Смекни!
smekni.com

Овательских технологий на материале произведений А. С. Пушкина. (Методические рекомендации) (стр. 2 из 2)

А как в самом тексте выражено отношение Пушкина к рабу?

Обратим внимание учащихся на то, что образ раба – в центре внимания второй части стихотворения, он раскрывается в своей человеческой сути:

Принес – и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

Образ князя не конкретизирован в стихотворении: это символ самовластья и тирании. Пушкин достаточно сдержан в своем рассказе. Поэтому существуют различные точки зрения литературоведов на авторскую позицию. (Карточка 5, задание 1). Другие считают, что Пушкин не принимает ни раба, ни господина, неспособных бороться со злом. А как думают ребята?

Сочувствие автора рабу очевидно. Оно выражено и во внимании к деталям жизни и быта раба, и в нагнетании глаголов, рисующих его состояние: «и ослабел», «и лег», «и умер»… - и в выборе слов поэтической лексики («чело», «хладными»), и – особенно явно – в завершающем рассказ эпитете: «бедный раб».

Так воплощается в произведении гуманистическая идея поэта: защита Человека и Жизни на Земле.

Далее необходимо рассмотреть, как соотносятся образы первой и второй частей стихотворения. Образ древа яда и мрачный образ князя придают трагический колорит всему стихотворению. Однако дело не только в этом. В стихотворении соотнесены два зла: страшное зло природы – анчар – и самое страшное зло общественной жизни – самодержавие, самовластье. В отличие от анчара самовластье – зло активное, потому что оно сеет гибель и смерть вокруг себя. Сам анчар - лишь послушное орудие в руках владыки:

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Очень показателен повтор однокоренных слов в первой и последней строфе второй части: «послушно в путь потек» - «послушливые стрелы». «Непобедимому владыке» покоряется и служит живое и мертвое.

При работе над заданием 2 из карточки 5 целесообразно обратить внимание учащихся на то, что слово «царь» в сознании современников Пушкина ассоциировалось с русской действительностью, поэт же в нарисованной им картине стремился придать образу владыки общественный характер. Поэтому созданный им образ воплощает в себе деспотизм, самовластье, активные силы, несущие разрушение в общечеловеческом плане. Русское самодержавие для Пушкина – лишь одно из проявлений мирового зла. Картина-символ, изображенная художником, несет вневременное значение, образы стихотворения выходят за пределы одной эпохи.

Завершающим этапом анализа станет выразительное чтение стихотворения. Именно оно должно показать, вошли ли ученики в художественную атмосферу произведения, смогли ли мысленно нарисовать картины, образы и выразить свое отношение к ним.