1. На основании анализа современных жанровых теорий, обосновать теоретическую модель жанра, функционирующую в поэзии авторов-исполнителей.
2. Проанализировав мотивно-образную структуру и композиционные особенности военных произведений А. Галича, Б. Окуджавы и В. Высоцкого, выявить в них основные жанровые доминанты и вычленить их разновидности с учетом как авторских дефиниций, так и в соотнесенности с традиционными жанровыми канонами.
3. Дать сопоставительный анализ военных стихотворений А. Галича, Б. Окуджавы и В. Высоцкого в жанровом аспекте.
Объектом нашего исследования является песенная поэзия А. Галича, Б. Окуджавы и В. Высоцкого военной тематики. Предметом – жанровые особенности «военных» стихотворений вышеназванных авторов-исполнителей.
Целям и задачам настоящей работы соответствует ее структура: работа состоит из введения, двух глав (2-ая включает три параграфа, в каждом из которых рассматривается жанровая специфика военных стихотворений одного из бардов), заключения, списка используемой литературы.
Основная часть работы включает в себя две главы:
1. Проблема жанра в литературе
2. Многообразие жанровых структур в военной лирике А. Галича, Б. Окуджавы и В. Высоцкого
2.1. Произведения А. Галича о войне: специфика жанра
2.2. Произведения Б. Окуджавы о войне: специфика жанра
2.3. Произведения В. Высоцкого о войне: специфика жанра
Тема: Концепт «мужчина» в творчестве Т. Толстой.
Актуальность данного дипломного сочинения определяется следующими факторами:
· пристальным вниманием современной гуманитарной науки к проблемам менталитета и национального характера;
· активным развитием концептуального анализа текста как одного из плодотворных направлений функциональной лингвистики, направленного на выявление специфики идиостилей отдельных писателей;
· возросшим в последнее время интересом к гендерным исследованиям в литературе вообще и к анализу образа мужчины в частности.
Гендерный аспект концептуального анализа прозы Т. Толстой обусловливает новизну данного исследования. Так, в ходе работы нами будет рассмотрено индивидуальное авторское содержание концепта «мужчина» в рассказах Т. Толстой.
Целью данной работы является изучение концепта «мужчина» в произведениях Т. Толстой.
Объект исследования – произведения малых прозаических жанров Т. Толстой, вошедшие в сборник «Женский день». Выбор именно этого сборника обусловлен следующими причинами.
Во-первых, само название сборника, данное по одноименному рассказу, свидетельствует об интересе автора к женской теме, а содержание сборника подтверждает интерес к внутреннему миру женщины и её отношению к окружающей жизни, что характерно для всей женской литературы и говорит об авторе как о ярком представителе женской прозы, чье отношение к мужчинам вообще интересует нас в данной работе.
Во-вторых, в сборнике собраны лучшие творения разных периодов творчества: это произведения, написанные и в 80-е годы XX века («На золотом крыльце сидели», 1987), и в 90-е годы («Белые стены», 1997), и в более поздний период («Крутые горки», 2000).
В-третьих, в книгу вошли произведения разных прозаических жанров: рассказы, фельетоны, лирические эссе, а также удивительные по остроте наблюдений путевые заметки автора. Таким образом, охват произведений разных форм и большого периода позволяет создать обобщенную целостную картину творчества автора-женщины и выявить характерные черты воплощения концепта «мужчина».
Предмет исследования – лексическая репрезентация концепта «мужчина» в творчестве Т. Толстой.
Для достижения поставленной цели необходимо поэтапное решение следующих задач:
1. на материале анализа теоретических работ раскрыть понятие «концепт», обозначить существующие методы изучения концептов и определить методы исследования концепта «мужчина» в творчестве Т. Толстой;
2. выявить речевое воплощение концепта «мужчина» в произведениях Т. Толстой и определить его содержание.
Кроме общих методов исследования, применяемых в большинстве научных трудов, нами будет использован в качестве основного специальный лингвистические метод – метод концептуального анализа, включающий в себя следующие приемы: 1) словарный анализ лексической парадигмы слова «мужчина», 2) сплошную выборку из текстов лексических единиц, апеллирующих к концепту «мужчина», 3) определение их количества в процентном отношении, 4) контекстуальный анализ для выявления содержания концепта «мужчина».
Поэтапное решение поставленных задач определяет структуру данной работы. Во введении дается обоснование выбора темы исследования, актуальности, новизны, а также определяются цель и задачи, способствующие её достижению. В первой главе «Понятие «концепт» и методы его изучения» анализируется теоретический материал, на основе которого раскрывается понятие термина «концепт», рассматриваются существующие подходы к анализу концептов, способы их описания, основанные на использовании различного исследовательского материала, и выделяются наиболее приемлемые для данной работы методики.
Вторая глава «Речевое воплощение концепта “мужчина” в сборнике Т. Толстой «Женский день» представляет собой практическую часть исследования, в которой выявляются конкретные лексические репрезентации концепта «мужчина» и определяются основные концептообразующие элементы в художественных текстах Т. Толстой разных периодов.
В заключении подводятся итоги и формулируются выводы о функционировании концепта «мужчина» в произведениях Т. Толстой, а также определяются перспективы дальнейшего развития данной темы.
Работу завершает список литературы, включающий в себя 51 источник.
Язык и стиль выпускной квалификационной работы
Поскольку дипломное сочинение является квалификационной работой, по ее качеству будет оцениваться уровень профессиональной и общекультурной подготовки выпускника. Поэтому важным критерием оценки ВКР является владение научным стилем речи.
Стилевыми чертами научного стиля являются отвлеченно-обобщенный характер речи, подчеркнутая точность и логичность изложения, абстрактность, объективность.
Научный текст характеризуется использованием только точных, полученных в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведений и фактов. Обязательная точность их словесного выражения обусловливает использование специальной терминологии, однозначных слов. Часто точность нарушается в результате синонимии терминов, поэтому необходимо четко оговаривать понятийный аппарат со ссылкой на источники.
Следует помнить, что нельзя употреблять вместо принятых в данной науке терминов профессионализмы, т.е. слова и выражения, распространенные в определенной профессиональной сфере.
В научном функциональном стиле отсутствует также лексика с разговорной и разговорно-просторечной окраской. Этому стилю в меньшей степени, чем публицистическому или художественному, свойственна оценочность. Хотя оценка может использоваться для выражения точки зрения автора, пояснения мысли, привлечения внимания, в этом случае она имеет рациональный, а не эмоционально-экспрессивный характер («Широко распространенное мнение о том, что…., является, на наш взгляд, ошибочным»).
Такие стилевые доминанты научного изложения, как отвлеченность и обобщенность, подчеркиваются специальными и лексическими единицами (обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, всякий, каждый), и грамматическими средствами: неопределенно-личными предложениями, пассивными конструкциями (рассматриваются следующие аспекты, проблема освещается, теория подвергается критике, выявляют сущность, анализируют следующие проблему и т.д.). Для научной речи характерно также преобладание наиболее отвлеченно-обобщенных по своему значению форм 3-го лица глагола и местоимений.
Изложение в письменной научной речи обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Поэтому употребление местоимения мы позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. Однако нагнетание в тексте личных предложений с местоимением мы можно заменить синонимичными безличными или инфинитивными синтаксическими конструкциями: можно прийти к результату, можно заключить, если обозначить и т.д. Отвлеченность выражается также в повышенной употребительности существительных среднего рода с абстрактным значением: явление, свойство, функционирование, распределение, образование, определение и т.д.
Отвлеченность и обобщенность проявляются в научной речи и в особенностях употребления и значениях категории вида глагола: широкоупотребительны здесь формы несовершенного вида, как сравнительно более обобщенно-отвлеченные по значению, чем формы совершенного вида.
Важнейшим средством выражения логических связей являются в научной речи специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того и др.), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к …, рассмотрим, остановимся на…, необходимо рассмотреть… и др.), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим…, все сказанное позволяет сделать вывод…, подведя итог, следует сказать).
Стремление к логичности изложения материала в научной речи приводит к активному использованию сложных союзных предложений, а также конструкций, которые осложняют простое предложение: вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов, распространенных определений и т.д. Наиболее типичными сложноподчиненными предложениями являются предложения с придаточными причины, условия и следствия. Безличные, неопределенно-личные предложения, как указывалось выше, в тексте дипломных сочинений используются при описании фактов, явлений и процессов. Номинативные предложения применяются в названиях разделов, глав и параграфов, в подписях к таблицам, схемам и т.д.