– Ак-Буркут с кыргызского переводится как «белый орел». И назван был город так, потому что, как и белый орел скрывается за тучами, находится высоко в горах, окружен цепью высоких гор и такой же мифический, как и само существование белого орла.
Построен был этот город старшим сыном покойного Камбар-хана Аксубаем, впоследствии после смерти своего отца не без помощи старейшин провозгласившим себя ханом. По преданию следует, что Аксубай-хану удалось построить город при помощи ветра и неба на том самом месте, где когда-то была построена ловушка, предназначенная для поимки белого орла. Кстати, та вырытая яма впоследствии стала колодцем, поскольку в ней начала быстро появляться вода.
– Подожди, что означают твои слова «такой же мифический город, как и орел»? – удивленно спросил Махмуджан ибн Халиф. – Так этот город существует или нет?
– Конечно, существует иначе, куда я вас веду?! – успокоил Курчгез.
– Под словом мифический я хотел сказать то, что о существовании города Ак-Буркут знают все, но никто его не видел. Город Ак-Буркут надежно скрыт ото всех, он словно белый орел как бы есть, и в то же время его и нет!
– Что за игра слов «есть» и «нет»? Говори мне простым языком, – воскликнул Махмуджан ибн Халиф.
– Но, это же, легенда, и вы сами просили рассказать ее вам, – ответил Курчгез.
– Расскажи про колодец, я, кажется, раньше тоже слышал о каком-то колодце, – попросил Эль Херзук.
– Колодец этот находится прямо в центре города Ак-Буркут. Старейшины города многое связывают с этим колодцем, берегут его как зеницу ока и стараются никого к нему не подпускать. Говорят, вода из того колодца обладает чудодейственной лечебной силой. Якобы кровь белого орла, слившись с кровью кыргызского хана, дала ход к началу новой жизни и тому подобное.
– Постой, я слышал еще, что вода из этого колодца может оживлять умерших людей, это правда? – спросил Махмуджан ибн Халиф.
– Я слышал, что вода дает жизнь, в частности то, что может заживлять открытые на теле раны, лечить некоторые болезни, – начал отвечать Курчгез.
– Слышал еще о том, что женщины, которые долгое время не могут забеременеть, после питья чудодейственной воды или омовения водой могут иметь детей. Есть еще куча других разных историй связанных с водой из того колодца. Но, признаться, про то, что вода оживляет мертвых, я, честно говоря, еще не слышал. Возможно это немного раздутая история.
– Значит ли это и то, что другие истории являются большим обманом, а? – снова спросил Махмуджан ибн Халиф.
– Нет, ну почему…если история, рассказанная кем-то, имеет место быть, то необязательно, чтобы она была правдой, – осторожно начал Курчгез, но его перебил Махмуджан ибн Халиф:
– Ага, значит, ты согласен с тем, что некоторые ваши истории являются чистой воды выдумкой?!
– Вы не правильно поняли ход моих мыслей.
– Что это значит, неправильно понял, или ты хочешь намекнуть на то, что я не обладаю способностью понимать? – нахмурив брови, воскликнул Махмуджан ибн Халиф.
– Я лишь говорю то, что слышал от своих далеких предков, а они в свою очередь от своих – это же передается как наследие! – уклончиво возразил Курчгез. – Многие исторические события, произошедшие задолго до нас, доходят в виде легенд и мифов в стихотворной форме.
– В какой форме? – переспросил Махмуджан ибн Халиф.
– Ну, как вам объяснить, – начал отвечать Курчгез, – например, пересказать историю, которая давным-давно произошла здесь или где-то там, в слово в слово очень сложно. Поскольку она может быть впоследствии немного раздута и приукрашена или вообще искажена до неузнаваемости. А когда она передается в виде стихов, ее легче запомнить и передать кому-нибудь другому. Также обстоит дело с той историей про белых орлов, которую я вам рассказал.
– Ты хочешь сказать, что существует некое сказание о белых орлах, причем сочиненное в той форме, про которую ты мне тут говоришь? – прищурившись, спросил Махмуджан иб Халиф.
– Не сочиненное, а переданное очевидцами в той форме, которая легко запоминается, – возразил Курчгез.
– Неважно какое, сочиненное, переданное или вообще придуманное! – не унимался Махмуджан ибн Халиф. – Мне будет легче судить о ней, если ты мне любезно перескажешь эту историю в угодной тебе форме.
– Хорошо, если вы хотите, я вам перескажу эту легенду, как вы выразились в угодной мне форме, – улыбнувшись, ответил Курчгез, – так, слушайте:
Однажды хан кыргызов по имени Камбар,
решил преподнести духам предков особый дар.
Изловить странного белого орла он захотел,
и одной этой прекрасной мыслью заболел.
И вот собрав храбрых джигитов, хан им приказал,
любой ценой поймать странного белого орла,
а тех, кто решил его ослушаться, строго наказал!
