Смекни!
smekni.com

Системный блок: внешний вид стр (стр. 9 из 13)

Чипсет

Главным «мозговым центром» любой видеокарты является специализиро­ванный графический чип, микросхема, которая объединяет в себе «подраз­деления», ответственные за работу с обычной, двухмерной, и игровой трех­мерной графикой.

Производительность трехмерных плат в трехмерных же играх характеризуют несколько величин, - например, сколько простых объектов, из которых со­стоит сложное графическое изображение (треугольников или пикселей) мо­жет прорисовать плата в секунду. Например, сегодняшние лидеры, платы на чипе GeForce 6800, могут выдавать не около 8 миллиардов пикселей в секун­ду!

Но существует и другой показатель скорости, который для новичков бу­дет куда более понятен - количество «кадров», сменяющихся на экране в секунду (fгame per second - fps) на той или иной трехмерной игре. Чем мощ­нее видеоплата, тем большее количество fps вы получите. Хорошим показа­телем считается цифра в 70-100 fps при разрешении в 1600х1200 на таких современных играх, как Unreal Tournament 2004 или FarCry. Конечно, на скорость влияют и такие факторы, как тип используемого вами процессо­ра, цветовой режим, а также использование различных спецэффектов и т. д.

Еще недавно число популярных чипсетов едва ли не зашкаливало за де­сяток, однако сегодня в живых остались лишь два лидера, каждый из кото­рых имеет свой собственный козырь, призванный привлечь внимание по­купателей.

Чипсeты NVIDIA (GeForce 7300/GеFогсе 7800). Платы на основе чипов NVIDIA считаются лучшим выбором для любителей игр, и именно они до­минируют сегодня на рынке. Каждый чипсет NVIDIA выпускается в не­скольких модификациях. Например, в серии GeForce 7 вы встретите следу­ющие модели:

· GeForce 7300 GS

· GeForce 7800 GT

· GeForce 7800 Ultra

Номинально все эти чипсеты относятся к одному поколению, однако производительность плат на их основе может отличатся на десятки процентов! Впрочем, как и цена. Чаще всего VIР-модели плат стоимостью около 100 долл. выходят с маркировкой Pro или Ultra.

«Бюджетные» модели отличаются от VIР-плат более низкой частотой ра­боты ядра и оперативной памяти, объемом и типом последней. В редких и самых тяжелых случаях - даже разрядностью шины памяти, в результате чего производительность платы падает до рекордных величин...

Еще одно различие между платами заключается в количестве конвейеров рендеринга (рендеринг - это процесс «прорисовки» изображения, его вы­дачи на экран). Например, у топ-моделей серии GeForce 7800 Ultra их 24, а у «бюджетных» моделей - всего 12 или даже 8.

Чипсеты AТI (Radeon х1300/х1500/х1800). Традиционно эти платы отли­чает отличное качество работы с цветом, а также целый спектр дополнитель­ных мультимедиа-возможностей: некоторые модели АТI оборудованы не только видеовыходом, но и телетюнером и видеовходом! Кроме того, эти платы считаются лучшими для просмотра DVD - их аппаратный видеоде­кодер выше всяких похвал. Особенно это касается карт новой серии AVIVO, оснащенным аппаратным декодером видео высокой четкости (HDTV). На­конец, платы АТI обеспечивают отличное качество двухмерной графики, что позволяет рекомендовать их не только домашним пользователям, но и про­фессиональным дизайнерам.

Что же касается игровых характеристик, то платы на чипсетах АТI счи­таются несколько более капризными устройствами: для комфортной рабо­ты с новыми трехмерными играми иногда необходимо «подкрутить винти­ки» в их драйверах.

Также, как и в случае с чипсетами NVIDIA, в модельном ряду АТI есть «бюджетные» наборы микросхем (платы на их основе стоят до 150 долл.) например, Х1300 - и топ-модель «300-долларовой категории» Х1800.

Описанные выше чипсеты, конечно же, не исчерпывают всю палитру современных видеоплат. Однако существование аутсайдеров вполне оправ­данно - ведь не для всех трехмерные характеристики видеоплаты являются определяющими в процессе выбора. Для офисных компьютеров, например «трехмерность» не просто излишество, но и недопустимый, порой раздра­жающий фактор.

Характеристики видеокарт

Объем оперативной памяти. Все современные графические платы оснаще­ны как минимум 128 Мб памяти - (для полноценной работы с двухмерным изображением «домашней» видеоплате все равно нужно не больше 16). Од­нако «лишние», дополнительные мегабайты всегда могут использоваться для создания трехмерной графики в играх, - именно в них хранятся «тексту­ры», которыми обтягивается в играх трехмерный «каркас». Чем больше та­кой дополнительной памяти, тем лучше будут выглядеть монстры в ваших любимых «стрелялках». Как показывает практика, большинству трехмерных игрушек для полноценной и быстрой работы на 17-дюймовых мониторах вполне достаточно 32 Мб оперативной памяти. Для работы с высокими иг­ровыми разрешениями (от 1280хl024 пикселей) рекомендуется уже 64 Мб графической памяти, 128 Мб позволяет еще чуть-чуть улучшить детализацию и качество картинки, однако оценить (и заметить) выигрыш сможет разве что опытный игроман со стажем.

