Размеры фондов колеблются от нескольких миллионов до нескольких сот миллионов долларов. Различаются две основных формы инвестиционных фондов: закрытые (closed-end) и открытые (open-end) фонды. В закрытых фондах после сбора средств образуется замкнутая группа инвесторов. В открытых фондах (какими являются, например, взаимные фонды (mutual funds) менеджеры соглашаются выкупать обратно любые акции по открыто публикуемой чистой стоимости на текущий день (net assets value). Этот вид фондов не ограничен какой-либо определенной суммой - они растут в зависимости от того, вкладывают инвесторы дополнительно в них средства или наоборот, изымают. Закрытые венчурные фонды существуют 5 - 10 лет. Этот срок в мировой практике считается вполне достаточным для достижения инвестируемой компанией удовлетворительного роста и, соответственно, обеспечения инвесторам приемлемого уровня возврата на инвестицию. За первые четыре -пять лет существования фонда его средства должны быть полностью использованы, т.е. распределены в виде инвестиций. Тем не менее, фонд официально прекращает свое существование лишь после того, как инвесторы возместят внесенные в него средства и получат дополнительный возврат на инвестицию.
После полного закрытия, т.е. завершения сбора средств (fund closing) венчурного фонда, собственно, и начинается сам процесс "венчурования" (venturing) - практическая работа по поиску, нахождению, выбору, оценке и вхождению в инвестируемую компанию. Венчурные инвесторы по определению - люди, готовые идти на риск. Иногда - даже на очень большой риск. Британская Ассоциация Венчурного Капитала именно так и формулирует свое кредо: "Венчурный капитал ищет риск". На самом деле никакой капитал риска не ищет. "Капитал - трус!" - любил повторять мой преподаватель по корпоративным финансам. Венчурные капиталисты, скорее, сознательно готовы принимать риск, но отнюдь не ищут его. Правильная оценка соотношения риска и вознаграждения - скорее искусство, чем профессия. "Я уже шестнадцать лет в этом бизнесе и, должен признаться, сейчас я еще меньше понимаю, какие факторы приводят к успеху, чем это было в мой первый год работы" - признавался Дэвид Маркварт (David Marquart), генеральный партнер Technology Venture Investors [7].
4. КАК РАБОТАЮТ ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТОРЫ
"... человек, которому я не верю,не смог бы получить от меня денег под все ценные бумаги в христианском мире" Дж. Пирпойнт Морган
В центре любого инвестиционного проекта всегда находится предприниматель. Он общается не с неким обезличенным "венчурным капиталистом", а с таким же, как и он сам, предпринимателем, который управляет венчурным фондом. В основе этого бизнеса в большей степени, чем где бы то ни было, еще лежат человеческие отношения. Взаимоотношения между двумя предпринимателями на сленге, принятом в среде венчурных капиталистов называются "people chemistry" (букв. "людская химия"). Сделка между этими людьми строится по принципу "выигрыш-выигрыш". Личная симпатия и общность взглядов на дальнейшее развитие бизнеса инвестора и предпринимателя при этом имеют едва ли не большее значение, чем выводы, полученные в ходе финансового или рыночного анализа. Том Перкинс вспоминал в этой связи: "Клейнер и я искали партнеров, которые бы думали и действовали так же, как и мы. Фрэнк Кофилд, Брук Байерс, Джон Дорр, Джим Лалли и Винод Холса - люди, которые принимают активное участие в управлении, с хорошими техническими знаниями, очень компетентные и очень нетерпеливые. К успехам компаний они относились даже более ревниво, чем сами предприниматели. Они работали, не щадя себя, потому что хотели выиграть" [1].
4.1 DEAL-FLOW
Поиск и отбор компаний (search, screening и deal-flow) - важная составляющая процесса инвестирования. В отличие от стран Запада, где существует развитая инфраструктура, процесс нахождения подходящих фирм в российских условиях зачастую напоминает поиск черной кошки в темной комнате. Основные источники информации о растущих компаниях в России - пресса, выставки, специализированные ассоциации, бюллетени и брошюры издаваемые организациями поддержки бизнеса, российскими и западными, личные контакты менеджеров венчурных фондов и компаний.
