Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пировская средняя общеобразовательная школа»
РЕФЕРАТ
ТЕМА: «Обработка металлов давлением: художественная ковка».
Выполнила:
ученица Пировской средней
общеобразовательной школы
Новикова Анастасия, 9 «Б» класс.
Консультант:
Учитель географии
Юрк Елена Эвальдовна
Пировское - 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение
2. Исторические сведения художественной обработки металла.
3. Виды художественной ковки
4. Металлы для художественной ковки
5. Современные методы и технологии в обработке металла
6. Применение художественного металла.
7.Заключение
8. Используемая литература
ВВЕДЕНИЕ
Художественная ковка металлов - искусство изготовления изделий из металла.
Художественная обработка металлов известна со времен глубокой древности. Человек, встретив на своем пути золото, был очарован его красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти качества металла в сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых видов народного художественного творчества.
Художественная обработка металлов – искусство малых форм. Благодаря красоте материала, талант и техническое мастерство исполнителя позволили придать изделиям изысканность, высокую художественную ценность, особую выразительность.
Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. Изделия, созданные мастерами, призваны служить не только в качестве украшений и предметов быта; они способны нести в себе воспитательное начало: удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его художественный вкус культуру, пробуждать интерес к творчеству.
Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Новый скачек в развитии искусства художественной обработки металлов произошел на современном этапе с выходом закона об индивидуальной трудовой деятельности.
Исторические сведения
художественной обработки металла
Издревле русские кузнецы (с VI-VIII веков н.э.) владели всеми приемами свободной ковки, кузнечной сварки, горновой пайки меди, умели производить термическую обработку изделий. Металл является одним из наиболее древних материалов, который человечество открыло, и начало широко использовать. Метеоритное железо стало применяться с IV тысячелетия до н. э. Добыча и обработка железной руды относятся ко II тысячелетию до н. э. Холодную обработку металлов дополнили горячая ковка и литьё, правда, для этого человечеству потребовалось не одно тысячелетие. Из всех металлов наибольшее применение получило железо. Знания и опыт в области обработки железных руд стали мерилом богатства и военной мощи. Русская земля, богатая железными рудами, не является исключением. Здесь издревле железо служило как для изготовления оружия, так и орудий труда, украшений и т. п. Добывалось оно из бурых железняков, озёрных и болотных руд, обжигаемых на открытом огне, в ямах или глиняных печах.
При том уровне техники от мастера требовалось много умения, навыка, опыта в обращении с металлом. Различить, например, сорта стали можно было только по цвету и характеру искры или излому, а степень нагрева при ковке, закалке и сварке - по цвету раскаленного металла (каленого) на глаз; о температуре отпуска стали мастер судил по цветам побежалости и т.д.
Приемы свободной ковки, известные с древних времен, сохранились и до наших дней. Кузнечная сварка была в основе изготовления холодного оружия из многослойной стали. Ее еще называют сварочным булатом. Больших успехов добились мастера из Дамаска. Дамасской сталью стала называться многослойная сварочная сталь.
В XVII в. многие кузнечные мастера переходят на изготовление больших и малых оград для дворцово-парковых ансамблей. Старые русские кузнецы не только обладали знаниями технологии ковки в совершенстве, но и славились высоким художественным вкусом.
Оригинальность объясняется присутствием легких кованых кружев на балконах домов, на оградах парков, скверов, церквей. Мастера классицизма великие архитекторы и зодчие Бова, Жилярди, Баженов, Казаков любили использовать кованый металл при проектировании и создании архитектурных ансамблей.
Художественная ковка стала упрощаться, все меньше осталось настоящих мастеров, умеющих отковать ограду, реставрировать или починить старинную решетку.
Поэтому возрождение этого вида ремесла имеет огромное значение для современного декоративно-прикладного искусства.
Виды художественной ковки
Для придания металлу нужной формы и характера, используют различные методы и технологии. Различают холодную и горячую ковку. При этом, горячая ковка считается ручной, а холодная - машинной.
Холодная ковка
Холодная ковка - дань современности. Изделия, изготовленные таким способом, не являются уникальными, потому что сделаны из заготовок. Суть холодной ковки состоит в том, что при помощи специального оборудования из металла вырезаются первоначальные заготовки. Заготовки, нужно сказать, вполне типовые и совсем не эксклюзивные. Затем эти заготовки обрабатываются при помощи машины. Именно машина загибает и придает форму будущего изделия. Соединение кованых элементов происходит посредством сварки. В процессе холодной сварки металл не подвергается нагреву. Это значительно снижает время изготовления и увеличивает его качество. Тем не менее, изделия, изготовленные холодной ковкой гораздо дешевле своих "горячих" собратьев, из-за своей типичности и одинаковости. Назвать эти кованые изделия произведением искусства уж точно нельзя. К тому же, для изготовления изделий методом холодной ковки требуется сложное оборудование. Такой способ подходит для изготовления экономичных кованых изделий, не требующих эксклюзивности.
