· РС3200
· DDR400
Не удивляйтесь - они обозначают одно и то же!
Помимо частоты, типа и объема у модулей оперативной памяти есть еще . целый ряд других, не менее важных характеристик - ИХ, к сожалению, очень часто упускают из вида и продавцы, и покупатели. Об одной из них времени доступа - мы уже упомянули. Этот показатель измеряется в наносекундах (нс) и обозначает минимальное время, необходимое для доступа к содержимому ячейки памяти. Понятно, чем ниже эта величина, тем быстрее будет работать модуль.
Другая характеристика (или даже совокупность характеристик) называется тайминг. Записывается он обычно в виде следующей формулы:
2-3-3-6
Каждая из этих четырех цифр означает одну из важнейших характеристик модуля:
· СAS (Colиmn Address Strobe) Latency. Эта величина обозначает количество процессорных тактов, которые должны пройти перед чтением содержимого ячейки памяти.
· RAS-to-CAS Delay (Row Address Strobe). Задержка между сигналами «выбор строки» и «выбор столбца» при адресации ячейки памяти.
· RAS Precharge. Количество циклов, необходимое для обновления данных в ячейке (вспомните принцип работы DRAМ и ее главную «ахиллесову пяту»).
· Active to Precharge Delay - время задержки для подзарядки строки памяти.
Понятно, чем меньше каждая из цифр, входящих в тайминг, тем быстрее работает оперативная память. Вот только узнать эти цифры порой практически невозможно - если, конечно, их не указал сам производитель. К тому же ряд модулей может работать с более низкими таймингами, чем указано в их маркировке - нужные значения можно выставить в разделе Advanced Chipset Settings в BIOS Setup). Но чаще всего такие эксперименты заканчиваются неудачей - «разогнанная» память начинает давать сбои и компьютер перестает загружаться.
Сколько же нужно памяти? Чем больше, тем лучше. Сегодня необходимо внести коррективы, благо память подешевела настолько, что даже малоденежный покупатель может без особого ущерба для своего кошелька укомплектовать компьютер хоть двумя гигабайтами оперативки... Конечно, необходимо это далеко не всегда. Жадные до памяти приложения, графические, видео- и звуковые редакторы такому изобилию только порадуются... А вот обычному офисному «софту» И играм такое раздолье явно не нужно. Во всяком случае, гигабайта оперативной памяти хватит всем... На ближайший год, до выхода Windows Vista. А там, как водится, наши персоналки вновь начнут страдать «склерозом».
Видеокарта
Работа с графикой - одна из самых трудных задач, которые приходится решать современному компьютеру. Сложные изображения, миллионы цветов и оттенков... Поэтому нет ничего удивительного, что для этой работы приходится устанавливать в компьютер фактически второй мощный процессор. Помните, в разделе, посвященном процессорам, мы говорили о специализированных «чипах-наместниках», «разгружающих» центральный процессор? Видеоплата - как раз первый и главный из таких «наместников», при выборе которого нужно быть особенно осторожным и внимательным.
Компьютер на одной плате - так с полным правом можно назвать эту самую сложную и многофункциональную из входящих в состав компьютера плат. Ведь помимо процессора она оснащена собственной оперативной памятью, работающей независимо от системной, собственной шиной передачи данных... Словом - полным джентльменским набором инструментов. И нечего удивляться, что и стоит видеоплата высшей категории, как целый компьютер.
Правда, в последние годы многие производители материнских плат начали встраивать в свои изделия собственное видеоядро, так что, теоретически, необходимость в отдельной видеоплате отпадает.
В ряде случаев так оно и есть, поскольку все пользователи делятся на две основные категории: одних совершенно не волнует, какого качества видеоплата установлена в их компьютере, для других же именно этот вопрос жизненно важен. К первой группе относятся те, кто ограничивается работой с текстом, таблицами, простенькой графикой и, конечно же - Интернетом. Вторая, более многочисленная категория - это фанаты компьютерных игр, а также профессиональные дизайнеры.
Лет десять назад перечень обязательных функций видеоплат (видеокарт) состоял только из одной позиции - работа с обычной (двухмерной) графикой. И именно исходя из быстроты и качества работы в 2D-peжиме карточки и оценивались. Сегодня ситуация изменилась: все современные видеокарты способны быстро и качественно обрабатывать двухмерную графику и ждать каких-либо серьезных подвижек в этой области уже не стоит.
За вывод изображения на экран отвечает специальная микросхема цифро-аналогового преобразования RAМDAC (Random Access Memory Digita1to-Analog Converter) - именно от нее зависит, насколько правильными и насыщенными будут цвета, насколько четким будет изображение. Микросхем RAMDAC на плате может быть несколько - отдельный чип устанавливается для поддержки видеовыхода или выхода на второй монитор.
