В условиях обострения международной обстановки и приближения войны ирландский кризис угрожал безопасности Англии, требовал радикального решения. Участие в войне могло бы ослабить давление ирландского народа.
Свое небольшое, но заметное место в осложнении политической жизни Англии заняло движение женщин-феминисток (от лат слова femina – самка, женщина). Они требовали предоставления им избирательных прав. По-английски это называется сафридж (suffrage), но в России привыкли говорить «суфраж», и отсюда женщин, борющихся на него, называли суфражистками. Особую активность движение суфражисток приобрело в Англии в 1906-1914 гг. В движении было два течения: умеренное и радикальное. Первое поддерживало либеральную партию и проповедовало терпение и веру. Оно выступало против насилия, проводило мирные митинги, которые хулиганы и антифеминисты забрасывали камнями, гнилыми яйцами и помидорами. Пик деятельности умеренных пришелся на 1911-1914 гг.42
Но в эти же годы бурные выступления проводило радикальное течение суфражисток. Они прибегали к тактике насилия и эпатажа (от франц. слова epater – поражать, удивлять необычным, скандальным поведением). Они устраивали летучие митинги, демонстрации с криками и шумом, поджигали почтовые ящики, приковывали себя цепями к решеткам и т.п. Лидер этого течения Сильвия Панкхерст говорила, что «аргумент разбитого оконного стекла – самый убедительный аргумент». В ответ на выступления суфражисток сыпались оскорбления, ругань, камни, гнилые продукты. Женщин арестовывали, судили. Эмилину Панкхерст, сестру С. Панкхерст, только в 1913 г. 12 раз сажали в тюрьму.43 Суфражистки требовали предоставить избирательные права женщинам. Это было движение представительниц средних слоев, добивавшихся права избирать и быть избранными. Одновременно с этим развивалось движение женщин – работниц, требовавших улучшения своего материального положения и равноправия. Они проводили стачки, иногда успешные, например, в Берлондси (1911 г.), когда бастующие добились повышения заработной платы на 18 из 24 фабрик.44
Как раз накануне мировой войны разгорелась острая борьба внутри правящего класса. Фракции буржуазии разошлись между собой по вопросу рабочей и вообще социальной политики. Консерваторы энергично протестовали против социальных реформ Ллойда Джорджа и не хотели ассигновать на них средства из бюджета. Либеральная буржуазия, передовая часть ее настаивала на реформах и требовала ввести новые налоги для их проведения, в том числе налог на собственность земельной аристократии.45 Большую роль играл ее лидер Дэвид Ллойд Джордж.
Дэвид Джордж, более известный под фамилией Ллойд Джордж, родился в семье учителя, бывшего фермера. Отец рано умер, оставив вдову и трех маленьких детей. Они стали жить у дяди Р. Ллойда, который заменил Дэвиду отца. В честь его Дэвид и принял двойную фамилию Ллойд Джордж. Рос Дэвид в семье с относительным достатком (дядя был хороший сапожник), но в округе, где царила бедность, невежество, забитость поселян.46 Получив самостоятельно юридическое образование, Ллойд Джордж добился успехов в юриспруденции, затем и политике. Он стал самым молодым (43 года) членом правительства либеральной партии торговли, сумел быстро передвинуться на один из ключевых постов, став министром финансов (лордом казначейства) и сумел провести ряд социальных реформ, сделавших его знаменитым (законы о социальных конфликтах и разрешении стачек, о компенсации при несчастных случаях, о пенсиях с 70 лет и т.д.).47
Красноречивый оратор, склонный к отчаянной демагогии, хороший организатор и искусный политик, он проявил ловкость, смелость и способность к хитроумным маневрам. Они проявились во «всей красе» во время конституционного кризиса, начавшегося еще в 1908 г.
Ллойд Джордж смело пошел на конфликт с палатой лордов, когда она в 1908 г., пользуясь старинной традицией, пыталась сорвать принятие так называемого «народного бюджета» правительства либеральной партии. Лорды отвергли бюджет, называя его социалистическим, либералы нападали на «эгоистическую линию» лордов. Ллойд Джордж заявлял на митингах, что «пэры напрасно думают, что они умнее 45-миллионного населения Англии» и что в Австралии предпочли бы иметь сенат из кенгуру, чем быть управляемыми людьми, похожими на британских лордов.48 Страна разделилась, и выборы 1910 и 1911 гг. дважды приносили либералам очень незначительный перевес.49 Они все же протащили свой бюджет, а в утешение лордами ввели косвенный налог на табак и виски суммой в 950 тыс. ф. ст., в 7 раз больший, чем земельный налог.50 Разумеется, тяжесть новых косвенных налогов упала на широкие слои населения. В 1911 г. палата общин приняла билль о реформе палаты лордов, потерявшей свое право контролировать бюджет. Были введены пятилетний срок деятельности парламента и жалование депутатам.51 Конфликт обострил противоречия в британском парламенте либералов и консерваторов, добавив нервозности в общее положение.