Вне зависимости от ориентации и предпочтений венчурных фондов, общим критерием оценки для всех них является ответ на единственный вопрос: способна ли компания (и бизнес, в котором она находится) к быстрому развитию? Финансовый риск венчурного инвестора может оправдать только соответствующее вознаграждение, под которым понимается возврат на вложенный капитал выше среднего уровня. "Россия, - по определению журнала Global Law and Business (February, 1996), - живая лаборатория по производству исключительно высоких ставок вознаграждения рисковых вложений". Возврат на вложенный капитал (Internal Rate of Return IRR) - общепринятый показатель измерения вознаграждения. В европейской и британской ассоциациях венчурного капитала он считается стандартом оценки доходности инвестиционного проекта. Пока российский рынок малого и среднего бизнеса абсолютно неликвиден, расчет показателя IRR - дело в достаточной степени не простое, если не бесполезное. Очевидно, что рост, измеряемый как процентное приращение продаж при таких обстоятельствах - показатель более осязаемый и наглядный. Также логично, что рост продаж приводит к улучшению и других показателей, прежде всего - рыночной доле компании. Соответственно, в идеальной ситуации у венчурного инвестора есть все шансы достичь цели - продать за большую сумму принадлежащий ему пакет акций. Если объем продаж той или иной компании будет расти в пределах не менее 40 - 50% в год, она возможно будет в некоторой степени отвечать ожиданиям венчурного инвестора.
Рыночная стоимость определяется исключительно рынком. Показатели оперативной деятельности оказывают опосредованное влияние на рыночную стоимость. Проведенное в США исследование 847 крупных публичных компаний показало, что совокупная рыночная стоимость компаний, имеющих норму прибыли выше среднего и озабоченных сокращением издержек, в период с 1989 по 1992 гг. возросла на 11,6%. В противоположность им, совокупная рыночная стоимость компаний, ориентирующихся на рост (growth seekers), у которых норма прибыли ниже среднего, но выше норма прироста оборота, за аналогичный период возросла на 23,5%.
Вторичный рынок ценных бумаг в России пока еще слишком слабо развит. На местных биржах в свободной продаже обращаются акции не более 250 - 300 крупнейших компаний. Сколько времени потребуется для того, чтобы небольшие быстрорастущие российские частные фирмы смогли предложить свои акции для публичной продажи - не знает никто. Но венчурные капиталисты не рассчитывают на быстрый возврат. Учитывая скорость восстановления рыночных механизмов в России, 5 - 10 лет (время существования венчурных фондов) кажутся вполне реалистичным сроком для созревания предпосылок полноценного развития финансовой инфраструктуры. Собственно говоря, именно скорость перехода российской экономики от административно-командной к рыночной явилась побудительной причиной, заставившей венчурный капитал обратиться в сторону России. Однако, на этот счет нельзя заблуждаться - пока это всего лишь аванс. Сможет ли альтернативное финансирование прижиться на суровой российской почве - зависит от многих факторов - макроэкономических, политических, социальных и пр. Едва ли меньшее значение будет иметь способность российского делового сообщества к самоорганизации и созданию независимых и устойчивых объединений. Этот процесс еще только начался.
4.2 DUE DILIGENCE
После того, как компания попадает в поле зрения венчурного капиталиста, начинается долгий и непростой процесс взаимного "ухаживания", который носит название "тщательное наблюдение" или "изучение" (due diligence). Эта стадия - самая длительная в венчурном инвестировании, продолжающаяся порой до полутора лет, завершается принятием окончательного решения о производстве инвестиций или отказе от них. В брошюре одной из крупнейших западных маркетинговых компаний DataMerge, посвященной венчурному капиталу, этот этап описан следующим образом: "Если испанская инквизиция на протяжении всей истории ассоциировалась с физическими пытками с целью достижения духовного послушания, общение с венчурным инвестором можно сравнить с интеллектуальным истязанием. Если даже вам удастся выжить, он пропустит ваши мозги через такую мясорубку, что вы будете готовы на все, чтобы доказать ему, что мыслите также, как и он" (www.datamerge.com).
Рассмотрению подвергаются все аспекты состояния компании и бизнеса. По результатам такого исследования, если принимается положительное решение, составляется инвестиционное предложение или меморандум (investment offer или memorandum), где суммируются все выводы и формулируется предложение для инвестиционного комитета (investment committee), который и выносит окончательный приговор. Как правило, составление меморандума означает почти окончательное решение, поскольку в венчурном бизнесе принято доверять друг другу: инвестиционный комитет безусловно полагается на мнение исполнительного директора или менеджера фонда, который, в свою очередь, несет полную ответственность за сделанное им предложение. Тем не менее, отказ вполне вероятен даже на этом окончательном этапе. Образец инвестиционного меморандума, подготовленного управляющими Российского венчурного фонда для инвестиционного комитета: