Смекни!
smekni.com

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса (стр. 11 из 72)

Лучшие представители демократической публицистики следо­вали этой традиции и гневно выступали против холуйской бес­принципности наемных писак. Они сознательно направляли свой талант на служение народному благу, трактуя данное понятие в гуманистическом ключе. Интересы народа вели публицистов на сражения с несправедливостью и угнетением во всех их формах. Это можно проследить, например, по преемственности идеалов в истории российской журналистики. У истоков традиции борьбы публицистов с крепостным рабством стоит великая и трагическая Фигура А. Н. Радищева. Другими средствами, но искренне и горячо выступала за освобождение крестьянства публицистика дворян­ских революционеров-декабристов. Эстафету у декабристов при­нял А. И. Герцен, который, по его признанию, через всю свою богатейшую журналистскую жизнь пронес веру в народ, любовь к Нему и желание деятельно участвовать в его судьбе.

41

Нельзя сказать, что демократические настроения преобладали в прессе XVII—XIX вв. По большей части ее представляли хрони­керы и обозреватели, миропонимание которых не поднималось выше обыденного уровня. Чрезвычайно сильна была и охранитель­ная журналистика, видевшая свою миссию в преданном служении правящим кругам. Благодаря «заслугам» таких борзописцев посте­пенно у многих мыслящих людей сформировалось стойкое непри­ятие печати как явления низкого и недостойного внимания. «Зна­ете, кто мой самый страшный враг?.. Газета. Я не боюсь ни пуль, ни медведя, но признаюсь, что газеты боюсь. Это враг страшный, коварный, ползучий. Он умеет пробраться в ваш праздник и в ваши будни, в вашу семью, испортить самое мирное, доброе располо­жение духа. И как я теперь счастлив, что целых два месяца не буду читать!» — так говорит персонаж документальных очерков М. Приш­вина, написанных в начале XX в. Однако в духовном отношении инициатива и лидерство принадлежали все-таки гуманистически, демократически настроенным журналистам. Они прокладывали пути, следуя по которым, печать получала возможность развиться в инструмент социального прогресса, средство свободного обще­ния между людьми и народами, в важнейшую часть национальной и мировой культуры.

Рассмотренное нами направление мысли вовсе не стало исто* | рическим преданием — наоборот, у него появляется все больше сторонников в современном мире. Ученые считают, что европей-1 екая пресса XVIII в. в лучших ее проявлениях обладала чутьем на философские открытия мыслителей, и это служило залогом ее мощного влияния на сознание общества, на его готовность к вы-1 бору новых моделей цивилизации. Именно интеллектуальной на-1 сыщенности недостает журналистике сегодня, когда мир снова оказался перед лицом подобного выбора. Не теряет актуальности И| вопрос о «высоком» или «приземленном» предназначении журна­листики. Один из современных литературных критиков, например, в связи со спорами о партийности творчества, убеждает своих чи­тателей, что сердце человека может принадлежать женщине, дру-1 гу, отцу, матери, но не партии. Однако как с такой риторикой согласится публицист, который сознательно примкнул к опреде­ленной политической организации, свято верит в ее идеалы и сво-J ими средствами добивается их осуществления? Как оценить егИ поведение, если идеалы к тому же действительно благородны И| совпадают с интересами основной массы граждан?

В дискуссиях о сущности массовой коммуникации, которые! проходят в ЮНЕСКО, постоянно говорится о том, что она дояяв на играть более значительную роль — не только передавать ново!

42

сти, но и способствовать формированию человека в духе свободы, открывая тем самым перспективы нового гуманизма, помогая со­зданию социальной системы, основанной на равноправном обще­нии и согласии.

На эволюцию концепций и практики прессы заметное влия­ние оказала марксистская теория журналистики. Она возникла и сформировалась в условиях нарастания социально-классовых про­тиворечий, прежде всего между богатыми собственниками средств производства и неимущими слоями населения. Взгляды крупней­ших представителей этого направления мысли — К. Маркса, Ф. Эн­гельса, в дальнейшем В. И. Ленина — находились в неразрывной связи с их пониманием общего хода истории и путей социального прогресса. Печати они отводили исключительно важное место в системе средств идейной и политической борьбы, достижения ее целей. В их собственной общественной деятельности редакционная работа поглощала огромную долю времени и энергии. В историю мировой журналистики каждый из них вошел как человек, соче­тавший в себе черты выдающегося исследователя, организатора, редактора периодической печати, а также публициста, регулярно выступавшего в прессе. При весьма разноречивом отношении к их идейно-политическому наследию, нельзя отрицать, что марксис­ты создали оригинальные теоретические модели печати и сумели добиться успеха в их практической реализации.

