Но А.С.Макаренко не только высказывался за трудовое воспитание, он его применял на практике. Но в его коммуне труд был не ради самого процесса, он носил промышленный характер, дети занимались реальным трудом, видя его плоды и зарабатывая при этом деньги, благодаря чему коммуна ни от кого не зависела в материальном плане и существовала на самоокупаемости.
Что касается потенциала колонии им. М.Горького и детской коммуны им. Ф.Э.Дзержинского, то, по мнению ряда видных учёных, он был огромен. Но, к сожалению, это не было замечено сторонниками преимущественно словесного книжного воспитания того времени, которые сумели с помощью ловких чиновничье-административных маневров загубить живые ростки коммунистического труда, взращиваемые педагогом-новатором. По мнению доктора исторических наук В.С.Хелемендика, само разрушение прекрасного воспитательного коллектива колонии им. Горького было начато именно с того, что к детям обратились с призывом: «Хватит вам быть батраками – беритесь за учёбу…». Это было сказано при том, что, кроме работы, длившейся 4 часа, дети также обучались – тоже 4 часа [17, с.14].
Итак, в результате проведенного анализа литературы по проблеме коллективного воспитания в теории и практике А.С.Макаренко, мы приходим к следующим выводам.
Центральная проблема педагогической практики и теории А.С.Макаренко — организация и воспитание детского коллектива.
Большая заслуга А.С.Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
А.С.Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремленной личности. Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим «механизмом», педагогическим средством является «параллельное воздействие»— одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.
Выясняя воспитательную сущность коллектива, А.С.Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.
Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.
А.С.Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.
Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.
3. ОПЫТ А.С.МАКАРЕНКО И СОВРЕМЕННОСТЬ
Многоплановая критика коллективизма в воспитании, особенно активизировавшаяся в начале 90-х годов, тем не менее, не сыграла своей преобразующей науку и практику роли. Осознание многими учеными и учителями таких негативных последствий коллективистского воспитания, как зависимое положение личности от коллектива, создающее угрозу ее индивидуальности, невозможность сформировать подлинную нравственную свободу в условиях коллектива, снятие с ребенка напряжения личной ответственности, личного выбора, перенос их на коллективное принятие решений, коллективная безответственность и многое другое, до сих пор не стало основой для окончательного отказа от идеи коллективистского воспитания [12, с.306].
Итак, в 90-е годы ХХ столетия коллектив стал объектом справедливой критики педагогов, а гуманизация образования потребовала разработки новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.
Однако, новые уникальные педагогические идеи не возникают из ничего. Они прорастают на определенной почве, впитывая все, что посеяно на ней предшествующими эпохами.
Вместе с тем деятельность А.С.Макаренко является поучительным примером подлинного творческого отношения к воспитанию подрастающего поколения. Анализ его педагогических изобретений показывает, что создание совершенно нового в области воспитания во многом сходно с творчеством в других видах деятельности: оно совершается из тех побуждений и теми же способами, что и в науке, и в технике.
Своим педагогическим опытом и его теоретическим осмыслением А.С.Макаренко доказал, что успешно воспитывать личность может только тот коллектив, который постоянно развивается, самосовершенствуется. И основой этого процесса совершенствования, его базой является самоактивная, социальноценная деятельность коллектива, организуемая педагогами особым образом: в единстве с жизнью трудовых коллективов, всего общества; с вовлечением каждого члена коллектива и сменности его ролей — от исполнителя до организатора; при интенсивном развитии рефлексии коллектива по поводу его деятельности и отношений.
Такие важнейшие положения макаренковской теории коллективного воспитания, как параллельное воздействие, перспективные линии, дисциплина борьбы и преодоления, самоуправление коллектива, особая методика работы с коллективом и личностью, имеют в своей основе понимание роли саморазвития, самосовершенствования коллектива как важного фактора. А.С.Макаренко писал, раскрывая суть своей работы по воспитанию молодежи: «В коммуне я добился того, что коллектив сам стал замечательной, творящей, строгой, точной и знающей силой» [5, с.405].
В этом — гуманизм, оптимистическая направленность и диалектический прогноз во взгляде на проблему воспитания и перевоспитания, свойственные всей его педагогической концепции, его методике коллективного воспитания.
Моргун В.Ф. отмечает, что, оценивая сегодня педагогический эксперимент А.С. Макаренко, его литературное наследие, поражаешься грандиозности свершенного великим педагогом. «Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность. Такая задача была бы абсолютно непосильной для педагогики, если бы не марксизм, который давно разрешил проблему личности и коллектива»,— утверждал педагог [6, с.46-47]. В тот период исторического развития нашей страны педагогический опыт А.С.Макаренко не получил широкого распространения не в силу уникальной неповторимости личности педагога, а потому, что был свернут социальный заказ на самоуправляемую, всесторонне, развитую личность, на таких людей, какими становились его воспитанники [10, с.121].
Для выдающегося педагога А.С.Макаренко его воспитательная система была не просто методикой, не просто педагогической технологией, а образом жизни детей и взрослых. Новый человек, новая личность рождались не в результате просто каких-то педагогических воздействий, а в совместном преодолении трудностей, в совместном поиске путей из сложнейших ситуаций, в сорадости, в сопереживании успехов, словом, в совместном проживании неудач и успехов. И позиция педагога при этом — не над ребенком, даже не рядом с ребенком, а вместе с ребенком. Таков один из педагогических постулатов методики коллективного воспитания.
Отвечая на вопрос, как учиться искусству воспитательной работы, И.П.Иванов пишет: «Есть три фактора, которые позволяют овладеть этим искусством. Они связаны с макаренковской теорией, макаренковской методикой и макаренковским опытом. Овладение макаренковской методикой, разработка ее и распространение воплощаются в системе коллективных творческих дел» [2, с.65].
Однако, несмотря на значительный вклад в развитие данной проблематики, теория коллектива не может рассматриваться как окончательно завершенная. Кроме того, изменяющаяся реальность общественной жизни, переоценка ценностей, происходящая в нашем обществе, изменение позиции и роли коллектива в системе общественного производства: превращение его из клеточки административно-командной системы в основную самостоятельную производственную единицу, возрождение частной собственности в разнообразных ее формах,— не могут не требовать дальнейшего развития теории, известного ее переосмысления, поскольку создавалась она в определенный исторический период и, безусловно, не могла не нести на себе отпечаток довлевших в то время идеологических штампов и стереотипов [16, с.88].
Таким образом, проблемы воспитательного влияния коллектива, организации коллективной деятельности, поиски и совершенствование форм деятельности, как своеобразное формотворчество – все это может быть оценено как золотой фонд педагогики, ее теории и практики. Однако, это не застывшее раз и навсегда данное наследие прошлого, а живой, создаваемый в равных условиях общественного развития итог и результат педагогических поисков, сочетание бесспорных, вечных истин и преходящих, определяемых данной, конкретной ситуацией педагогических идей, утверждений, советов и раздумий.