Клише: нельзя не согласиться с автором в том, что…; нельзя не согласиться с автором в том, что…; с автором можно поспорить; автор прав в том, что….; однако его мысль о … вызывает сомнение; с автором трудно согласиться; я (не) разделяю точку зрения автора; позиция автора близка (понятна) мне, но…; я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…; проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы); я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…; мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной…); косвенно мое мнение подтверждает и такой факт…
Как начать сочинение?
Наибольшую трудность обычно вызывает построение вступительной части сочинения. 2-3 вступительных, вводных предложения! Сочинение можно образно сравнить с путешествием в мир произведения: сборы в дорогу и составление маршрута — это вступление, само путешествие и приобретение сувениров (фактов того, что вы действительно побывали в этих местах, т.е. Цитат) — это основная часть, возвращение домой и подведение итогов путешествия — это заключение.
А теперь стоит познакомиться с этими главными частями сочинения подробнее.
Можно предложить несколько возможных вариантов вступления. Как говорится, лиха беда — начало. С чего начать сочинение — всегда трудный и важный вопрос. Ответить на него поможет народная мудрость: «Плясать нужно от печки». Первый шаг при написании сочинения нужно делать от темы. Вначале необходимо конкретизировать тему сочинения, то есть дать расширенное представление о смысле и содержании данной темы, иначе говоря, расставить все точки над i.
1. Определение во вступительной части темы и основных мыслей текста с конкретизацией и комментариями в последующих частях.
Утро — это время, когда пробуждается ото cна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя Владимира Солоухина»
Используя такой вариант построения вступительной части, нужно стремиться к ёмкому и по возможности исчерпывающему определению основных мыслей текста, а также помнить о необходимости их дальнейшего комментария, который может быть развёрнут как конкретизация мыслей автора, или как анализ использованных автором для выражения этих мыслей языковых и композиционных средств, или как. выражение своей позиции по отношению к раскрываемой автором теме,
2. Определение во вступительной части проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте.
Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст В. Астафьева…
Этот вариант вступления подойдёт для построения рассуждения по проблемному тексту, анализ содержательной стороны которого требует выявления тех вопросов (проблем), которые волновали автора. В последующих частях должны быть выявлены:
а) позиция автора по отношению к затронутым им проблемам;
б) позиция выпускника;
в) анализ использованных автором языковых средств.
Авторская позиция и позиция выпускника могут быть представлены в любой последовательности, не нарушающей логики развёртывания высказывания, или во взаимосвязи. 3.Выражение во вступительной части своей позиции.
Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом; учителей, врачей, инженеров. Но, на мой взгляд, не каждый., кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек — это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С. Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.
4. Краткое сообщение о писателе, являющемся автором текста: об основных проблемах, которые он затрагивал
в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества, Например:Владимир Солоухин — один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы., К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном росном утре.
Сведения о писателе-авторе текста следует давать в предельно сжатом объёме (не более трёх предложений или пятой части текста),
Часто в качестве материала для анализа предлагается текст неизвестного учащимся писателя или публициста» В этом случае не стоит спешить делать широкие обобщения лишь на основании того текста, который прочитан, и следует отказаться от описанного типа вступления,
5. Лирическое размышление.
Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, сверкающая росой в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передаётся и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина.
Лирическое размышление предполагает предельную искренность, готовность к откровению и в то же время требует умения подчинить поток нахлынувших чувств строгой целесообразности, продиктованной требованием содержательного единства и соразмерности композиционных частей сочинения.
6.Одним из возможных элементов вступления любого типа может быть цитата, взятая из текста или из других источников.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам —
эти бессмертные строки А. С, Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст ф. Искандера «Дедушкин дом».
Нужно быть очень осторожным в выборе цитаты для построения вступительной части рассуждения. Высказывание писателя в данном случае должно будет содержать одну из основных мыслей текста и в то же время давать возможность выхода на анализ его идейного звучания и проблематику. Иллюстрацией выхода через цитату на проблематику всего текста является первый пример.
Выбранное высказывание должно быть кратким, выразительным и желательно содержащим обобщающее умозаключение.
Таким образом:
· Если знаете что-либо об авторе, можно написать
· Написать о впечатлении, которое произвел текст.
Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.
· Можно обрисовать типичную (аналогичную
изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)
· Конструкцией «именительной темы»: «Любовь…
Сколько о ней сказано!…» Так можно начинать сочинения на «вечные» темы.
Каким бы ни было вступление по форме и содержанию, нужно помнить о необходимости смысловой и грамматической связи вступительной части с последующими. Следует особо отметить, что вступление сочинения не должно быть чересчур растянутым, ведь оно выполняет лишь роль подготовки к главной части. Не забудьте, что любое вступление держится на трех китах: конкретизация темы, постановка проблемы и переход к основной части.
С целью самопроверки попытайтесь определить в приведённых вариантах вступления функции последних предложений по отношению к содержанию абзаца и по отношению к возможным последующим частям сочинения-рассуждения. .Какие средства связи этих предложений с предыдущими использовали авторы?
Попробуйте составить тематические предложения частей, которые могли бы последовать за вступлениями, приведёнными, в содержании главы, Какие средства связи абзацев вы использовали?
Основная часть начинается тогда, когда вы приступаете к непосредственному анализу текста
Как заканчивать сочинение?
Как уже было отмечено, хорошая композиция требует наличия необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения. В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение; может быть также развёрнута мысль, выраженная во вступительной части. Последняя часть сочинения строится из двух составляющих: исчерпывающий ответ на вопрос вступления и шаг в сторону актуальности. Стремитесь дописывать свое сочинения до последней точки, то есть до того момента, после которого уже ничего нельзя добавить. Используя в заключении чужие слова (высказывания знаменитых писателей или критиков), не заканчивайте ими - чужие мысли не должны заменять ваших собственных.
Очень выигрышным в заключении является обращение к актуальности, поскольку вы можете очаровать того, кто будет проверять ваше сочинение, своим современным восприятием поставленной проблемы.
В конце рассуждения выпускником может быть выражена позиция в отношении к поставленной в тексте проблеме (проблематике), могут быть выражены мысли в связи с темой, поднятой автором текста. Ниже приведено несколько возможных вариантов заключительной части сочинения-рассуждения.