Горячая ковка
Горячая ковка - это настоящая ручная работа. Здесь нет штампов и типовых изделий. Работа с металлом начинается при температуре выше, чем температура кристаллизации. При нагреве до этой температуры металл становится мягким и пластичным. Теперь можно приступать к работе. При помощи специальных инструментов и мастерства кузнеца, металл приобретает необходимую форму, превращаясь на глазах в нечто особенное. После придания формы, почти готовое изделие художественной ковки необходимо охладить, поместив его в бочку с холодной водой. Горячая ковка - это достаточно трудоемкий процесс, требующий большого мастерства и терпения. Зато и результат достойный. Способом горячей ковки можно получать совершенно любые кованые изделия: мебель, заборы, ворота, аксессуары для дома, сувениры и т.д. Причем каждое изделие будет индивидуальным. Горячая ковка позволяет изготавливать изделия по эскизам, экспериментируя с формой. Недостатком горячей ковки является более высокая цена, и невозможность изготавливать изделия массового потребления. Безусловно, говорить о том, что один способ изготовления кованых изделий лучше другого, некорректно. Каждый из них решает свои задачи.
Металлы для художественной ковки
Ковка – это процесс обработки металлов методом пластической деформации. Основное требование, предъявляемое к материалу – пластичность. Не все металлы можно обработать таким способом. Некоторые из них совсем не поддаются пластической деформации по причине высокой хрупкости. Из наиболее распространенных к ним относятся некоторые марки алюминиевых сплавов, чугуна. Другие материалы не куют, т.к. невозможно или очень тяжело разогреть их до температуры, при которой они становятся достаточно пластичными.
Железо и его сплавыСамый распространенный металл, используемый в ковке – железо и его сплавы. Этот материал имеет высокую прочность при комнатных температурах, становится пластичным при разогреве до 1000 °С. Различные легирующие элементы повышают прочность железных сплавов, могут сделать их хрупкими. Для ковки рекомендуется использовать низкоуглеродистые железные сплавы, в идеале – чистое железо. Но чистое железо в природе практически не встречается и технология его получения в промышленных условиях достаточно дорогая. Достоинство железа как материала для ковки – высокая доступность, возможность сочетать различные технологии обработки (сварка, литье), термообработки, нанесения различных защитно-декоративных покрытий.
Алюминий и алюминиевые сплавыАлюминий и алюминиевые сплавы также широко распространены. Если чистый алюминий очень пластичен, позволяет обрабатывать его с высокой степенью деформации, то про его сплавы нельзя однозначно сказать, насколько они пригодны для ковки. Сплавы алюминия делятся на две основные группы: литейные и деформируемые. Литейные сплавы, как правило, хрупкие, имеют очень низкую пластичность, для обработки давлением практически не пригодны.
Деформируемые, как следует из названия, позволяют получать различные изделия методом пластической деформации. Достоинства изделий из алюминия в том, что они очень легкие, мало подвержены коррозии, имеют привлекательный серебристо-белый цвет. Деформируемые алюминиевые сплавы сочетают в себе высокую прочность и приемлемую пластичность.
Медь и ее сплавы
Разнообразна группа материалов, состоящая из меди и ее сплавов. Широкое использование сплавов меди в промышленности даже привело к выделению целых групп марок материалов на основе меди. Это бронзы, латуни, медно-никелевые сплавы (мельхиор, нейзильбер). Как конструкционный материал, медь и ее сплавы были известны очень давно (бронзовый век), и сейчас этот материал широко используется в технике и в быту. Широкому своему использованию в промышленности медные сплавы обязаны многим своим достоинствам, в качестве материала для художественной ковки привлекательны тем, что большинство сплавов меди имеет достаточную пластичность, изделия их них имеют красный, желтый, золотистый, серебристо-белый цвет. Со временем поверхность медных изделий, находящихся в условиях повышенной влажности, покрывается зеленоватым слоем окислов (патиной), который придает ей вид старины, ценимый многими любителями. Есть даже технологии нанесения искусственной патины, используемой для придания новой вещи благородного облика. При пластической деформации медные сплавы очень быстро теряют свою пластичность, приобретают наклеп, увеличивающий прочность заготовки и ее сопротивляемость деформации. Для снятия наклепа в процессе ковки деталь приходится периодически подвергать отжигу.