Развитие внутриполитической борьбы способствовало осознанию в правящих кругах Англии необходимости войны с Германией, чтобы одним ударом решить все противоречия, хотя ряд деятелей боялся войны, которая могла, по их мнению, ускорить революционный взрыв.
Канун мировой войны ознаменовался во Франции бурным всплеском социально-политической борьбы. Проходили многочисленные стачки рабочих, волнения крестьян, даже солдат. С весны 1910 г. начинается рост стачечного движения. Во главе оказались железнодорожники, которые провели всеобщую стачку, длившуюся 8 дней и подавленную лишь объявлением транспорта на военном положении.52 Шло общее обострение классовой борьбы. Рабочие выдвигали и политические требования. Так 17 ноября 1912 г. в Париже состоялась 100-тысячная демонстрация протеста против балканской войны. Такие же выступления состоялись и в других городах. 1913-1914 гг. характеризовались обострением напряженности во внутренней жизни Франции.53
Большое влияние на политику оказывали французские социалисты. Они были решительно настроены против войны, против политики правительства. На чрезвычайном съезде соцпартии Ж. Жорес, лидер антивоенного течения, получил большинство голосов за резолюцию о всеобщей стачке в случае начала войны.54 Эта позиция пользовалась популярностью в стране. Выборы в мае 1914 г. принесли социалистам 1,386 тыс. голосов и 102 места в парламенте. Страна «левела»: радикалы получили 136 мест, а все правые партии завоевали всего 49 мест. В соцпартии числилось почти 73 тыс. человек.55 но это были, так сказать, внешние успехи. Французскую социалистическую партию – СФИО раздирали и ослабляли разногласия по многим вопросам между левым (даже ультралевым) крылом и правым. Влияние последних росло ввиду поддержки их со стороны «рабочей аристократии» и мелкой буржуазии, разочаровавшейся в радикалах и других левобуржуазных партиях. Важно отметить, что во Франции не менее, чем в Германии, трудящиеся легко поддавались на реваншистскую националистическую пропаганду, особенно на идею реванша и освобождения Эльзас-Лотарингии.
Но свою лепту в создание напряженности в стране рабочее и социалистическое движение Франции вносило. Руководящие круги с опаской ждали реакции трудящихся на неукротимо приближавшееся начало войны. Это отразилось на внутриполитическом положении страны. Оно стало нестабильным. Только за 1900-1914 гг. сменилось 8 Кабинетов и 6 премьер-министров.56 Усилился кризис демократии и парламентаризма. Премьер-министр Ж. Кайо внес предложение в парламент партии радикалов и радикал-социалистов.57 Отставке Каой способствовала и его политика соглашения с Германией, что вызвало резкую критику в империалистических кругах.
Свержение Кайо выявило глубокий кризис французской демократии и парламентаризма и тягу буржуазии к единству своих сил и «твердому руководству». Происходило сплочение всей буржуазии от радикалов до монархо-клерикалов. «Это было признаком, - как отмечал современник В.И. Ленин, - крайнего обострения классовых противоречий».58 Буржуазные партии смыкались, что проявилось в выдвижении к власти Раймона Пуанкаре. Опытный и твердый политик, ярый сторонник реванша и войны, Пуанкаре в январе 1913 г. был избран палатой депутатов президентом Франции. Демократические силы хорошо представляли, что принесет власть Пуанкаре и боролись против него. В третьем туре выборов Пуанкаре уступал кандидату радикалов Памсу, но в четвертом неожиданно победил, благодаря объединению консервативных элементов с роялистами и клерикалами.60
В марте 1913 г. правительство внесло в парламент законопроект об увеличении срока военной службы с двух до трех лет. Социалисты, всеобщая конфедерация труда (главный профсоюзный центр) и многие другие радикалы выступили против, считая, что законопроект ведет к войне. После острой борьбы в июле 1913 г. парламент все же утвердил закон о трехлетней службе.60 Армия возросла сразу на 200 тыс. человек. В ходе обсуждения Франция разделилась на сторонников и противников увеличения армии. Последних набралось так много, что правящие круги были в испуге – ведь война была не за горами. Обстановка во Франции обострилась, шли жестокие политические дискуссии. Против законопроекта выступили даже военнослужащие. Весной 1913 г. в Туле, Бельфоре и других гарнизонах имели место случаи неповиновения солдат приказам офицеров, а в Масоне и Нанси солдаты вышли из казарм с пением «Интернационала» и криками «Да здравствует социальная республика!», «Слава 17-му полку!». Командование прибегло к военному суду.61 Обсуждение и принятие закона о трехлетней военной службе вызвало настоящий общественно-политический кризис.