Смена точек зрения объясняется, с одной стороны, специфической речевой манерой каждого субъекта, а с другой утверждает взаимовлияние, взаимопересечение каждой, что свидетельствует о «всеобщем» характере высказываний и, как следствие, о преобладании лирического начала в повествовательной структуре повести.
Письменная работа № 5
СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ
Цель: способствовать развитию филологической культуры, письменной речи студента, формировать теоретико-литературную позицию.
Задание: дать письменный ответ на вопрос (один вопрос на студента).
Обращение к жанру сочинения является одним из необходимых условий профессионального становление студента-филолога. Сочинение остается основной формой развития письменной речи в курсе школьного изучения литературы, однако в вузе этому виду работы не уделяется должного внимания. Безусловно, анализ текста в одном из предложенных аспектов (письменные работы №№ 1, 4, 5 первого семестра, №№ 2, 3, 4 второго семестра) также является сочинением на литературную тему. Задание, предложенное для выполнения, по жанру является сочинением-рассуждением, свидетельствует о понимании студентом специфики литературы как вида искусств.
Рассуждения, излагаемые в сочинении, необходимо доказывать примерами.
Требования к написанию сочинений-рассуждений изложены в ряде методических пособий и учебников по методике литературы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Казарцева О. М., Вишнякова О. В. Письменная речь. – М., 1998.
2. Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 классы. – М., 2002.
3. Колокольцев Е. Н. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения. – М., 1958.
4. Крундышев А. А. Как работать над сочинением. – СПб., 1992.
5. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. – 3-е изд. – М., 2001.
6. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. – М., 1987.
7. Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением (Практические советы поступающим в вузы). – М., 1990.
8. Полтавец Е. Как писать сочинение. – М., 2001.
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:
1. Как проявляются в художественном тексте признаки завершенности и адекватной воплощенности творческого замысла?
2. Как вы считаете, правомерно ли понимать под литературой «все, что написано»?
3. Какое значение имеет звуковая организация литературного произведения?
4. Какова роль фантазии в создании литературного произведения?
5. Что вы понимаете под объектом и субъектом высказывания литературного произведения?
6. По каким признакам можно определять «более или менее прозаические» и «более или менее стихотворные явления»?
7. Можете вы согласиться с тем, что «поэзия обращается больше к фантазии слушателя как смысловая сила впечатления», а «проза более к разуму как абстрактная способность мышления»?
8. В чем заключается принципиальное отличие ритмической структуры прозы от стихотворного ритма?
9. Какую роль играют различные виды тропов в поэзии?
10. Можете вы согласиться с тем, что язык поэзии всегда архаичнее языка прозы?
11. В чем, по-вашему, заключается никогда не стираемая разность между языком поэзии (лирики) и прозы?
12. Насколько справедливо, на ваш взгляд, утверждение, что объем прозы задается сюжетом и жанром, но не системой художественной речи?
13. Можно ли согласиться с тем, что разграничение формы и содержания носит условный характер?
14. Что такое идея художественного произведения?
15. Что входит в понятие «чувственное воплощение» применительно к литературному произведению?
16. Что вы понимаете под конкретностью содержания и формы художественного произведения?
17. Что вы понимаете под «органической целостностью» литературного произведения?
18. Какую роль в создании художественного мира выполняет вымысел?
19. Какие особенности художественного текста свидетельствуют о том, что содержание в определенной степени копирует реальные предметы?
20. Что представляют собой «символические моменты» поэзии?
21. Как вы понимаете определения: «форма, ставшая содержанием» и «содержание, воплотившееся в единственно возможной, им порожденной, им обусловленной форме»?
22. Как поэт может для выражения всеобщего подыскивать особенное, а в особенном видеть всеобщее?
23. Что значит «ввести» в художественное произведение прекрасное?
24. Какими качествами должны обладать художественные образы литературного произведения, чтобы казаться читателю «подлинно существующими»?
25. Что такое, по-вашему, «представление в слове»?
26. Как вы понимаете мысль о том, что художественный образ ценен именно сам по себе и конкретен подобно первичной действительности?
27. Как вы понимаете утверждение, что художественный образ – это способ и форма освоения жизни?
28. Как представлены в художественном образе «объективно-познавательное» и «субъективно-творческое» начала?
29. Каково ваше понимание определения «художественное произведение как образ»?
30. Как вы думаете, в чем сложность проблемы «адекватности художественного образа действительности»?
[1] Георгиевский А. С. Художественное своеобразие русской прозы малых жанровых форм последней трети ХХ века. Материалы для преподавателя. – М., «Просветитель», 2005, С. 31
[2] Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С. В. Тураев. – М., «Просвещение», 1974,с. 255
[3] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. – М.: «Терра», 1995, с. 665
[4] Словарь русского языка: В 4 т. Т. 4. С-Я / АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Русский язык», 1988, с. 771
[5] Словарь русского языка: В 4 т. Т. 2. К-О / АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Русский язык», 1986, с. 328
[6] Тарковский М. А. Замороженное время. – М.: «Андреевский флаг», 2003, с. 331
[7] Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С. В. Тураев. – М., «Просвещение», 1974, с. 295
[8] Словарь русского языка: В 4-х т. /АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985-1988. Т.3. П-Р. 1987, стр. 711
[9] Схема построения и таблицы, которые могут помочь при написании реферата, опубликованы в кн.: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. 7-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2001, с. 79 – 89.
[10] Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л.: Ленинградск. отдел. изд-ва «Сов. писатель», 1974, с. 7
[11] Чернец Л.В., Исакова И.Н. Персонаж // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Чернец Л.В. – М.: Высш. шк., 2004, стр. 197
[12] Чернец Л.В. Виды образа // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Чернец Л.В. – М.: Высш. шк., 2004, с. 41
[13] Чернец Л.В. Предметный мир // // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Чернец Л.В. – М.: Высш. шк., 2004, с. 197
[14] Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 4-е, испр. – М.: Просвещение, 1971, с. 63.
[15] М. Тарковский: «Мир мужицкого труда – золото». Беседу вел Александр Яковлев // Литературная газета, № 21, 23-29 мая 2007 г., с. 15.
[16] Целкова Л. Н. Мотив // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Чернец. М: Высшая школа, 2004, С. 234
[17] Витковская Л. В. Авторское «я» в когнитивной парадигме. – Пятигорск: Пятигорский гос. университет, 2005, с. 73.
[18] Красных В.В. От концепта к тексту и обратно // Вестник МГУ. Сер. 9. «Филология», - 1998, № 1, с. 60-61
[19] Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. – М., 1987, с. 254
[20] Себина Е. Н. Пейзаж. // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Чернец. М: Высшая школа, 2004, с. 264 - 274
[21] Тарковский М. А. Енисейские очерки // Октябрь, 2004, № 3.
[22] Тарковский М.А. Замороженное время. – М.: Андреевский флаг, 2003.
[23] Тарковский М.А. За пять лет до счастья. – М.: Хроникер, 2001
[24] Тарковский М.А. Кондромо // Октябрь, 2003, № 3, с. 37
[25] Тарковский М.А. Таня // Замороженное время. – М.: Андреевский флаг, с. 314
[26] Себина Е. Н. Пейзаж. // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Чернец. М: Высшая школа, 2004, с. 264 - 274
[27] Тарковский М.А. С высоты // Замороженное время. – М.: Андреевский флаг, 2003, с. 7
[28] Тарковский М.А. С высоты // Замороженное время. – М.: Андреевский флаг, 2003, с. 21ё
[29] Есин А.Б. Психологизм. // Введение в литературоведение: Уч.пособие / Под ред. Чернец Л.В. – М.: Высш. шк., 2004, с. 244.
[30] Абашева М. П. Автоконцепция русской литературы рубежа ХХ-XXI вв. // Теоретико-литературные итоги ХХ века: Литературное произведение и художественный процесс. – М.: Наука, 2003, с. 72