Смекни!
smekni.com

Тема : метод структурных расстановок в работе с ограничивающими убеждениями (стр. 1 из 7)

НОУ «Институт Коучинга»

Санкт-Петербург

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: МЕТОД структурных расстановок В РАБОТЕ С ОГРАНИЧИВАЮЩИМИ УБЕЖДЕНИЯМИ.

Выполнила: Е.Н. Яковлева

ВГ-4

Руководитель: Т.А. Кавина

2007 год.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение: цель, гипотеза, задачи................................................................... 3

Убеждения: определение, источники, виды, роли………………………... 5

Традиционные методы работы с ограничивающими убеждениями……... 6

(способы выявления, трансформации, закрепления)

Глубинные убеждения, связанные с типом личности…………………….. 10

Метод структурных расстановок при работе с …………………………… 12

ограничивающими убеждениями

Выявление ограничивающих убеждений………………………………….. 14

Трансформация ограничивающих убеждений…………………………….. 18

Расстановки расширяющих и ограничивающих убеждений……………... 20

Результаты для клиентов…………………………………………………….25

Заключение: выводы и рекомендации …………………………………...... 27

Список литературы………………………………………………………….. 29


ВВЕДЕНИЕ

Цель, гипотеза, задачи

Наблюдая за собой в процессе реализации своего видения, мне часто становится пока еще грустно. Вот год назад я рисовала киску у окошка и отождествляла ее с собой, со своим стремлением к уютному дому, собственному очагу. Я находила много ограничений, страхов и запретов, препятствующих реализации желаемого, я работала с ними: находила выходы из этих темных лабиринтов, но, похоже, это были только новые повороты. Как будто меня что-то держало, мои старые конструкты прятались где-то в глубине меня.

А однажды в ходе групповой работы над сказкой я обнаружила, что старая идея – счастье должно быть трудным – все еще как-то жива и подспудно транслируется в моих поведенческих стратегиях. Конечно, сфера ее влияния сузилась, я за время работы стала более оптимистична и позитивна, но еще остались островки в моей душе, где она находила свое спасение и позволяла себе реализовываться.

Появилось такое чувство, что наши старые установки похожи на некоторых пенсионеров, которым пришлось уйти с работы, потому что пришли новые, молодые и прогрессивные. Старые больше не нужны и чувствуют обиду оттого, что с ними так несправедливо обошлись, не отблагодарили за все что, они делали хорошего. Чувствуют себя потерянными в глубинах нашего внутреннего мира и ищут хоть какое-нибудь себе занятие. Тем более: было б предложение, и спрос найдется.

Другой аспект, который подвиг меня на написание диплома в данном ракурсе было переживание мною кризиса отделения от родительской семьи. Когда я вдруг осознала, что все преграды, мешающие мне свободно и легко выйти из родительского дома, лежат не в его стенах, выдвигаются не моими родными, а коренятся глубоко в моем сознании.

Цель данной работы – найти метод, с помощью которого ограничивающие убеждения можно качественно изменять с тем, чтобы они находили свое место во внутреннем психологическом пространстве человека.

Начиная это исследование, мы исходили из идеи, что при традиционной работе с убеждениями они либо вытесняются, либо в лучшем случае подавляются. Вследствие чего в психическом мире клиента образуется целые клубки различных мыслей, идей, правил. Все они живы, только одни более активны в настоящее время, другие – менее. Также мне приходилось наблюдать и за собой, и у клиентов, что старые убеждения, которые были некогда проработаны, могут вдруг проявиться во всей красе совершено внезапно, от чего подкатывает отчаяние и мысль что вся проделанная работа прошла насмарку.

Таким образом, гипотеза моей дипломной работы заключается в следующем: с помощью структурных расстановок ограничивающие убеждения можно качественно изменять таким образом, что старые и новые убеждения не будут вступать в конфликтное противоречие, старая установка уступит свое место во внутреннем психологическом пространстве расширяющей новой.

Для проверки данной гипотезы сначала я описала, опираясь на литературу и предыдущую работу традиционные методы работы с установками, а затем решала следующие задачи: с помощью известных мне методов работы выявить у клиентов ограничивающие убеждения; в ходе групповых терапевтических сессий, используя метод структурных расстановок, изменить ограничивающие убеждения на расширяющие.

Приступая к этой работе, я рассчитывала, что это будет увлекательный, волнующий, немного магический процесс, с неожиданными открытиями, интересными находками и оптимистичными результатами. Предлагаю Вам отправиться вслед за мной.