Объективно марксистская школа журналистики явилась про­должением традиций революционно-демократической печати, которая ставила своей задачей защиту интересов трудящегося боль­шинства населения, используя для этого различные, в том числе радикальные средства. Именно политический радикализм был до крайности обострен марксистами. Он нашел свое выражение и в том, что на центральное место выдвинулся тезис о непримиримой классовой борьбе с участием печати и в самой печати. Соответственно прежде всего политическим подходом определялся угол зрения марксистов на журналистскую деятельность, прежде всего на ее содержание и общественную ценность.

Такой тип журналистской деятельности находил понимание и положительный отклик в массовой аудитории, особенно в перио­ды подъема революционного движения. Например, «Rheinische Zeitung» («Рейнская газета», 1842—1843), во главе которой стоял молодой Маркс, пользовалась незаурядной по тем временам попу­лярностью и поддержкой читателей. Молодой доктор философии, внимавший тогда еще революционно-демократические позиции, сУмел превратить орган либеральной буржуазии в главный очаг °ппозиции прусскому монархическому режиму. Если поначалу у

43

газеты было всего 855 подписчиков, то к моменту ее закрытия их насчитывалось 3400. Любимым детищем Маркса была «Neue Rheinische Zeitung» («Новая Рейнская газета», 1848—1849), создан-1 ная в разгар буржуазно-демократической революции в Германии и ставшая ее идейным и организационным центром. Исследовате­ли обнаружили в этом издании, существовавшем недолго, более 120 статей Маркса и Энгельса.

Необычайно многогранна редакторская и публицистическая деятельность Ленина. Ему пришлось непосредственно руководить такими изданиями, как «Искра», «Вперед», «Новая жизнь», «Ра­бочая газета», «Звезда», «Правда» и др. При этом в «Искре» было напечатано 60 его работ, в «Пролетарии» — свыше 125, в «Прав-j де» только за 1917 г. — 203. Лидер большевиков считал и неодно­кратно говорил, что первым шагом к созданию политической орга-я низации рабочего класса должна быть постановка общерусской газеты. И действительно, идя по этому пути, он сумел в царской России сплотить своих сторонников в крепкую партию, возгла-1 вить мощное общественное движение и добиться кардинального изменения государственно-политического режима в стране.

Инерция восприятия общества как разделенного по классово-политическим признакам была сохранена в советской журналис-1 тике, равно как и практика жесткого политического контроля за| деятельностью прессы. Это отрицательно сказалось на идейном со­держании печати. В доктринах и деятельности советских СМИ сохра­нились и другие компоненты марксистской теории, причем некотог! рые из них были развиты на уровне полезного производственного опыта: массовость и популярность изданий, их организаторская ак­тивность, ориентация на практические результаты журналистских выступлений, высокая требовательность к литературному мастерству сотрудников, аналитичность при рассмотрении конкретных социЯ альных ситуаций и др. Однако в своем изначальном виде, а тем более искаженная эпигонами-догматиками, марксистская теория оказа­лась неприемлемой в «нереволюционном» современном мире. Она должна была претерпеть существенные изменения, эволюцию, к чему, кстати говоря, неоднократно призывал сам Маркс, но что не поощрялось советским государством.

Идея классово-политического расслоения журналистики не умрет до тех пор, пока аналогичное расслоение будет иметь место, в социальной действительности. Исторический парадокс заклюЯ чался в том, что тоталитарное устройство государства в Советском Союзе как раз исключало классовую борьбу. Как отмечал француз*! ский социолог Р. Арон, демократическое общество естественным образом распадается на многочисленные группы по общности ин-i

44

тересов или идеологий, причем каждая из них получает правовую возможность защищать свои идеи и вести борьбу с другими груп­пами. В советском обществе такие группы были лишены права на структурное оформление.

Согласно ст. 13 действующей ныне Конституции, в Россий­ской Федерации признаются идеологическое и политическое разно­образие, многопартийность. На этой основе действуют партии, и между ними ведется острая борьба. Практически нет таких круп­ных партий и блоков, которые не имели бы подконтрольных им изданий, а то и телевизионных каналов. Партийная пресса рожда­ется фактически синхронно с созданием самой политической орга­низации. Так, при образовании Партии экономической свободы в начале 90-х годов была учреждена и газета «Срочно в номер». В обращении к читателям говорилось, что она будет служить идеа­лам, которые составляют основу партийной программы: возрож­дению великой России, ее талантливого народа, борьбе за свободу и честь людей. Подобная стратегическая линия намечалась и для газеты «Демократический выбор». Лидеры демдвижения заявляли на презентации ее первых выпусков: «Если политическая сила хо­чет стать реально значимой для граждан, ей необходимо обзавес­тись собственным печатным органом, а не блуждать по изданиям в надежде опубликовать какие-либо статьи». Перед газетой стави­лись задачи информировать граждан о деятельности партии, пуб­ликовать аналитические материалы, заниматься своего рода поли­тическим ликбезом — разумеется, с позиций издателя. Ряд подоб­ных примеров без труда может быть продолжен.