Смекни!
smekni.com

Практикум по анализу художественного произведения Методические рекомендации по выполнению письменных работ (стр. 7 из 13)

Кроме перечисленных, в художественном образе, особенно если речь идет о лирике, практически всегда есть образ-символ. Автор в произведении говорит не только о событиях или переживаниях, но и представляет свое отношение к миру, которое не может быть «материально», буквально помещено в рамки произведения. «В широком смысле слова, - пишет Л. В. Чернец, - иносказателен и многозначен любой образ»[12]. Так, в стихотворении А. Блока нет словесно выраженной мысли о том, что лирический субъект сожалеет об ушедшей любви. Более того, в последней строфе вербально утверждается обратное: «Ни тоски, ни любви, ни обиды». Не оформлена словесно и авторская идея (она почти никогда не оформлена, потому что автор – вне текста, над текстом: и над субъектом речи, и над героями, и над сюжетом): «Человек счастлив, когда любит, тогда для него нет мелочей, все помогает почувствовать это счастье, мир прекрасен (даже голоса панихиды)».

В предметную классификацию М. Эпштейна включены виды образов, создающих предметный мир произведения: от детали до бытия. Предметный мир, наряду с речевой организацией – основа любого художественного произведения[13]. Так как предметный мир есть в каждом произведении, то необходимо определить виды образов, составляющих единый образ мира. Следовательно, образ мира, картина мира, бытие являются одним из центральных образов художественного произведения. Вспомним определение художественного образа, предложенное Л.И. Тимофеевым: «Образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»[14].

Эстетически постигая жизненные закономерности, художник слова создает различные образы, которые М. Эпштейн выделил в обобщенно-смысловую подклассификацию. В лирическом произведении сложнее, чем в эпическом или драматическом, выявить первичные образы: индивидуальные, характерные, типические. Образы вторичные присутствуют в произведениях всех трех родов, так как любое настоящее искусство опирается на традицию, с одной стороны, и в какой-то степени преодолевает ее, с другой. Из этого не следует делать вывод, что абсолютно в любом произведении можно «найти» образ-архетип или образ-топос. Адекватное восприятие этих видов образа при выполнении работы требует от студента высокой читательской культуры и знания русской и мировой поэзии.

Для правильного понимания третьей подклассификации М. Эпштейна следует учитывать, какой из образных рядов – автологический (самодостаточный), металогический (иносказательный, метафорический) или суперлогический – доминирует в структуре произведения, выполняет текстоообразующую функцию. е менее в лирике дении сложнее, чем в эпическом или драматическом, выявить первичные образы: индивидуальных, характерные, типич

Подводя итог, можно сказать, что при выполнении данного вида работы студентам предстоит определить и охарактеризовать

- виды образов, которые присутствуют в каждом произведении (образ-голос, образ-деталь, образ-бытие, образ-символ, образ-мотив);

- другие виды образов, которые могут либо быть, либо отсутствовать в произведении (образ-персонаж, образ-представление, первичные образы, образ-топос, образ-архетип);

- какой образный ряд (автологический, металогический или суперлогический) является структурной основой произведения.

Обязательно также учитывать многозначность и многофункциональность художественного образа. В качестве образца предлагается рассмотрение полифункциональности образа Енисея в прозе М. Тарковского.

Образ Енисея в прозе М. Тарковского

(понятия лейтмотив, концепт, мотив, топос, архетип)

Главной темой искусства вообще и литературы в частности является человек, его внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, взаимодействие с окружающим миром. Поэтому тема природы является одной из самых традиционных в литературе, но в каждом конкретном произведении и в творчестве каждого писателя она реализуется, несмотря на ряд общих признаков, индивидуально, неповторимо, у каждого писателя-пейзажиста, как правило, есть излюбленный круг природных образов. Сложность анализа заключается в том, что все писатели, которые обращаются к этой теме, следуют одной, идущей еще от народного творчества, традиции поэтизации природы. Каждый писатель осмысливает влияние природы на жизнь человека, созвучие или диссонанс окружающего мира с настроением персонажа. Эти кажущиеся общими черты пейзажной литературы глубоко индивидуальны, более того, ни один хороший писатель, всем своим творчеством воспевающий мир определенной местности, использующий присущий его стилевой манере набор художественных средств, не ограничивается статичным, однажды созданным и остающимся неизменным образом.