Джигитам поймать белого орла никак не удалось,
сколько бы они не метали копья и не стреляли из луков,
последняя надежда поймать орла у всех оборвалось.
И тогда собрав всех джигитов в юрте просторной.
расположенной невдалеке от массива горной!
Хан обрушил на нерадивых охотников свой гнев,
зарычав на них словно грозный и свирепый лев!
От злости Камбар-хан закидывая на охотников подушки,
был внезапно озарен идеей, устроить для орлов ловушки.
И тогда велел он джигитам яму большую приготовить,
внутрь ямы положить свежее мясо, а рядом засаду устроить!
Когда все было готово, и в яме установлена крепкая сеть,
настолько, что попавшемуся орлу вряд ли удалось бы взлететь.
Сделав небольшой вдох, Курчгез левой рукой почесал свой затылок и, наморщив лоб как бы вспоминая, продолжил:
Однако в тот день в ловушку попал лишь серый степной волк,
в тот же миг из засады выскочили лучники, их было целый полк!
Окружив яму, они приблизились и, увидев волка, расстроились,
содрав с него шкуру, разожгли костер и на ночлег устроились.
Решили джигиты хану про то, как потерпели неудачу не говорить,
дабы этим самым своего любимого Камбар-хана не огорчить.
На следующее утро тело убитого волка в яму решили положить,
как только орел, учуяв мясо, прилетит тут же его из луков уложить!
И вот, появившийся белый орел, устремившись вниз, в яму упал,
и прямиком в расставленную тройную металлическую сеть попал!
На радостях, ликуя, охотники отправили хану хорошую весть,
надеясь получить от хана суйунчу золотом столько, что не счесть!
Услышав эту новость, хан прискакал вместе со своим визирем,
подойдя к краю ямы, хан обрадовался тому, что орла взяли живьем!
Сделав еще одну небольшую паузу, Курчгез заметил как Махмуджан ибн Халиф вместе с Эль Херзуком, приблизившись к нему на расстояние шага, слушали его с жадностью, затаив дыхания и как бы боясь пропустить хоть одно слово.
Видно было, что оба они очень внимательно слушали Курчгеза. Поэтому, взглядом заметив их немые требования не останавливаться, Курчгез вновь продолжил:
В мгновенье ока, вырвавшись от сети, словно от злых чар,
и как бы отказываясь быть преподнесенным духам предков в дар,
белый орел, поднявшись, крепкими когтями в хана вцепился,
а затем, взмахнув длинными крыльями, вверх устремился.
Крича от страха, все охотники стали свои стрелы выпускать,
стараясь попасть в орла, а своего хана из виду не упускать!
Но, получив в грудь несколько стрел, орел вся таки улетел,
для охотников потеря свого хана был настоящий беспредел!
Охотники, ошарашенные от орлиной выходки неожиданной,
удивились проявленной силе белого орла доселе не виданной.
В оцепенении, уставившись, смотрели на орла взлетевшего,
и на хана последнюю песенку свою теперь уже пропевшего!
В немом молчании все, подняв головы вверх, наблюдали,
как орел и их хан, поднявшись к верхушке неба, вдруг упали!
Первым словно камень с глухим стуком в яму упал их хан,
а вслед за ним белый орел, скончавшийся от полученных ран.
Это было настоящей трагедией для жителей всех,
ибо народ воспринял этот случай, как ханский грех!
На очередном курултае старейшины вынесли решение,
прекратить с белыми орлами и им подобными всякое трение!
И строго запретили всем жителям охотиться на белых орлов,
всячески вредить им, разрушая на скалах их гнезда и кров!
С того дня все прекратили охотиться на орлов благородных,
ограничиваясь истреблением животных степных и водных.
После того случая, когда прошли несколько десятков лет,
белые орлы начали исчезать, хотя им уже перестали наносить вред!
Эти белые орлы над землей кыргызской летать начали мало,
и в один прекрасный день, белых орлов внезапно не стало!
Они исчезли с лица земли кыргызской, такой прекрасной,
видимо посчитав ее теперь немного страшной и опасной!
После смерти Камбар-хана его старший сын по имени Аксубай,
чтобы увековечить имя отца и белых орлов решил построить Ак-сарай!
На том месте, где для белых орлов была ловушка устроена,
Аксубай-ханом при помощи Неба и Ветра крепость построена.
По своим размерам не с чем было сравнить эту крепость,
а попытайся враги его захватить - это было бы нелепость!
Построенная крепость стала последним кыргызским оплотом,
настолько громадным, что сравнилась бы с атлантским флотом!
Небо и Ветер этот город грозным именем «Ак-Буркут» назвали,
после чего жителей к мирной жизни со всей строгостью призвали.
А в том месте, где раньше была вырыта глубокая яма,
странным образом начала появляться вода, так упрямо!
После чего в том месте жители решили построить колодец…
– Дальше уже не помню, – честно признался Курчгез.
После нескольких минут молчания, Махмуджан ибн Халиф заговорил: