Смекни!
smekni.com

Практикум по анализу художественного произведения Методические рекомендации по выполнению письменных работ (стр. 1 из 13)

Беляева Н.В.

Практикум по анализу художественного произведения

Методические рекомендации по выполнению письменных работ

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка .................................................................................................

II. Первый семестр

1. Письменная работа №1. Жанры эпоса. Жанровое ожидание. .......................................

2. Письменная работа №2. Реферат главы учебника

В. М. Жирмунского «Задачи поэтики». ...........................................................................

3. Письменная работа №3 Конспект статьи В. Е. Холшевникова

«Композиция лирических стихотворений». ....................................................................

4. Письменная работа №4. Жанры лирики. .........................................................................

5. Письменная работа №5. Виды художественных образов. .............................................

III. Второй семестр.

1. Конспект работы М. М. Бахтина «Автор и герой в эстетической

деятельности». .................................................................................................................

2. Письменная работа №2. Лирические субъекты. Субъектная

организация стихотворения. ..........................................................................................

3. Письменная работа №3. Эпические субъекты. Рассказчик и повествователь. ..........

4. Письменная работа №4. Эпические субъекты. Проблема «точки зрения». ...............

5. Письменная работа №5. Сочинение на литературную тему. ......................................

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Система письменных заданий к практикуму «Анализ художественного произведения» направлена на совершенствование навыков анализа текста студентами 2 курса, более глубокое овладение теоретическими знаниями, знакомство с различными подходами к анализу произведения. Поэтому большая часть заданий представляет собой осмысление художественного произведения в заданном аспекте, кроме того, студенты работают с научной литературой (реферирование, конспектирование).

Все задания соотносятся с тематикой практических занятий. Так, задания, выполняемые в первом семестре, связаны с осмыслением жанрово-родовой специфики произведений, а также с повторением теории композиции, художественного образа. Обращение в первом семестре изучения практикума к литературным жанрам подсказано логикой изучения теоретических дисциплин в течение первого курса: при изучении дисциплины «Литературное произведение: теория и практика анализа» большое внимание уделяется осмыслению родовой принадлежности произведения. Знания, полученные студентами при изучении дисциплин «Литературоведение. Введение в литературоведение» и «Литературное произведение: теория и практика анализа», являются методологической основой для постижения специфики различных жанров и жанрового синкретизма.

Для конспектирования и реферирования предлагаются работы по поэтике композиции. Выполнение этих видов работ служит реализации нескольких целей: во-первых, для каждого жанра характерна своя композиция; во-вторых, основная тема второго семестра связана с одним из аспектов композиции: речевой организацией текста, в-третьих, постижение композиции как важного компонента формы помогает осмыслению авторского замысла и, наконец, материал, полученный студентами при выполнении реферата и конспекта, поможет им при изучении дисциплин историко-литературного курса и написании курсовых и дипломных работ.

Тема «Виды художественных образов» сложна для усвоения первокурсниками, поэтом, чтобы тема была освоена, систематическое обращение к ней представляется оправданным и целесообразным. Задание «Определить виды художественных образов в предложенном произведении» является своего рода соединительным звеном между темами первого и второго семестров.

Основная задача занятий и письменных заданий второго семестра – постижение авторской идеи через осмысление субъектной организации текста. Современная литературоведческая наука при раскрытии этой проблемы опирается на труды знаменитого литературоведа ХХ века М. М. Бахтина. Не представляется возможным разговор о различных контекстах художественного произведения без методологической базы, которой является работа «Автор и герой в эстетической деятельности». Необходимо обратить внимание студентов, что в книге содержится большое количество непонятных студенту литературоведческих, эстетических и философских категорий, поэтому при конспектировании обязательным является работа со словарями.

Учитывая идеи М. М. Бахтина, студенты анализируют лирические и эпические произведения с точки зрения субъектной организации.

Последняя форма письменной работы - сочинение на литературную тему, которое является своего рода результатом изучения дисциплины, дает возможность студенту раскрыть свое понимание специфики литературы как рода литературы.

Предлагаемые методические рекомендации включают темы письменных работ, предлагаемых студентам при изучении дисциплины «Практикум по анализу художественного произведения», цели и задания, требования к заданиям, литературу и образцы выполнения работ на примере анализа произведений современного писателя М. А. Тарковского.

I СЕМЕСТР

Письменная работа № 1

«ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ. ЖАНРОВОЕ ОЖИДАНИЕ»

Цель: осмысление авторского определения жанра, закрепление теории эпических жанров.

Для анализа предлагаются повествовательные произведения, в названии или подзаголовке которых указывается на жанр.

Задание: выявить функцию жанрового определения и проанализировать текст в аспекте жанра (1 студент из группы выбирает 1 произведение).

Тексты для анализа:

1. Лермонтов М. Ю. Ашик-Кериб (Турецкая сказка)

2. Лесков Н. С. Левша (Сказ о тульском косом левше и стальной блохе)

3. Гоголь Н. В. Мертвые души (Поэма)

4. Салтыков-Щедрин М. Е. Святочный рассказ (Из путевых заметок чиновника)

5. Достоевский Ф. М. Белые ночи (Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя)

6. Достоевский Ф. М. Кроткая (Фантастический рассказ)

7. Лесков Н. С. Белый орел (Фантастический рассказ)

8. Лесков Н. С. Леди Макбет Мценского уезда (Очерк)

9. Лесков Н. С. Тупейный художник (Рассказ на могиле)

10. Чехов А. П. Брак по расчету (Роман в 2-х частях)

11. Чехов А. П. Восклицательный знак (Святочный рассказ)

12. Чехов А. П. Кривое зеркало (Святочный рассказ)

13. Чехов А. П. Брожение умов (Из летописи одного города)

14. Чехов А. П. Шампанское (Рассказ проходимца)

15. Андреев Л. Алеша-дурачок (Очерк)

16. Короленко В. Г. Мгновение (Очерк)

17. Горький М. Извозчик (Святочный рассказ)

18. Короленко В. Г. Сон Макара (Святочный рассказ)

19. Бунин И. А. Баллада

20. Бунин И. А. Легенда

21. Бажов П. Уральские сказы

22. Пришвин М. М. Друг человека (Из дневника писателя)

23. Пришвин М. М. Наш сад (Рассказ старого садовника)

24. Пришвин М. М. Корабельная чаща (Сказка-быль)

25. Пришвин М. М. Кладовая солнца (Сказка-быль)

26. Быков В. Альпийская баллада

27. Белов В. И. Рыбацкая байка (Современный вариант сказки)

28. Белов В. И. Утром в субботу (Из записной книжки)

29. Белов В. И. Просвещение (Рассказ бабушки)

30. Крупин В. Н. Змея и чаша (Рассказ-притча)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды.

  1. Чернец Л. В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. – М,, 1982.

3. Стенник Ю. В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. – Л, 1974.

4. Тамарченко Н. Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

5. Учебники по курсам «Введение в литературоведение» и «Теория литературы».

6. Справочная литература: словари литературоведческих терминов, краткая литературная энциклопедия.

При выполнении работы важно учитывать, что авторское определение жанра, вынесенное в заглавие или подзаголовок, не всегда соответствует привычным читательским ожиданиям (например, поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», повесть В. Быкова «Альпийская баллада»). Однако, являясь сильной позицией текста, такое определение помогает понять основной авторский замысел. Иногда название жанра в заглавии связано с сюжетом произведения («Баллада», «Легенда» И. Бунина), иногда – указание на субъекта речи и основную точку зрения («Друг человека. Из дневника писателя» М. Пришвина), иногда содержит в себе противоречие (сказка-быль «Корабельная чаща», «Кладовая солнца» М. Пришвина). Разгадать эстетическую загадку, которую задает автор читателю жанровым определением – задача студента при выполнении этой работы.

Анализируя авторское определение жанра, необходимо понимать, что часто провести границу между родственными жанрами очень трудно, и в большинстве случаев для предложенных произведений характерен жанровый синкретизм.

Предлагаем образец анализа жанрового синкретизма рассказов современного писателя М. А. Тарковского.

Жанровый синкретизм рассказов М. Тарковского

Современный писатель Михаил Александрович Тарковский следует в своем творчестве традициям мастеров лирической прозы, получившей широкое распространение во второй половине ХХ века. Исследователями отмечалось, что, начиная с творчества И. С. Тургенева, в прозу начали активно проникать черты, характерные для лирики: повышенная исповедальность, эмоциональность, экспрессия, метафорическая образность, а также отсутствие или пунктирность «внешнего» сюжета и ориентация на сюжет «внутренний» - психологический, позволяющий передать смену эмоций, чувств главного героя (чаще всего рассказчика), близкого автору. «Стихотворения в прозе» классика XIX века положили начало лирической прозе, которая стала самым заметным литературным явлением второй половины прошлого века. Проникновение лирических приемов в прозу, которая является формой выражения, по преимуществу, эпического сознания, предопределило формирование и развитие новых жанровых форм. Выражая кратковременное, сиюминутное, изменчивое психолого-эмоциональное состояние главного субъекта, лирическая проза, как и стихотворная лирика, тяготеет к малым формам. Поэтому для второй половины ХХ века характерна новая жанровая терминология. А. С. Георгиевский исследует художественное своеобразие малых жанровых форм и систематизирует их. Так, ученый выделяет следующие жанры, близкие рассказу. При исследовании жанрового своеобразия рассказов Михаила Тарковского мы опираемся на предложенную А. С. Георгиевским классификацию и жанровые определения.