УБЕЖДЕНИЯ

определение, источники, виды, роли

Убеждения (или установки)- это обобщения, связанные с представлениями человека о себе, о других людях и об окружающем мире. Эти обобщения помогают нам справляться с превышающим уровень нашего восприятия количеством деталей и делают для нас мир более предсказуемым. Корни убеждений находятся не в логической, рассудочной памяти, а в глубинной, эмоциональной памяти человека.

Убеждения - ключевые составляющие нашего внутреннего мира. Они определяют ход событий и являются сердцевиной наших действий и поступков. Убеждение можно охарактеризовать как чувство уверенности относительно чего бы то ни было. В структуре человеческого опыта убеждения отвечают на вопрос "Почему?"

Источники убеждений могут быть внешние (родители, значимые другие, культурная среда) и внутренние (личный опыт человека).

В когнитивной терапии личностные установки делятся на – иррациональные и рациональные взгляды / верования. Рациональные взгляды (РВ) выражаются в виде неабсолютистских предпочтений, пожеланий, и ведут к продуктивному поведению и адекватным эмоциям. Иррациональные взгляды (ИВ) - это абсолютистские, догматичные требования к себе, другим людям и окружающему миру, которые воплощаются в форме долженствований и ведут к саморазрушительному поведению и эмоциональным расстройствам.

В процессе человеческой жизни мы нередко меняем собственные убеждения. Например, в какой-то момент нашей жизни мы узнаем, что Дед Мороз - это дядя Саша с пятого этажа. Влюбляясь, мы "не мыслим жизнь без любимого человека", но, потеряв его, мы определенным образом приспосабливаемся, а затем и вовсе забываем... Иногда люди на самом глубоком уровне понимают, что деньги в жизни - это не главное, что есть вещи, которых не купишь ни за какие деньги. Некоторые разочаровываются в служении великим идеям, которым посвятили лучшие годы своей жизни.

Человек ищет подтверждения истинности своих убеждений. Например, муж, уверенный, что его жена не умеет готовить, находит, если не первое, то второе или третье блюдо не очень вкусным. Супруг, у которого существует убеждение, что его жена - прекрасная хозяйка, находит даже в неважно приготовленном блюде основание для того, чтобы восхититься ее кулинарными способностями. Родитель, считающий, что его сын или дочь - бездарность или неряха, находит в каждом движении, в каждом поступке ребенка подтверждение своим убеждениям. Отец или мать, уверенные в том, что их ребенка ожидает великое будущее, что он гений, даже в не очень грациозном движении ребенка видят черты будущей гениальности. Наши убеждения друг о друге влияют на нас, причем очень значительным образом, даже если мы вслух не произносим их вслух.

По сути своей личные установки являются некоторыми фильтрующими фильерами, через которые к нам поступает различная информация из внешнего мира. Любое событие, ощущение проходит через отверстия фильер, преобразуется в соответствии с заданной формой, и на выходе мы получаем определенные чувства, эмоции, решения и способы реагирования. Если информация слишком отличается от наших представлений о мире, то она может просто вытесняться, игнорироваться и не допускаться внутрь. «Этого не нет, потому что этого не может быть».

В общем, любое убеждение или установку можно свести к какой-либо определенной мысли, имеющей нормальную грамматическую структуру.

В стабильные периоды жизни, в периоды количественных накоплений (стадия плато), мы гораздо экономичнее проживаем новые ситуации, которые нам предоставляет жизнь, имея за плечами некоторый обобщенный опыт, багаж правил, норм и стратегий. И в этом заключается большой плюс наших убеждений: нам не нужно каждый раз изобретать велосипед, переживать стресс, выбирая ту или иную форму поведения из всех возможных в нашем репертуаре.

Однако то, что имеет смысл в одном случае и в одно время может быть непригодным в другом контексте и в другое время. Особенно отчетливо это проявляется в пиковые – кризисные этапы жизни, когда наше существование переживает качественное изменение: переход из одного социального, статусного, ролевого или рангового состояния в другое. Тогда в один момент времени кардинально меняется внешнее и/или внутреннее пространство. Старые стратегии нам уже не подходят, мы не вписываемся в новое пространство со старыми рамками, или уже сами не помещаемся в них. И перед нами с той или иной степенью вероятности стоит необходимость что-то менять в привычном жизненном укладе. Если мы делаем прогрессивный выбор – мы переходим на новый виток развития. В случае отказа от изменений наше развитие претерпевает стагнацию.

Все, что человек воспринимает как реальность, становится для него безусловным. И вовсе не потому, что это действительно так. Один философ как-то сказал: "Каждый человек живет в тюрьме своих ограничивающих убеждений. И это плохая новость. Хорошая же новость состоит в том, что в этой тюрьме мы и заключенные, и стражники одновременно". Как стражники мы можем перестроить стены, раздвинуть их или даже вовсе убрать.