2. Содержание и анализ некоторых личных прав и свобод человека и гражданина
2.1 Право на жизнь
Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни[3].
В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом[4].
Жизнь человека охраняется Конституцией и законодательством РФ как самая главная ценность в обществе. Право на жизнь открывает перечень личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Реализация этого права предполагает активные действия государства, его органов и должностных лиц по созданию и поддержанию безопасных условий жизни в обществе. Для этого государство должно поддерживать социальный мир в стране, избегать военных способов разрешения споров и конфликтов как внутри страны, так и на международной арене. В целях охраны жизни человека государство в лице своих органов, прежде всего правоохранительных, ведет целенаправленную борьбу с преступностью. В целях охраны жизни и здоровья человека государство обеспечивает право каждого на бесплатное медицинское обслуживание. Непременное условие обеспечения права на жизнь - охрана среды обитания человека. Право на жизнь обеспечено также запретом пыток, насилия и добровольным согласием на проведение медицинских, научных и иных опытов; правом собираться мирно, без оружия; социальным обеспечением по возрасту, болезни, инвалидности.
2.2. Право граждан на жилище
Реализация права граждан Российской Федерации на жилище осуществляется на основе жилищного кодекса, Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", законодательства субъектов РФ.
Очень полно содержание права граждан РФ раскрыл П.И.Седугин. По его мнению, данное право имеет шесть юридически значимых возможностей: стабильность пользования имеющимся жильем; улучшение своих жилищных условий; использование жилья в интересах других граждан; обеспечение жильцам здоровой среды обитания; недопустимость произвольного лишения граждан жилья; неприкосновенность жилища[5]. При этом П.И.Седугин утверждает, что право на жилище на стадии пользования жилым помещением реализуется в конкретных правоотношениях, в которых соответствующие органы государства, частные, кооперативные и общественные организации, иные лица выступают в качестве наймодателей, а граждане – в качестве нанимателей жилых помещений.
Сейчас относительно права граждан на жилище идут жаркие споры. Так для некоторых ученных данная правовая категория представляется не иначе как выдумкой коммунистов. Выдвигались даже предложения отказаться от закрепления данного права в конституции. Но когда в 1993 право граждан на жилище все же было закреплено в конституции, стали появляться попытки свести данное право на нет, объявляя его не более чем пропагандой, так как на самом деле у государства нет средств на обеспечение этого права.
В противовес им Е.В.Богданов считает, что закрепление права граждан на жилище необходимо, в своей статье «Природа и сущность права граждан на жилище», он пишет «Если разговоры о демократии, гуманизме, общечеловеческих ценностях и т.п. ведутся в серьёз, а не с целью одурачивания народа в интересах политической; если проводимые политические реформы действительно (как об этом говорят политики и политологи) направлены на улучшение уровня жизни народа по сравнению с тем, которым они обладали до начала этих реформ (стоит вспомнить знаменитый лозунг начала 90-х годов ХХ века: «Так жить нельзя!»), государство просто обязано в национальном законодательстве, во исполнение указанных международных правовых документов, установить за гражданами признанные международным сообществом права человека, в том числе и право на жилище[6].»
Сам я двоякого мнения об этом праве: с одной стороны я согласен, что в настоящее время право граждан на жилище в большей степени голословно, так как государство не пытается реализовать это право на деле. Но с другой стороны закрепление этого права в основном документе страны просто необходимо, так как право на жилище выступает основным компонентом обеспечения жизнедеятельности человека.
Одним из аспектов права граждан на жилище выступает гарантия неприкосновенности жилища. Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым способом проникать в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих там лиц. Под запретом находятся и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: установка видеокамер, звукозаписывающих устройств. Законодательство четко регламентирует случаи, когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов.
Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц влечет уголовную ответственность по ст. 139 УК. Если такое проникновение произошло с применением насилия или с угрозой его применения или совершено лицом с использованием своего служебного положения, уголовная ответственность ужесточается.
2.3. Право на достоинство личности и личную неприкосновенность
Каждый имеет право на свободу, личную неприкосновенность и уважение достоинства личности.
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Провозглашенное в статье 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на свободу включает, в частности, право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением таких принудительных мер, как задержание, арест, заключение под стражу или лишение свободы во всех иных формах, без предусмотренных законом оснований, санкции суда или компетентных должностных лиц, а также сверх установленных либо контролируемых сроков. Вместе с тем, будучи неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения, право на свободу в силу статьи 22 (часть 2) Конституции Российской Федерации может быть правомерно ограничено при аресте, заключении под стражу и содержании под стражей. Условия такого правомерного ограничения установлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральным законодательством, предусматривающим, что заключение под стражу может быть применено к лицу, обвиняемому или подозреваемому в совершении преступления, лишь на основании судебного решения или с санкции прокурора (статьи 11, 89, 96 УПК РСФСР).
Уголовно-процессуальный закон (части первая и вторая статьи 97 УПК РСФСР) определяет также, что содержание под стражей при расследовании преступлений не может продолжаться более двух месяцев, а при особой сложности дела и в иных исключительных случаях, по решению компетентного прокурора, - более полутора лет. Согласно части третьей статьи 97 УПК РСФСР истечение предельного срока содержания под стражей означает невозможность его дальнейшего продления и обязательность немедленного освобождения содержащегося под стражей обвиняемого. Однако оспариваемая заявителем часть пятая статьи 97 УПК РСФСР устанавливает правило, согласно которому время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении санкционированного срока содержания обвиняемого под стражей в качестве меры пресечения не учитывается.
Из статьи 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на свободу, и пункта 1 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулирующего условия правомерного ограничения этого права, следует, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, а также не должен быть лишен свободы иначе, как на основаниях и в соответствии с процедурой, которая установлена законом.
Недопустимость избыточного или не ограниченного по продолжительности содержания под стражей вытекает и из пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый имеет право на рассмотрение любого предъявленного ему обвинения без неоправданной задержки, что в первую очередь касается лиц, лишенных свободы на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.