В современной литературе заметным явлением представляется пейзажная проза Михаила Александровича Тарковского.

В его автобиографическом творчестве образ Енисея является одним из основных, наряду с образом главного героя. Как отмечает сам писатель в одном из последних интервью, слово «Енисей» для него «святое. Для посвященного достаточно просто произнести эти шесть букв, и он все поймет»[15]. В изображении великой реки писатель следует традиции лучших мастеров пейзажной прозы, воссоздает могущество Енисея в разных его проявлениях. Мир на Енисее, по М. Тарковскому, это мир мудрости, поэзии, вечности. Все творчество этого автора является бесконечным гимном природе, тайге, Енисею.

Несмотря на то, что общая тональность прозы М. Тарковского в создании образа Енисея благоговейно-почтительная, благодарно-восхищенная, все же отношение к Енисею многолико в зависимости от личности отдельных персонажей и ситуаций, в которых они оказались. Кроме того, образ Енисея объединяет прозу писателя с существующей литературной традицией. В связи с вышесказанным представляется оправданным использовать разные подходы к анализу образа Енисея. Помимо того, что в каждом отдельном произведении создается определенный образ реки, приобретающий символическое значение, в системе творчества писателя он выполняет функцию лейтмотива, концепта. И, наконец, в контексте литературной традиции образ Енисея можно рассматривать как мотив, топос, архетип.

Образ Енисея в творчестве М. Тарковского является символом гармонии, мудрости, вечности, устойчивости жизни. Он является лейтмотивом, то есть основным мотивом, который повторяется в произведении или ряде произведений. Как правило, лейтмотив связан с идеей произведения. Кроме понятия «лейтмотив», при анализе образа Енисея целесообразно учитывать принцип лейтмотивного построения произведения, тенденция к осмыслению которого активно проявляется в современном литературоведении. Так, Л. Н. Целкова ссылается на положение Б. М. Гаспарова, который под лейтмотивным построением повествования подразумевает «такой принцип, при котором некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами»[16].

Понятие «концепт» также предполагает рассмотрение ключевого образа в контексте творчества конкретного писателя. Термин «концепт» стал активно употребляться в различных областях литературоведения и лингвистики с начала 90-х годов ХХ века. Л. В. Витковская отмечает, что «слово-концепт соединяет человеческое бытие и познание, оно может основываться на архетипе, универсальном символе», … «слово-концепт несет информацию о глубинном сознании повествователя, его мироощущении, - это проблематика текста, его смысла»[17]. Художественное произведение является результатом осмысления и художественного восприятия, интерпретации автором картины мира. Как правило, знание о мире сконцентрировано вокруг одного наиболее значимого концепта. Для М. Тарковского таким смысло-, мирообразующим концептом является образ Енисея.

В системе автор – текст – читатель концепт выполняет еще одну важную функцию. В. В. Красных рассматривает контекст как своеобразную обрамляющую текст смысловую категорию, которая, с одной, авторской, стороны, побуждает писателя к созданию произведения, а с другой стороны, приобщает читателя к идее автора. По словам ученого, «при порождении текста отправной точкой является концепт, который предопределяет смысловое строение текста, а через него – логическое строение … совершенно очевидно, при восприятии текста реципиент идет в обратном направлении: от текста ... к концепту»[18]. В своей прозе М. Тарковский, приобщившись к таинству Енисея, поэтизирует его, а читатель через произведения попадает под влияние авторского восприятия этой великой реки.