Сущность метода компонентного анализа заключается в выделении минимального набора признаков у определенной совокупности языковых единиц и категорий языка, с помощью которых одни единицы и категории различаются между собой, другие, напротив, объединяются в различные группировки.
Социолингвистические методы подразделяют на методы полевого исследования и методы социолингвистического анализа языкового материала. Методы полевого исследования включают в себя анкетирование, интервьюирование, непосредственное наблюдение. При анкетировании используются опросники в виде заранее подготовленных анкет с определенным характером и числом вопросов, определяемых задачей анкетирования. При интервьюировании большое внимание уделяется предварительному составлению программы и разработке технике интервью.
Методы исследования в литературоведении используются для изучения литературного произведения, взятого либо в связях и отношениях с окружающей средой (например, биографический и культурно-исторический метод), либо взятого вне связи и отношений с этой средой (например, формальный и структурный метод). Рассмотрим основные литературоведческие методы.
Биографический метод – это метод, в котором биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества.
Определяющими же культурно-исторического метода являются исторические и национальные закономерности.
Сравнительно-исторический метод предполагает исторический подход к анализу художественного текста, то есть связывает развитие литературы с историей народа. Данный метод применяется при рассмотрении национальной литературы на фоне всего исторического развития(как общественного, так и художественного).
Психологический метод изучает психологию автора как творца и исследует восприятие художественного произведения читателем. Сторонников психологического метода интересуют связи «автор - произведение» и «произведение - читатель», субъективная сторона авторского творения, постигаемого читателем в зависимости от собственного душевного склада и жизненного опыта.
Социологический метод связан с пониманием литературы как одной из форм общественного сознания. Он акцентирует прежде всего связи литературы с социальными явлениями, способен объяснить взаимоотношения произведения с внешней действительностью, указать на диалог автора с действительностью.
Метод литературной герменевтики – это метод толкования текстов в рамках подсистемы «произведение – читатель – традиция». Между элементами подсистемы существуют прямые и обратные связи, которые образуют замкнутый круг. Замкнутость круга понимания является предпосылкой бесконечности процесса интерпретации, если речь идет о тексте литературного произведения.
Формальный метод – это метод, в котором литературное произведение представляет собой форму, а жизнь и взгляды писателей рассматриваются как материал, необходимый для построения художественного произведения
Характерной чертой структурного метода является стремление за сознательным манипулированием знаками, словами, образами, символами обнаружить неосознаваемые глубинные структуры, скрытые механизмы знаковых систем.
Следует отметить, что методы проведения работы реферируются в том случае, когда представляют особый интерес для данного исследования. Широко известные методы только называются без соответствующих пояснений.
Основная часть
Главным структурным компонентом работы является основная часть, которая посвящена раскрытию, детализации, аргументации основных положений работы, выраженных во введении тезисно. Ее отдельные параграфы, главы или фрагменты должны соответствовать отдельным положениям общей концепции. Принципиально важно соблюдать субординацию общей темы работы, названий глав, параграфов. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием объединяющей их главы. Следовательно, тема должна быть шире названия отдельных глав, а название глав – шире названия каждого из входящих в нее параграфов. Чаще всего заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Приведем пример формулировки глав и параграфов исследования на тему «Опыт лексикографического анализа гидронимов Олёкминского улуса РС (Я)». Задачи дипломного сочинения:
1. «на основе теоретического материала рассмотреть параметры лексикографического описания топонимов;
2. дать языковое описание гидронимической системы Олекминского улуса».
Следовательно, названия структурных элементов работы могут быть определены следующим образом:
1. Структура топонимического словаря 7
2. Комплексный анализ гидронимов Олёкминского улуса 25
2.1. Зона названия 25
2.2. Зона толкования 37
2.3. Этимологическая зона 37
2.4. Словообразовательная зона 39
2.5. Иллюстративная зона 43
Однако некоторые темы исследования предполагают решение в одной главе нескольких задач одновременно. Например, в дипломной работе на тему «Цветовая символика в творчестве Марины Цветаевой» поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие цветового символизма и особенности его функционирования в культуре и литературе Серебряного века;
2) выявить и определить символическое значение слов цветообозначений в поэтических произведениях М. Цветаевой;
3) проследить трансформацию цветовой символики в поэтических произведениях М. Цветаевой в разные периоды творчества.
Таким образом, две последние задачи решаются во второй главе:
1. «Цветовая символика. Особенности использования и функционирования в литературе Серебряного века
2. Трансформация цветовой символики в поэзии Марины Цветаевой
2.1 Цвет в раннем творчестве М. Цветаевой
2.2 Цвет в творчестве 1916-1922 гг.
2.3 Цвет в позднем творчестве М. Цветаевой»
Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее исчерпывающим раскрытием. В тексте не должно быть ничего, не связанного с авторским замыслом.
Заключение
В заключении студент должен сделать четкие, компактные выводы, соответствующие поставленным во введении задачам, сформулировать итоги своих наблюдений. По возможности следует указать также пути и перспективы дальнейшего исследования темы, обрисовать задачи, которые еще предстоит решить.
Поскольку все изложение в тексте подчинено решению одной научной проблемы, самостоятельность каждого композиционного элемента являются относительными: любой раздел научного текста выполняет свою задачу только в единстве с другими. В связи с этим основная идея и проблема научной работы, сформулированные во введении в общем виде, затем развертываются в основной части: опровергаются, доказываются, объясняются, уточняются и т.д.
Таким образом, речь по существу идет о развернутых вариативных повторениях в основной части тех мыслей, что впервые были высказаны во введении.
Второй этап повторения мыслей научного текста осуществляется в заключении, когда автор вновь обобщенно на более высоком уровне (уровне синтеза знания) еще раз повторяет основные концептуальные мысли, содержащиеся в произведении.
Приложения
К приложениям следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. Так, в качестве приложение могут быть представлены таблицы, схемы, иллюстрации, собранный фактический материал.
Описанная структура научной работы может быть представлена в виде следующей схемы.
Проиллюстрируем приведенную схему, отражающую взаимосвязь основных компонентов введения научной работы и ее структуры, на примере нескольких тем ВКР.
Тема: Жанровое своеобразие военной лирики авторов-исполнителей
Актуальность дипломного сочинения определяется, прежде всего, обращением к категории жанра, которая, как отмечает Т.Т. Давыдова, позволяет приблизиться «к художественному явлению, взятому не обособленно и застыло, а в широком взаимодействии» (Давыдова, 2003. С. 65). Поэтому понимание писательского замысла и его воплощения, истолкование литературного процесса в определенную эпоху и в истории литературы в целом невозможно без анализа жанровых систем и эволюции отдельных жанров.
Кроме того, актуальным представляется выбор в качестве объекта исследования тройки наших крупнейших бардов: Окуджавы – Высоцкого – Галича. Плодотворность такого тройственного подхода была отмечена отечественными литературоведами в качестве перспективной области исследования феномена авторской песни (см.: Вл. Новиков, В.А. Зайцев, А. Кулагин).
В настоящий момент нет ни одной работы, посвященной целостному анализу «военных» произведений Галича, Окуджавы и Высоцкого в жанровом аспекте. Следовательно, отсутствуют исследования, отражающие жанровую типологию. Таким образом, научная новизна нашего исследования обусловлена обращением к жанровым признакам произведений о войне указанных авторов-исполнителей в их сопоставлении.
Цель нашего дипломного сочинения – выявление жанрового своеобразия «военных» песен А. Галича, Б. Окуджавы и В. Высоцкого в свете особенностей авторского мироощущения. Для осуществления данной цели необходимо решить ряд задач.