– В настоящее время в Китае одной из самых сильных династий является Танская. Насколько мне известно, все китайцы считают Тан самой славной из своих династий. Начало династии положил чиновник Ли Юань, служивший при дворе династии Суй. Вскоре Тан стала оказывать сильное воздействие на Центральную Азию. Позже Ли Юань назначил своего сына Ли Шиминя наследником престола. Осенью 626 года Ли Шиминь был коронован, приняв храмовое имя Тай-цзун.
– Расскажите об их роде подробнее.
– Тай-цзун происходит из древней китайской аристократической семьи, которая на протяжении двухсот лет владела землями на севере при тобасской династии Вэй. Отец Тай-цзуна, Ли Юань был наместником в Тайюане и самым талантливым военачальником кавалерии императора Ян Ди из династии Суй. Абсурдная антинародная политика последнего вызвала против него ряд крестьянских восстаний, однако Ли Юань на первых порах был лоялен к Ян Ди. Тем не менее, Тай-цзун вскоре убедил отца, который в то время отбивал натиск восточных тюркютов под руководством Шибир-хана, в необходимости примирения с Шибир-ханом и совместной с ним борьбы в ходе гражданской войны против императора-деспота. Когда в шестьсот семьнадцатом году Ли Юань был коронован в Чанъане под именем Гаоцзун, Тай-цзун стал вторым лицом в государстве, а поскольку его отец, будучи умелым генералом, не отличался успехом в политике, часто сам решал политические вопросы. Прогрессивные реформы Тай-цзуна вызвали недовольство бывших приспешников режима Ян Ди, а также части конфуцианских чиновников, занимавших руководящие должности в обществе. В результате, при дворе было множество недовольных лиц, среди которых были и братья Тай-цзуна Ли Цзяньчэн и Ли Юаньцзи. Они то и возглавили придворную клику. После чего, вызвав Тай-цзуна во дворец, намеревались расправиться с ним. Когда Тай-цзун прибыл к отцу, его брат Ли Цзяньчэн совершил покушение на него. Однако покушение оказалось не столь удачным. В итоге Тай-цзун узнавший о попытке посягнуть на его жизнь убил Ли Цзяньчэн из собственного лука. Вот так он и стал императором.
– Значит этот Тай-цзун, в свое время убедил свого отца в необходимости примирения с Шибир-ханом? – начал Калмат-хан, – Скажите мне Учкунбек баатыр, что нам известно о Шибир-хане? Это случайно не тот Шибир-хан из Западно-тюркского каганата, который пришел к власти, свергнув с трона Тон-Джабгу-кагана?
– Да это тот самый Шибир-хан. Насколько нам известно, Западно-тюркский каганат принял название «он ок эли», что означает государство десяти стрел. Народ этого племени живет по соседству с нами на Тянь-Шане и состоит из двух крупных объединений по пять племен в каждом. Пять племён составляют нушиби, другие пять племён носят общее название дулу, – ответил Учкунбек баатыр. – В свое время, они пытались и нас присоединить к государству десяти стрел. Но ваш отец покойный Урум-хан вышел против этого союза и не захотел к ним присоединиться. Хотя не спорю, некоторые кыргызские племена наряду с племенами карлуки, чигили, ягма и тюргеши до сих пор состоят в этом союзе, – все находящиеся возле Калмат-хана, включая и его самого, очень внимательно слушали Учкунбек баатыра. – Так вот, на счет Шибир-хана слушайте дальше. Союз племен дулу совершил переворот, посадив на трон Шибир-хана. Это было полной неожиданностью для Западного каганата. Шибир-хан собрав достаточное количество войск начал войну с китайцами, пытаясь захватить их земли. Для китайцев тюркюты начали представлть реальную угрозу. Между тем в самом государстве десяти стрел убийство Тун-Джабгу-хана настроило против новой власти в лице Шибир-хана не только племена нушиби, но и самих тюркютов. Поэтому то в государстве десяти стрел и вспыхнуло восстание племен нушиби, которую возглавил Нишу Кана-шад. Это было настоящим ударом в спину, и Шибир-хан понял это сразу. Тем более что к восстанию Нишу Кана-шада присоединился сын Тун-Джабгу-хана, являющийся законным наследником престола. Его участие в восстании придало движению силу законности. Нишу Кана-шад возвел его на престол под именем Ирбис Болун Джабгу-хан. После этого дело Шибир-хана было проиграно, так как народ подчинился его сопернику, за которого стояли закон и деньги. Шибир-хан был вынужден бежать к Алтайским горам. Однако пять лет тому назад, точнее в 631 году был настигнут нушибийцами и убит.
Поблагодарив Учкунбек баатыра, Калмат-хан попросил Джуса продолжить свой рассказ.
– Тай-цзун считает себя не только императором китайцев, но и каганом степняков, – продолжил Джус. – Его политика направлена на попытку объединить китайцев со степными кочевниками. Поэтому он ведет войну со всеми племенами Средней Азии, пытаясь не просто покорить их, но и сделать своими вассалами. Ближайший круг советников Тай-цзуна составляют китайские мудрецы, в том числе Вэй Чжэн и Фан Сюаньлин, а также степняки, отобранные по критерию личной преданности. В их числе однорукий уйгурский военачальник Киби Хели и тюркютский царевич из рода Ашина Шени.
– Учкунбек баатыр теперь ваша очередь разъяснять, – улыбнувшись, сказал Калмат-хан. – Напомните нам про Ашину Шени.