Частота работы RAМDAC определяет параметры видеорежима. Здесь же коротко скажем, что складывается видеорежим из трех параметров:
· Разрешения картинки (максимальное количество точек по горизонтали и вертикали).
· Частоты вертикальной развертки (ГГц).
· Количества отображаемых цветов (l6-битный или 24(32)-битный цвет).
RAМDAC современных видеоплат, как правило, работает на частоте 350 или 400 МГц. В последнем случае максимальный поддерживаемый им видеорежим - 2048х1536 точек (85Гц) при 32-битном цвете.
Кстати, здесь необходимо сказать пару слов о цветорежиме - точнее, о величинах, которые его характеризуют. Обычно в документации указывают не точное количество цветов, которое он способен отобразить, а разрядность цвета -т. е. количeство битов, необходимое для передачи каждого оттенка.
16-разрядный цвет (Нigh Со1ог) заметно «грубее», чем True Со1ог. Однако не все жидкокристаллические мониторы поддерживают последний режим.
При работе же с обычными мониторами мы можем легко изменить как раз решение, так и цветовую палитру (как это сделать - читайте в главе «Настройка оформления Windows ХР»).
Вопреки расхожим мифам, скорость работы RAМDAC у дорогих и у дешевых моделей видеоплат практически одинакова - это значит, что получить хорошую двухмерную картинку можно на видеоплате любой ценовой категории. А вот качество работы RAMDAC может сильно различаться у разных производителей - например, популярные сегодня у домашних пользователей видеоплаты на основе чипсета NVIDIA значительно уступают в качестве выводимой картинки платам от Matrox (которые, правда, для игр непригодны вообще).
Точно так же не зависит качество «двухмерной» картинки от объема оперативной памяти - скажем, для хранения экранной картинки с приведенным выше разрешением и цветностью используется лишь 12 Мб оперативной памяти, в то время как сегодняшние платы оснащаются минимум 64!
Так зачем же нужны видеоплате мощнейшие процессоры, громадный объем оперативной памяти? Ответ прост - для игр. И только для них. Ведь большинство сегодняшних видеоплат рассчитаны прежде всего на любителей трехмерных «гонок» и «стреnялок» - а стало быть, именно за трехмерные способности платы мы и платим 90 процентов ее стоимости. Мысль о том, что это и есть самое главное достоинство видеоплаты, с успехом вдалбливали в сознание пользователей три последних года, так что не стоит удивляться, что даже не интересующийся, играми покупатель все чаще выбирает для своего компьютера модную (и дорогую) плату для игроманов.
Создание объемного, реалистичного изображения - задача непростая. Фактически, видеоплате приходится выполнять несколько сложных операций: строить «каркас» каждого трехмерного объекта, обшивать его подходящими кусочками изображения - текстурами, имитирующими листву, одежду, скалы, землю и т. д. А главное - быть готовой в любой момент, повинуясь желанию игрока, показать его с любой точки зрения: сверху, сбоку и иногда даже снизу! Причем, важно не просто показать объект с четырех сторон, но и - что самое сложное - воссоздать на экране его реальную, объемную модель. Сдвинулись вы на сантиметр - и трехмерный объект будет выглядеть несколько иначе. При этом видеоплата должна высчитывать не только две пространственные координаты для каждого пикселя, но и третью, которая характеризует удаленность объекта от наблюдателя. Но воссоздание объема - не самая сложная задача. Ведь даже самая объемная фигура будет выглядеть бледно и бесцветно, если не наложить на нее текстуру, т. е. просто раскрасить ее с помощью множества цветных объектов. Представьте, что у вас в руках некий болванчик-матрешка, на который вы можете нанести любой рисунок - как раз такой процесс и происходит в играх. для хранения текстур видеоплате требуется большой объем собственной оперативной памяти (до 256 Мб).
Не забудем и об игровых спецэффектах, поддержку многих из которых реализует все та же видеоплата. Например, сглаживание (Anti-Aliasing) контуров изображения, имитация тумана, пламени, рябь на водной глади, отражение в зеркале, тени и множество других. для поддержки игровых спецэффектов в процессор видеоплаты встраивают специальный «блок трансформации и освещения» (T&L), который позволяет получить просто фантастическое качество игрового изображения, а заодно и удорожает плату на несколько десятков долларов.
Наконец, еще один круг задач, которые призвана решать ваша видеоплата - обработка мультимедиа-информации. Многие платы сегодня поддерживают вывод изображения на телеэкран или, наоборот, прием изображения с внешнего источника - видеокамеры, видеомагнитофона или телевизионной антенны (эти операции выполняют соответственно видеовход и ТУ-тюнер). Кроме того, современной видеоплате приходится заниматься еще и декодированием «сжатого» видеосигнала, поступающего с дисков DVD.