Тип используемой памяти. Еще совсем недавно этот параметр видеоплат волновал лишь немногих. Но времена меняются... Объем памяти ныне не имеет решающего значения - и привередливым пользователям только и остается придираться к типу памяти.

Типы памяти, используемой на видеоплатах, ничем не отличаются от модификаций обычной оперативной памяти. На самых недорогих моделях, как правило, используется память DDR2, более совершенные модели осна­щены быстрой памятью GDDR3.

Интересно, что даже модели видеоплат, собранные разными производи­телями на основе одного и того же чипсета, могут оснащаться различными типами оперативной памяти, - за счет этого их быстродействие может раз­личаться на десятки процентов.

Частота работы графического чипа и памяти. Иногда память и графичес­кий чип на видеоплатах работают на разной частоте, а иногда - на одной. В любом случае, помните - чем быстрее, тем лучше.

Впрочем, не стоит думать, что частота работы чипа и памяти - един­ственный показатель, определяющий скорость платы. Напротив, нередки случаи, когда более быстрая (по этим значениям) видеоплата значительно уступает своему более «медленному» конкуренту.

Разрядность. Не забудьте обратить внимание и «ширину», то есть разряд­ность шины памяти - от нее, как вы понимаете, напрямую зависит ско­рость работы видеоплаты. Стандартная разрядность шины - 256 бит, но на дешевых видеокартах ее частенько искусственно урезают вдвое! А при 128-битной шине вся мощь даже самых новых процессоров сводится на нет...

Интерфейс подключения к системной плате. Первоначально видеоплаты устанавливались в обычный слот PCl, и лишь в 1997 г. для них был создан новый слот и новая шина - AGP. Он «протянул» целых семь лет - целая эпоха, по компьютерным меркам. Его последняя модификация AGP 8х под­держивала скорость передачи данных в 2 Гб/с - но и этого современным игрушкам было мало. В 2004 г. на свет появился конкурент AGP – шина РСI -Express: через нее данные могли течь с вдвое больше скоростью (до 4 Гб/с). Увы, вместе с новой шиной родился и новый разъем, так что вста­вить АGР-плату в PCI-E слот вы не сможете. Как, впрочем, и наоборот.

Покупать АGР-плату сегодня имеет смысл только для модернизации ста­рого компьютера - для новой персоналки лучшим выбором станет видео­плата формата PCI-E.

Поддержка HDТV. Телевидение высокой четкости (High Definition TV) и фильмы в этом формате пока еще проходят по разряду «грядущих перспек­тив» - его бум намечен лишь на 2007 г. Тем не менее в сети уже можно найти НDTV-версии многих популярных фильмов, так что поддержка это­ю стандарта не помешает. От обычного стандарта DVD НDТV отличается вдвое лучшим качеством картинки (1080 горизонтальных строк против 576 у PAL) и вдвое большей частотой кадров (60 против 25 или 30).

А стало быть, вывод фильмов этого стандарта дает повышенную нагруз­ку на процессор (для нормальной работы с НDТV необходима частота от 2.4 ГГц). И все равно без помощи видеокарты не обойтись - без аппарат­ной поддержки НDТV с ее стороны хороших результатов не ждите. Одно время считалось, что для полноценного отображения НDТV необходимы исключительно платы АТI последних версий, однако новые модели плат NVIDIA, начиная с серии GeForce 7, справляются с этой работой не хуже.

Конечно, для того, чтобы ощутить разницу в качестве, одной видеопла­ты мало: если на обычном DVD разрешение картинки составляет 720х576, то для НDТV требуется режим 1280х720. А это значит, что вам необходим еще качественный монитор с диагональю от 19 дюймов.

Поддержка аппаратною сглаживания текстур и игровых спецэффектов. Еще один крючок с наживкой для игроманов. Отныне, дабы игроманские очи не страдали от грубых «стыковок» между отдельными текстурами в играх, ви­леоплатам приказано делать картинку гладенькой, стыковки и переходы - плавными. для достижения максимальной реальности изображения в играх сегодняшние видеоплаты используют сразу несколько методов аппаратного сглаживания и фильтрации. Например, билинейную и трилинейную фильт­рацию поддерживают практически все платы, выпущенные начиная с 2001 г., а вот фильтрацию анизотропную, отвечающую за качество отображения «уда­ленных» от пользователя участков игрового ландшафта, предложат вам лишь самые последние чипы от NVIDIA или ATI...

Другая наживка - аппаратная поддержка тех или иных игровых спецэф­фектов (туман, переливы воды, различные модели освещения и т. д.). Еще год назад одним из сaмых веских доводов «за» или «против» той или иной видеоплаты являлось наличие (или отсутствие) у нее так называемого «бло­ка эффектов T&L», как раз и отвечавшего за правильное моделирование всей этой катавасии. Сегодняшняя плата просто обязана поддерживать на аппа­ратном уровне, помимо уже упоминавшейся «анизотропной фильтрации», еще и «полноэкранное сглаживание» (Ful1Screen AntiA1iasing - FSAA), ко­торое позволяет убрать излишнюю «зубчатость» изображения. В принципе, поддержка FSAA реализована во всех новых платах NVIDIA, начиная с GeForce 2, однако по-настоящему его смогут оценить лишь счастливые об­ладатели GeForce 4. Одной из самых модных «примочек» последних моделей видеоплат стала анизотропная фильтрация, которая позволяет устранить эффект «лесенки» на наклонных плоскостях.