dolby Digital, АС-3, Dolby ЕХ, DTS, ТHХ...

Dolby Digital (DD) - стандарты, созданные компанией Dolby Laboratories (в свою очередь, основанной в середине прошлого столетия физиком Рэем Долби). Формат DD, впервые представленный в 1992 Г., предполагает вы­вод шестиканального звука (5.1) - и именно в этом формате записаны зву­ковые дорожки большинства фильмов на DVD. Термин же АС-3 обозначает систему компрессии звука, применяемую в этой системе.

Dolby ЕХ - усовершенствованная модель DD, представленная в 2001 г. От оригинальной Dolby Digital отличается поддержкой двух дополнительных колонок (7.1). На сегодня Dоlbу ЕХ считается одной из самых интересных технологий трехмерного звучания, однако, записанных с ее использовани­ем фильмов пока немного.

DTS - конкурирующий с Dоlbу Digital стандарт, созданный студией Сти­вена Спилберга. Также поддерживает вывод звука на шесть колонок (5.1), однако обеспечивает звучание лучшего качества.

ТHХ. Вопреки расхожему мнению, это не новый «продвинутый» стандарт объемного звучания, а всего-навсего сертификат одноименной компании, созданной знаменитым режиссером Джорджем Лукасом. Аппаратура, удос­тоенная значка ТНХ, позволяет добиться идеального (по мнению компании) звучания в любом помещении, так что наличие ТHХ-сертификата лишним тоже не будет.

Наряду се «киношными» стандартами трехмерного звучания существуют еще и «игровые,):

АЗD. разработанный компанией Aureal. Стандарты А3D и A3D2 первыми реализовали технологию «трехмерного» звучания на обычной двухколо­ночной системе, в отличие от Creative, изначально делавшей упор на четы­ре колонки. Популярность стандарта A3D и сегодня достаточно велика, не­смотря на кончину самой фирмы Аигеаl, бренные останки которой приобрела в вечное пользование все та же Creative! Сегодня первая вер­сия A3D превратилась в «отраслевой стандарт» и поддерживается многими независимыми производителями звуковых карт. Более совершенная модифи­кация А3D 2.0 поддерживается только чипсетом Vortex 2, карты на основе которого, вследствие банкротства Aureal, сегодня практически исчезли с рынка.

ЕАХ (Eпviroптeпtal Audio eXtensions) - стандарт, разработанный лидером мультимедиа-технологий Creative Labs на основе упоминавшегося выше DS3D. Первоначально не пользовался особой популярностью из-за ориен­тации на «квадро» - четырехколоночные системы, однако после ухода с рынка Аигеаl пользователи волей - неволей вынуждены делать ставку на ос­тавшегося лидера. Сегодня первую модификацию ЕАХ, как и A3D 1.0, под­держивает большинство звуковых карт и чипов, а вот более совершенные версии ЕАХ 2.0 и ЕАХ 3.0 остаются в монопольном владении Creative и поддерживаются только картами семейства Soиnd Вlaster Live и Aиdigy. Пос­ледние версии ЕАХ умеют работать с десятками видов эха, отраженных зву­ков, моделировать искажения звука при- «столкновении» с различными пре­пятствиями и прохождении сквозь них...

Соотношение «сигнал-шум». Это соотношение показывает, насколько уро­вень помех в звуковой карте слабее собственно звукового сигнала.

Минус 95 дБ и выше - уровень музыкального центра высокого качества (профессиональные карты ориентированы на соотношение «сигнал-шум» 100-120 дБ). Увы, для большинства встроенных звуковых карт эта величи­на практически недостижима: «внутренности» компьютера, «наполненные» разнообразными сигналами, «блуждающими токами» и тому подобной жив­ностью - мощнейший генератор шумов. И вот тут-то «отдельные» звуко­вые платы и демонстрируют себя во всей красе - шумят они в любом слу­чае значительно меньше своих «встроенных» собратьев. Естественно, чем «благороднее» происхождение карты и чем выше ее стоимость, тем меньше она шумит - трудно ожидать, что 20-долларовая карта от Yamaha проявит себя так же достойно, как новая модель Creative Sound Вlaster X-Fi.

Кстати, соотношение «сигнал-шум» нужно учитывать не только при воспроизведении звука, но и, наоборот, при его записи, оцифровке. В большинстве случаев звук по-прежнему вводится в компьютер через аналоговый вход, - например, микрофонный. И часто бывает так, что «малошумная» при воспроизведении звуковая карта при записи звука ведет себя совершенно непотребным обра­зом, засыпая «песком» все причудливые изгибы мелодии.

Поддержка стандарта ASIO. Поддержка этого стандарта жизненно необ­ходима музыкантам, создающим свои произведения на компьютере с исполь­зованием «виртуальных инструментов» - ASIO позволяет значительно сни­зить задержки, неизбежные при долгом и извилистом пути сигнала от MIDI­ - клавиатуры до программы-секвенсора (например, Cubase VST). В свое время поддержка ASIO включалась лишь в профессиональные карты стоимостью в несколько сот долларов, однако появившаяся в конце 2002 г. карта Creative Audigy впервые смогла реализовать ее на «любительском» уровне.

Виды и количество разъемов. Современная звуковая плата служит не толь­ко для ввода-вывода звука: количество всевозможных разъемов на ней пре­вышает все разумные пределы! Даже самая простая встроенная «звуковуш­ка» сегодня просто обязана иметь на борту следующее: