Смекни!
smekni.com

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса (стр. 10 из 72)

Чем же обеспечивался успех молодой журналистики? Вспом­ним, что в XVII—XVIII вв. во многих странах Европы и Северной Америки совершились буржуазные революции. На смену феодаль­ной замкнутости пришли все более дробное разделение труда между производителями и рыночный обмен товарами, причем в коопе­рацию между собой вступали жители разных городов, стран и кон­тинентов. Как следствие — оживились связи между населенными пунктами и государствами. Без источников информации наладить такое общение было бы невозможно. Человек вырывался из узкого круга представлений о жизни, его интересы и любопытство про­стирались все дальше за пределы непосредственного опыта, и имен­но пресса открывала ему окно в мир.

Чтобы убедиться в том, какая панорама жизни открывалась, Например, жителю петровской Московии, познакомимся кратко с содержанием одного из первых номеров газеты «Ведомости»:

6 История мировой журналистики/А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Коро-Ченский, Ю. В. Лучинский, А. И. Станько. Ростов н/Д, 2000. С. 17.

37

«На Москве ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылито • 400... А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к I новому литью, больше 40000 пуд лежит.

Повелением его величества московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили...

Из Персиды пишут: Индейский царь послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи 1 отпущен он в Астрахань сухим путем.

Из Казани пишут: На реке Соку нашли много нефти и медной Я руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству.

Из Сибири пишут: В Китайском государстве езуитов вельми неЯ стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены. J

Из Олонца пишут: Города Олонца поп Иван Окулов, собравЯ охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские Ругозенскую, и Гиппонскую, и Сумер-1 скую, и Керисурскую заставы...»

По свидетельству знаменитого немецкого историка печати Л. Саламона, жившего сто лет назад, уже в конце XVII в. в ЕвропеЯ появились книжки о пользе газетного чтения, в которых говорилось:» «Кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть дос­тойным членом общества и принимать участие в его государствен^! ной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересо­ваться газетами: тот должен их читать, должен запоминать и взвеши-Я вать прочитанное; должен уметь приложить его на деле».

О том, что к созданию журналистики толкали экономические преобразования, свидетельствует содержание первых газет. Они л значительной мере заполнялись новостями торговли. Подчинялся духу времени, сами газеты становились товаром, а их издание уже на ранних стадиях развития журналистики начало приносить дохоЯ ды. Так, во Франции уже к исходу XVIII в. газета «Journal de Paris» давала 100 тысяч ливров прибыли в год. Если поначалу многие газеты делались одним человеком, выполнявшим обязанности и редактора, и корреспондента, и издателя («персональный журна­лизм»), то вскоре издательства превращаются в довольно крупные предприятия, в штате редакций появляются наемные работники, функции которых заметно дифференцируются. В дальнейшем ка­питализация прессы стала одним из главных векторов ее развитиШ Но было бы неверно объяснять успех журналистики одними экономическими причинами. Пресса едва ли не с момента своего рождения стала участницей идеологических и политических процеШ сов. Прогрессивные идеологи буржуазии стремились использовать печать для распространения своих взглядов на общественное уев ройство, а феодально-монархические силы и ортодоксальная цер"

38

«овь с помощью газет отстаивали свое господство и привилегии. Никакое иное средство не могло конкурировать с прессой по спо­собности влиять на массовое сознание.

Не случайно революционные подъемы в прошлом и настоя­щем сопровождаются лавинообразным ростом числа газет. Срав­ним: накануне Великой французской революции в королевстве выходило 60 периодических изданий, а в годы революции — 500. За владение правом на печатное слово и самими изданиями разво­рачивалась ожесточенная борьба, принимавшая самые крайние формы выражения. Так, в конце XVII в. в Англии был принят закон, запрещавший распространение газет по воскресеньям, дабы не на­рушать святость этого дня недели. Во Франции Директория, придя к власти в 1795 г., специальным декретом установила смертную казнь для неугодных ей журналистов. Вслед за тем и Наполеон Бонапарт, получив власть, сразу заявил: «Газеты... должны делать добро, и только под этим условием я буду их терпеть». Он опубликовал декрет, со­гласно которому в Париже были закрыты почти все политические газеты, а оставшиеся фактически превратились в органы правитель­ственной пропаганды7. Характерно, что в начале XIX в. литераторы и общественные деятели рейнских земель в Германии, задыхавшиеся под тяжестью феодальной цензуры, встретили пришествие армий Наполеона как знак духовного освобождения. Однако очень скоро они столкнулись с тем, что именно печать была подвергнута са­мым строгим ограничениям. Газеты перешли под надзор военных губернаторов завоеванных провинций, им, за исключением офи­циальных правительственных органов, было запрещено распрост­ранять политические сообщения.

Идейно-теоретические концепции журналистики

Бурное развитие газетно-журнального дела и его влияние на общественную жизнь с ранних пор вызывали дискуссии о духов­ных и нравственных основах журналистской деятельности, об от­ношениях прессы с политической властью, обществом, личнос­тью и т.п. Идейная борьба вокруг коренных проблем, наметившая­ся в XVIII — начале XIX в., сопровождает практику СМИ до сего Дня. Причем в этих спорах принимают участие не только сами жур­налисты, но и выдающиеся философы, политические деятели,

1 Скуленко М. И. История политической пропаганды. Киев, 1990. С. 103—104.

39

т

моралисты, правоведы. Параллельно развитию журналистики фор­мировались различные идейно-теоретические направления, в рус­ле которых решались данные проблемы. Мы рассмотрим некото­рые из них — те, что оказали мощное влияние на теоретические представления о мировой прессе и характер ее деятельности.

Гуманитарно-демократическое направление берет исток во взглядах деятелей эпохи Просвещения. Буржуазные революции были буквально вскормлены идеями, которые во Франции развивали Вольтер и Ж.-Ж. Руссо, в Англии Дж. Локк и Д. Дефо, в Германии Г. Э. Лессинг и И. В. Гете, в Америке Б. Франклин и Т. Пейн, в России М. В. Ломо­носов и А. Н. Радищев и другие блестящие мыслители. От них ранне-буржуазные политические движения унаследовали неприятие фе­одально-теократического тоталитаризма, приверженность идеалам гражданского общества, всеобщего равенства перед законом и, может быть, главное — неограниченной свободы человеческого разума и духовного творчества.

Одним из центральных предметов дискуссий стала свобода пе­чати. Пресса относилась к числу тех сфер проявления свободы, которые более всего привлекали внимание общественности. Для буржуазных демократов, особенно в революционные периоды, защита журналистики от светского или клерикального вмешатель­ства была одним из главных лозунгов борьбы. Ее цель и итог нашли яркое воплощение, например, в первом в мировой истории закоя не о свободе печати (Швеция, 1766) и Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 г. Соответствующая статья Декларации, включенная в ныне действующую Конституцию Франции, гласит: «Свобода мысли и убеждений является одним из высших прав человека; каждый гражданин может свободно писать, говорить и публиковать все, что захочет, за исключением злоупотЯ ребления этой свободой в установленных законом случаях». Широ­кую известность в мире приобрел Билль о правах — поправки к Конституции США (1791). В первой поправке свобода печати зафикя сирована в одном ряду с другими важнейшими гражданскими пра­вами: свободой слова и вероисповедания, правами народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями.

Кроме юридического признания независимости прессы демо­кратические силы добивались духовно-творческой свободы. Под вли­янием идей Просвещения они рассматривали журналистику как средство честного познания обществом самого себя. Показателен эпиграф газеты «L'Ami du Peuple» («Друг народа») Ж. П. Марата 4 пламенного трибуна революции во Франции: «Посвятим жизнь истине». Превращение журналистского труда в товар, работа за вознаграждение неизбежно вели к сильной зависимости авторов

40

От владельцев изданий. Поэтому уже в середине XVIII в. М. В. Ломо­носов, сочетавший научную деятельность с публицистикой, рато­вал за то, чтобы «большинство пишущих не превращало писание своих сочинений в ремесло и орудие для заработка средств к жиз­ни, вместо того чтобы поставить себе целью строгое и правильное разыскивание истины».

В неразрывной связи со свободой печати вырабатываются взгля­ды на ее социальную ответственность. Одним из первых эту тему поднял Дж. Мильтон — поэт и памфлетист, последовательный за­щитник республиканских завоеваний в Англии (XVII в.). По его мнению, свобода не может быть безграничной, ибо тогда ею могут воспользоваться лгуны и клеветники, противники республики. Мильтон говорил об ответственности публициста перед народом, которому только и может принадлежать власть в государстве. Де­мократичность печати как раз и надо понимать как ее ответствен­ность перед народом.

Лозунг демократизма и народности был главным в политичес­кой борьбе сторонников буржуазно-демократических преобразо­ваний в Европе, под ним объединялись представители различных социальных слоев и идеологических взглядов. В этом смысле пока­зательна речь знаменитого трибуна Великой французской револю­ции Оноре де Мирабо о том, как должно называться собрание общин (представительство третьего сословия, противостоящее королевской власти). Только народное, категорически заявил ора­тор, поскольку лишь это слово отражает долг перед нацией. В нем слышатся различные значения: латинские populas — нация, или plebs — низшее сословие, или латинское же vulgas и английское mob — толпа, сволочь... Но нет слова благороднее.