Смекни!
smekni.com

© Джаныбек Молдоисаев, 2011. Все права защищены (стр. 65 из 68)

Между тем, из колодца расположенного в центре площади, сначала на воздух с громким шумом вырвался горячий пар, а потом начала появляться горячая вода. Горячая вода начала бить фонтаном из колодца, словно изрыгая всю свою злость и ненависть, скрытую под землей многие века. Постепенно вода начала появляться и из образовавшихся после сильного землетрясения трещин на земле.

В мгновение ока вода начала доходить до колена и затоплять все улицы и дома. Всюду были слышны крики и вопли растерянных солдат, как китайцев, так и монголов. Прибывающая вода, как ни странно была ужасно горяча. Солдаты, обжигаясь в горячей воде, с криками проклятий начали тонуть, даже их кони были не в состоянии их вытащить. Это было жуткое зрелище, несколько тысяч китайских солдат вошедших в город, не успев опомниться, оказались под горячей водой.

Через некоторое время, быстро прибывающая вода, закрыв собой весь город начала затоплять всю долину. Живым из города выйти никому из захватчиков так и не удалось. Все они утонули в горячей воде. Вода все прибывала, и прибывал непереставая, уже к глубокой ночи вся долина была полностью затоплена водой.

На следующее утро на том месте, где была раскинута долина, окруженная цепью высоких гор, образовалось большое озеро. Озеро, все еще не переставая, выпускало на небо горячий пар. Только по истечению семи дней озеро, наконец, начало потихоньку остывать.

Эпилог

Вот и ушло под воду наша долина, некогда устланная цветами

Но воспоминания о прелестях кыргызской земли остались с нами

Все стало совсем иначе, после того как всю долину водой затопило

Получив новую жизнь, вся живность округи для глаз стало мило.

Озеро словно жемчуг начало притягивать к себе все наши взоры

И мы украдкой любуемся красотою озера, которую окружают горы

С момента появления священного озера кыргызы обрели богатство

Скрепив свои сердца и души в одно целое и огромное братство!

Позже всюду были слышны кыргызские песни о величии народа

О былых героических подвигах и стойкости кыргызского рода!

Кыргызские акыны, играя на музыкальных инструментах из стрех струн

В своих песнях вспоминали про безуспешную попытку императора Тай-цзун

О том, как Танская династия не смогла с первого раза кыргызов покорить

И как Небу и Ветру удалось всех захватчиков в кипящей воде утопить!

В устах народа звчучали песни о великой любви Курчгеза и Сулутэ

О том, как за свою чистую любовь им пришлось свариться в котле!

Вспоминали также и о любви арабского воина к кыргызской принцессе

Которые, получив благословение Калмат-хана уехали в Мекку вместе

Народ не забыл и о существовании Десятистрельного государтсва

И о величинии в Азии некогда самостоятельного кыргызского ханства!

Старик Ван, перевернув последнюю страничку своих записей, осторожно положил их обратно в свою сумку.

– Наконец свершилось то, что должно было произойти. Исполнилось древнее предсказание предков о гибели величайшего в Средней Азии города. Как сказал когда-то хан кыргызов:

Не ходите на нас войной,

пусть нас мало и мы и очень слабы,

но у нас есть защитники: Ветер и Небо!

Не объявляйте нам войну!

Иначе, мы попросим помощь у Неба.

Не объявляйте нам войну!

Иначе мы попросим помощь у Ветра.

Не объявляйте нам войну!

Иначе произойдет самое страшное:

земля расколется, горы сдвинутся,

ветер подует и гром ударит,

когда враг нас к земле придавит!

И тогда город исчезнет во тьме,

появятся лужи и огромная река,

скрытые под землей годы и века.

Земля не достанется врагу!

Не объявляйте нам войну!

Только кыргызы могут здесь жить,

и любой, кто решится напасть,

попадет прямо к шайтану в пасть!

– Вот и вся история! – закончил он, обращаясь к маленьким слушателям.

– А что же стало с остальными кыргызами и купцами, ушедшими из города? Неужели и они утонули? – спросил Алтынбек.

– Нет, они спрятались в безопасном месте и выжили.

– Что стало с Эль Херзук баатыром и его любимой Чолпонай? – спросил Сыймык.

– Эль Херзук увез ее собой в Мекку и там они жили долго и счастливо, – улыбаясь, ответил старик Ван. – Вместе с Эль Херзуком на родину вернулись и купцы. А Джус по собственной воле отправившись в свой родной Китай, явился приямиком во дворец императора Тай-цзуна и рассказал ему о гибели его армии в сражении за кыргызский город.

– Он не побоялся гнева императора? Ведь он мог его убить за пособничество кыргызам?

– Нет, напротив император его внимательно выслушал, и щедро наградив золотом, предложил ему должность при императорском дворе. Тай-цзун сделал Джуса летописцем и попросил сделать подробнейшие записи обо всех произошедших здесь событиях. Позже Джус стал монахом в буддийском храме, приняв храмовое имя Сюань-цзан, и уже по приказу самого императора побывал в некоторых других странах. В частности, он странствовал по Бактрии, Джунгарии и Индии. После нескольких лет странствий Сюань-цзан вернулся с несколькими сотнями различными реликвиями в Чанъань на колеснице, запряженной двадцатью конями, и изложил свои впечатления в «Записках о странах запада». К трудам моего почтенного предка принадлежат и эти самые записи, которые я вам имел честь прочесть.

– Значит, тот самый Джус и был вашим предком? – удивился Алтынбек.

– Да.

– А что сделал потом император Тай-цзун? Он, надеюсь не сильно огрочился потере своего главноначальсвующего Ли Даляна с целой пятидесятитысячной армией и не стал мстить? – спросил Сыймык.

– Напротив он огорчился потере целой армии и в то же время еще сильнее проникся уважением к степным народам. Он захотел объединить все дикие племена и покорить сильные города. С этой целью Тай-цзун начал завоевательные войны с Когурё, государствами к северо-западу от Танских владений. При нем владения Китая расширились так далеко на запад, как никогда до него. Стабилизировав внутреннюю ситуацию в Китае, Тай-цзун инспирировал восстание уйгуров и других не тюркютских народов Великой степи против Восточно-тюркского каганата, после чего сам напал на его владения с шестью китайскими армиями. К 635 году к владениям Тай-цзуна был присоединён Тогон, а вскоре преимущественно тюркские по своему этническому составу войска, находившиеся под командованием китайских военачальников, взяли Гаочан, в результате чего Китай получил контроль над всем восточным отрезком Великого Шёлкового Пути. Продолжая движение на восток, войска Тай-цзуна заняли более семидесяти городов Средней и Центральной Азии, от Кашгара до Бухары. В результате завоеваний Танской империи Китай получил контроль не только над Восточным Туркестаном, но и над значительной частью ваших кыргызских земель.

– Получается, тюркюты полностью покорились Танской династии? Расскажите подробней о том кого они еще покорили?

– Танское правительство продолжило свои завоевывательные походы и в 641 году разгромило племя Се-Янто, сильнейшее из уйгурских племен. В 640 году покорила Гаочан, а в 648 году Танским войском была взята Куча. В результате войны с 653 года по 657 год Западно-Тюркская держава полностью покорилась Танскому правительству, и в результате на целое столетие Китай стала гегемоном Азии! Так называемые Западные регионы были присоединены к владениям Китая. К императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западноазиатские государства. Кроме того, были расширены границы на северо-востоке страны. К имперским владениям была присоединена Корея. На юге была восстановлена власть Китая над Аннамом. Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета Ханьской династии!

– Неужели Танская империя стала такой сильной?

– Только на определенное время. Чуть позже сила Танской империи вдруг куда-то исчезла! В тот период, каким то образом тибетцы, тюрки, уйгуры и арабы лишили Танское правительство всякого влияния к северу от Великой китайской стены за целое столетие до того, как внутренние неурядицы повлекли разложение и крушение династии Тан.

– Значит, Танское государство в конце перестала существовать?

– Да. Многие восточные мудрецы говорят, что это было наказанием Всевышнего! И связывают крушение Танской династии с дерзкой попыткой императора Тай-цзуна захватить великий город Ак-Буркут, куда согласно преданию и была привезена Книга откровений бога - Коран! Хотя буддийские монахи не согласны с подобным мнением, говоря, что это выдумки мусульман. И вот теперь как получается. Если верить сведениям о существовании и гибели мифического города Ак-Буркут, которые оставил мой предок Джус и той хронологии последующих захватнических войн самой сильной империи Тан, в конце приведших к их крушению, то можно и согласиться с тем, что это, скорее всего, и было наказанием самого Всеышнего! – подитожил старик Ван.

– А что стало с монголами? Они больше не пытались нас захватить? – спросил Алтынбек.

– Монголы?

– Да монголы.

– Почему же не пытались, наоборот, через столетия всех степных монголов объединил под одни знамена один великий полководец по имени Чингиз-хан. Он был сильнее того хана, которому служил покойный генерал Мунджехбий. Чингиз-хан единственный монгол, который смог поднять всех монголов и начать завоевательные походы. Он не только вторгся в ваши земли, но и покорил все племена, включая и кыргызские. Его ханство длилось многие годы. Он не ограничился набегами на ваши края и покорил даже неприступный Китай! Но это уже другая история…– к сожалению, рассказать вам его историю у меня не хватит времени.