В другой раз, настроившись на сам процесс расстановки, а не на результат как таковой, я добилась более «красивых» результатов, а сам процесс прошел более плавно и спокойно. При таком подходе, как это не парадоксально, результат получается богаче и колоритнее.
Тогда я решила, что перед началом работы мне следует осознанно настроиться на процесс, подготовиться к тому, чтобы «слушать тихий язык души», а не позволять происходить этому спонтанно. Также я наблюдала, как некоторые заместители бывали чрезмерно рациональны в своей работе, поэтому такая подготовка была бы не лишней и для них. Только находясь в состоянии центрирования, можно отделять то, что принадлежит себе от воспринимаемого в системе.
Первый этап работы - подготовка группы и ведущего.
Основные механизмы, которые помогают достичь центрирования – дыхание, осознание собственного тела и внимательное выполнение каких-либо ритуальных (повторяющихся) действий.
Задачи этого этапа:
· Найти в себе внутреннего наблюдателя
· Научиться безоценочно воспринимать происходящее
· Научиться оставаться в контакте с собой при взаимодействии с другими
Для решения этих задач я проводила следующие упражнения:
1. Центрирование с помощью дыхания, наблюдение за процессом, позволение ему происходить без каких-либо усилий.
2. Упражнение в парах на принятие происходящего: один из участников становился на ногу сидящему партнеру, так, чтобы центр тяжести приходился на место давления. Задача того, на кого оказывалось давление отследить 2 стратегии поведения, не предпринимая никаких телесных движений: привычного и рефлекторного сопротивления происходящему; принятие этого давления.
3. Еще одно парное упражнение: необходимо в течение 5 минут смотреть друг другу в глаза, наблюдая за тем, какие процессы разворачиваются внутри. Ничего с ними не делать, просто отмечать и позволять им быть.
В результате участники отмечали, что эти упражнения действительно делали их более спокойными. Уходило внутреннее напряжение, страхи, сопротивление. Они отмечали большую собранность по сравнению с началом занятия. Опыт физического принятия переносился на восприятие происходящего.
Таким образом можно подготовить группу и ведущего к более тонкому восприятию происходящего. Для ведущего – самая важная часть – просто наблюдать, присутствовать. Когда мы центрированы – все происходит.
Второй этап - непосредственно расстановки.
Всего было проведено 3 экспериментальных сессии расстановок. На группах от 6 до 12 человек. Опишу подробно каждую.
Все началось, как обычно, с себя. Похоже, я являюсь ярким представителем депрессивного типа личности согласно классификации Римана. Физически давно завершившиеся отношения все еще продолжали манить меня и беспокоить. Было сделано множество ритуалов: процедура прощания по 5 этапам, и терапевтический ритуал со свечой, и просто терапевтические сессии. Однако, так или иначе, я мысленно возвращалась к тому, что было.
Ключевое слово в этой истории – «мысленно». Глядя на фотографию мужчины, я ловила себя на том, что в душе едва ли шевелится какое чувство, но мысленно я снова и снова ищу возможности, вероятности, случайности вернуться, заставляя и душу надеяться. Получается, вся проделанная работа пошла прахом. Ни один из методов не гарантировал мне разрешения ситуации.
После одной из семейных расстановок, которая произвела на меня положительный эффект на продолжительное время, я решила расставить свое убеждение «Одиночество опасно». Парадокс заключался в том, что, цепляясь за те отношения, я была полностью одинока, сохраняя в душе лишь иллюзию сопричастности.
Я в рабочем порядке расставила всего лишь 3 элемента: себя, это убеждение и новую возможность: «мир полон любви, она разнообразна». Тогда мой заместитель чувствовал панику и неопределенность перед новой аффирмацией, в то время, как со старым убеждением все было «верно, надежно и спокойно». Однако и новое убеждение было интересно и любопытно моему заместителю. Это что-то вроде непонятного огонька в темноте. Здесь хорошо, понятно, привычно, но что это там мерцает и манит? Это убеждение стало спонтанно приглашать меня и обещать открыть передо мной новые горизонты и возможности. Однако расстаться со старым я так просто не могла. Тогда я поблагодарила старое убеждение и предложила ему оставаться «здесь», пока я пойду и разузнаю, а как это «там». Я вдруг ощутила себя маленькой любопытной девочкой, отправляющейся в неизведанное.
