Смекни!
smekni.com

Муниципальное общеобразовательное учреждение «муниципальное учреждение школа №12 города горно-алтайска» «История и характер происхождения фамилий» по русскому языку (исследовательская работа) (стр. 4 из 5)

IV.3. Грамматическое склонение

Личные имена, отчества и фамилии в русском языке склоняются, если их окончания поддаются изменению в соответствии с правилами русского словоизменения.

Некоторые иноязычные имена, заимствованные в русский язык, и их конечные элементы порой резко отличаются от типичных русских имен и их окончаний. Такие имена остаются в литературном языке несклоняемыми. Ниже приводятся правила склонения русских фамилий, а также личных именований представителей других народов РФ и иностранных.

Склонение фамилий в русском языке также определяется характером окончаний и соответствием между грамматическим родом слова и полом именуемого. Основное ядро фамилий русского населения, а также многих других народов нашей страны составляют так называемые стандартные фамилии, оформленные суффиксами -ов/ев, -ин/ын,- ский/ской, -цкий/цкой, Эти фамилии беспрепятственно склоняются по образцом, приведенным ниже.
Но у русского и многих других народов имеются фамилии, не оформленные соответствующими суффиксами. Они склоняются не во всех случаях.
К склоняемым относятся фамилии, созвучные прилагательным: Бедный, Жареный, Нужный, Стальной, Убогий. Эти фамилии могут иметь формы мужского и женского рода и множественного числа.
Нестандартные фамилии, созвучные существительным, часто не имеют мужских и женских соответствий. Среди них есть слова мужского рода; Бык, Ус, Сосед,Мельник, Воспитанник, Татарин, Казначей - и слова женского рода: Пятница, Судьба,Зима, Ручка, Красавица, Гусыня, Ворона, Повариха. И те и другие принадлежат как мужчинам, так и женщинам и склоняются в соответствии не с грамматическим родом, а с полом носителя.
Встречаются даже фамилии, созвучные словам среднего грамматического рода: Блюдо, Благо, Долото. Несоответствие между фамилиями, совпадающими со словами среднего рода, и полом человека (мужским и женским), позволяет не склонять эти фамилии. Несклоняемыми остаются и фамилии Стецко, Писаренко, Москаленко.
Вне грамматического рода и, следовательно, несклоняемыми остаются фамилии, исторически образовавшиеся из родительного падежа личного или прозвищного имени главы семьи или всего семейства в целом: Хитрово, Мертваго, Бураго (от Хитрой, Мертвой, Бурой), Седых, Фоминых (от Седые, Фомины).
Фамилия как именование семьи предполагает наличие формы множественного числа: Петровы, Кашкины, Введенские. Если вступающие в брак берут общую фамилию, она пишется во множественном числе: Дмитриевы, Донские, Усатые. Нестандартные фамилии, кроме фамилий в форме прилагательных, официальных документальных форм множественного числа не имеют. Поэтому пишут: Мария Ивановна и Николай Иванович Виноград, супруги Сосед, муж и жена Суздаль.
Несмотря на ряд трудностей, возникающих при склонении собственно русских и иноязычных фамилий в русском языке, все же желательно склонять все элементы именования человека, если они поддаются склонению. Действующая в русском языке система падежных окончаний достаточно жестко заставляет воспринимать оставшееся без склонения склоняемое слово как стоящее не в том падеже или относящееся не к тому роду, к которому оно в действительности относится. Например, Иван Иванович Сима, в родительном падеже должно быть Ивана Ивановича Симы. Если будет написано: для Ивана Ивановича Сима, это значит, что в именительном падеже данная фамилия имеет форму Сим, а не Сима. Оставленные без склонения мужские фамилии типа Ветер, Немешай будут приняты за женские, потому что подобные фамилии у мужчин склоняются: с Петром Сергеевичем Немешаем, от Владимира Павловича Ветра.
Итак, стандартные русские фамилии (Петров, Гостев, Телегин, Курицын,
Сумской, Костромской, Березницкий, Трубецкой) склоняются по типу прилагательных, а нестандартные (Паук, Ключ, Кукла, Баня, Гроза) - по типу существительных.
Иноязычные фамилии, даже если их конечные элементы совпадают с типичными окончаниями русских фамилий -ов -ин склоняются как нестандартные по образцу существительных, т. е. с Дарвином, но с Дарвиным, с Пангровом, но с Бугровым. Та же разница в склонении стандартных фамилий и географических названий, обозначенных тем словом: с поэтом Пушкиным и под городом Пушкином.

Часть V. О чём говорят фамилии в художественной литературе

В художественной литературе фамилия персонажа, как правило, глубоко продумывается и часто используется автором для характеристики героя.

Одним из приёмов образования фамилий является метафоризация (переносное значение). Многие фамилии были образованы от общенародных слов (названий зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: они как бы характеризуют людей по тем свойствам, которые присущи животным: Баранчевский , Кукушкина, Собакевич, Кабанова....

Так, фамилия Беркутов («Волки и овцы») и Коршунов («Бедность и порок») образованы от названий хищных птиц: беркут – сильный горный орёл, зоркий, кровожадный; коршун – хищник послабее, способный схватить добычу поменьше. Эти черты характера героев и хотел показать А.Н.Островский.

Фамилия в художественных произведениях может указывать на внешний вид человека: Пузатов, Бородавкин, Ноздрёв, Бобчинский, Белотелова; на манеру поведения: Гневышев, Хлестаков , Манилов, Лютов, Молчалин; на образ жизни: Баклушин, Досужев, Плюшкин; на социальное и материальное положение: Большов, Великатов

Почти треть всех фамилий в произведениях диалектного и сатирического происхождения: Лыняев – отлынивать, Жадов – жадать («испытывать сильное желание), Маломальский, Недоносков.

В качестве «строительного материала» для образования фамилий персонажей не часто, но используются искажения иностранных слов: Паратов ( от французского «парад» - всё делает напоказ, любит покрасоваться), Неглигентов (от французского «неглиже» - небрежный вид).

Исследователи творчества Л. Н. Толстого приходят к выводу о том, что писатель в работе над фамилиями вымышленных персонажей пользовался такими тремя основными путями: использование реальных фамилий, существовавших в конкретную эпоху; использование видоизмененных реальных фамилий; создание абсолютно новых фамилий по моделям реальных.

Пушкин для героя своего романа в стихах мог взять или готовую фамилию, где-то им услышанную или прочитанную, либо создать ее по правилам русской речи. Используя такую «северную» фамилию, поэт, возможно, хотел подчеркнуть суровость Евгения, его холодное сердце, трезвый, слишком рассудочный ум. Представим себе на минуту, что у Евгения Онегина была бы другая фамилия...

Есть кроме такого возможного внутреннего содержания «холода» у фамилии Онегин и еще одна особенность. Она необычно благозвучно сочетается с именем. Вслушайтесь: Евгений Онегин. В обоих этих словах совпадает количество слогов. В них одна и та же гласная буква е несет на себе ударение. Обратное повторение слогов ген нег обладает мелодичностью. К тому же в этом словосочетании Евгений Онегин трижды повторяются е и н. А ведь благозвучие, мелодичность имен и названий играли для Пушкина не последнюю роль.