– Ашина – тюркютский род правителей тюркских каганатов, происходящий по легенде от внука волчицы! Ашина Шени сын Чуло-хана из государства десяти стрел был правителем Бишбалыка.
– Подождите Учкунбек баатыр, – перебил его сидящий напротив Калмат-хана мудрый Эсенбек аксакал, который был отцом известного всем присутствующим командующего пограничными войсками - храброго Жолболду баатыра. – А что же стало с Ирбис Болун Джабгу-ханом?
– Видите ли, уважаемый Эсенбек аксакал, – начал отвечать Учкунбек баатыр. – Насколько нам известно, из данных получаемых от наших шпионов, после восшествия на престол Ирбис Болун Джабгу-хан не оправдал возлагавшихся на него надежд. Его попытка привести к покорности народ сеяньто и восстановить былые границы каганата окончилась полным поражением. Нушибийские вожди, разочаровавшись в Ирбис Болун Джабгу-хане составили против него заговор. Из-за чего Ирбис Болун Джабгу-хан был вынужден сбежать из своей ставки. Позже он умер в одном из сражений в Балхе. После этих событий власть перешла в руки вождей местных племен. Создалась новая расстановка сил, определившая развитие дальнейших событий. Власть оказалась в руках нушиби, которые не стремились менять династию. Они вызвали из Карашара Нишу и возвели его на престол. Нишу принял титул Дулу-хана, очевидно для того, чтобы расположить к себе и северные племена. Те также его признали, и уже чуть не начавшаяся гражданская война утихла. Дулу-хан, отлично понимая, что он сможет усидеть на престоле лишь при полной поддержке своих подданных, и, будучи крепко связан с торговым центром Согдианы – Пайкендом, знал, что им нужно. Поэтому в переговорах с Китаем он довел свою уступчивость до того, что она походила на добровольное подчинение. Два года тому назад он спокойно скончался на троне, передав престол по тюркютскому закону своему младшему брату Тонг-шаду, который воцарился под именем Ышбара Толисшад-хан.
Эсенбек аксакал, получив от Учкунбек баатыра ответ на свой вопрос умолк. Учкунбек баатыр, сделав небольшой вдох, продолжил свой рассказ:
– Ну, так вот, Ашина Шени храня верность традициям Восточного каганата, поднял свои войска против сеяньто, нанесших тюркютам удар в спину. В шестьсот тридцать четвертом году он перебросил все свои силы, около пятидесяти тысяч всадников, на северную сторону каменистой джунгарской пустыни, но после четырех месячных боев потерпел полное поражение. С отрядом в десять тысяч всадников он отступил к Гаочану, где правил его двоюродный брат Юкукшад, подчинившийся императору Тай-цзуну. Тем временем Ышбара Толисшад-хан воспользовавшись поражением Ашина Шени и его отсутсвием, со своим войском занял Бишбалык. Ашина Шени узнав о том, что его город занял Ышбара Толисшад-хан, в отчаянии двинулся в сторону Китая. Несколько месяцев назад он прибыл с остатком своих войск в Чаньань и предложил свои услуги императору Тай-цзуну. Ашине Шени были оказаны великие почести: он получил чин гвардии генерала, земли для размещения своей орды, невесту-царевну и должность при дворе. Таким образом, император Тай-цзун приобрел надежного друга. Не удивительно и то, что Тай-цзун имея в своем наличии таких друзей и союзников, приказал своим военачальникам осуществить вторжение в наши края.
– Скажите мне Джус, какова реальная численность армии императора Тай-цзуна? – спросил у Джуса Калмат-хан.
– Видите ли, достопочтенный Калмат-хан, – начал отвечать Джус, – я точно не знаю, но могу выдвинуть предположение о том, что армия государства Тан насчитывает свыше четырехсот тысяч солдат! Помимо регулярных сил у императора Тай-цзуна имеются еще и эти самые союзные войска, численностью около восьмидесяти тысяч солдат. Основной костяк этих войск, скорее всего, составляют тюрки, которые служат в китайской армии в качестве конницы.
Джус еще долго рассказывал об императоре Тай-цзуне и его завоевательных походах, а Учкунбек баатыр дополнял их своими данными, получаемыми от созданной им шпионской сети. Только ближе к вечеру Эль Херзук и Джус смогли покинуть дворец Калмат-хана.
Глава 12.
Китайская армия во главе Ли Даляна после долгого и изнурительного перехода через степь и горы, наконец, разбив лагерь рядом с небольшой речкой, решила устроить привал. Ли Далян когда-то был главноуправляющим областью Лянчжоу. Однако император Тай-цзун зная о преданности и некоторых военных талантах Ли Даляна назначил его главноначальствующим походных войск цзюймоского фронта.
Несколько дней тому назад император Тай-цзун собрав всех своих военачальников, провел военный совет. На военном совете участвовали такие именитые полководцы как Ли Цзин – великий главноначальствующий походных войск сихайского фронта, Хоу Цзюньцзи – главноначальствующий походных войск цзишиского фронта, Дао Цзун – главнокомандующий походных войск шаньчжоуского фронта, Ли Далян – главноначальствующий походных войск цзюймоского фронта, Ли Даоян – главноначальствующий походных войск чишуйского фронта, Гао Цзэншэн – главноначальствующий походных войск яньцзэского фронта, Ашина Шени – гвардии генерал - командующий тюркютской конницей и уйгурский военачальник Киби Хели.