На этом движении первый мой опыт расстановки убеждений закончился, но зато появился интерес и новые идеи в отношении практического применения и возможных вариантов развития событий.
Первый клиент выступил с запросом на замену старого убеждения: «Я получаю ровно столько денег, сколько мне нужно» на убеждение: «Я могу получать деньги, чтобы чувствовать себя свободно».
В качестве расставляемых элементов мы выбрали:Заявитель -З
ограничивающее убеждение
(старое) - ОУпозитивное убеждение (новое) - ПУ
Клиент расставил элементы следующим образом:
По данной композиции можно сказать, что заявитель находится как бы между двух огней, между двух крайностей. Эти две позиции воспринимаются как противоположные.
В ходе расстановки заместитель позитивного убеждения чувствовал себя вполне благополучно, правда чувствовала себя более независимо, отстраненно. Была менее активна. В процессе расстановок было готово вести за собой клиента.
Заместитель ограничивающего убеждения буквально сразу начал комментировать телесные ощущения: «кружит голову, гнется шея». Особенно эти симптомы усиливались при попытке этого заместителя отойти чуть дальше.
Заместитель заявителя испытывал по отношению к ОУ «хорошие» ощущения «заботы и тепла», поэтому ему тоже было трудно отпустить ОУ. Каждый раз, когда оно удалялось, заместитель этому сопротивлялся, высказывал всяческое недовольство и требовал, чтобы оно вернулось. В компании с ПУ он чувствовал себя неуверенно, не достаточно надежно, не хватало стабильности и ясности. Вообще атмосфера была напряженной, ощущалось общее сопротивление происходящему.
Еще некоторое время я происходило накопление информации данной системы и процесс развивался естественным образом. Поскольку ОУ было сложно уйти, З – сложно расстаться, а ПУ воспринималось не у дел, было предложено несколько интервенций.
ПО: «Я принимаю ее». К З: «Я открою перед тобой новые горизонты».
Отношения между ПО и З после этого улучшались, связи становились теснее, но ОУ при этом все еще не отпускали негативные переживания, оно не находило себе места, чувствовалась незавершенность процесса.
Важный момент: у заместителя клиента не было ощущения, что установка ушла. Заместитель ОУ однозначно отмечал, что исполнял роль живого существа.
Еще одна клиентка меняла ограничивающее убеждение «Отношения – боль потерь» на аффирмацию: «Я открыта для отношений глубоких, серьезных, длительных»
Исходная позиция элементов выглядит так:По этому рисунку элементов можно предположить, что старое убеждение является барьером / преградой или защитой на пути к чему-то новому. Это нам предстоит выяснить в процессе расстановки.
В данной расстановке активнее всех чувствовало себя ПУ, оно было стразу готово соединиться с З, всячески привлекало ее и манило. Заместитель же клиента был в нерешительности. Такая настойчивость ПУ настораживала его и пугала. Она нехотя отпускала от себя старое убеждение. Заместитель ОУ так же, как и в предыдущем примере, отметил резко возникшую головную боль, внутреннее трепетание, пошатывание тела. Этот элемент также не спешил и не стремился покинуть систему, отпускать клиента. Объяснялось это следующим образом: «Я могу уйти, если буду уверена, что ты справишься». Заместитель клиента говорил, что она не готова принять новое.
Спустя некоторое время, из этих фигур образовался треугольник. Заместитель клиента проговорила, что есть что-то, что связывает ее с ОУ и мешает принять ПО. Тогда мы ввели в расстановку некоторый «барьер»: