Смекни!
smekni.com

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса (стр. 14 из 72)

52

появились истории про Майкла Джексона, Синди Кроуфорд и других «звезд» зарубежной культуры — однако ничего не говори­лось о людях и событиях на буровой. Как объяснили издатели, у них нет корреспондентов, готовых освещать производственные будни, но есть ребята, которые умеют входить в Интернет.

Рассмотренными направлениями, конечно, не исчерпываются теоретические воззрения на журналистику. В этот ряд можно было бы поместить культурологический, экономический, социологичес­кий и другие подходы к анализу ее общественной роли. В совре­менном мире сложились авторитетные научные школы, причем каждая из них строится на собственных методологических и струк­турных основаниях, так что различные концепции не имеют точек пересечения с другими теориями. Пример такой оригинальной концепции дает книга Ф. С. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона «Четыре теории прессы». Для студентов западных университетов эта небольшая по объему работа в течение практически всех пос­левоенных десятилетий является классикой, а с недавних пор, после перевода на русский язык, используется и в России10.

В качестве теоретического фундамента для классификации ми­ровой прессы авторы избрали идеи свободы и ответственности жур­налистики, главным образом с точки зрения ее отношений с го­сударственной властью. По словам исследователей, пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических струк­тур, в рамках которых она функционирует. Если взглянуть на вещи еще шире, то различие между системами печати есть различие в философских воззрениях, определяющих природу того или иного общества. Теории журналистики (и соответствующая им организа­ция СМИ) делятся на авторитарные и либертарианские. Эти две группы теорий, по сути, противоположны друг другу.

Авторитарная версия появилась раньше других, вскоре после изобретения техники печати. В ней отразилось представление тог­дашнего общества о том, что истина исходит от небольшого числа мудрецов, точнее — от власти, которой и принадлежит право рас­поряжаться прессой. По отношению к массе населения печать, следовательно, действует как бы сверху вниз. Так на практике об­стояло дело в феодально-монархических государствах и при всех последующих тоталитарных режимах. Либертарианская концепция, напротив, предполагает, что каждый человек представляет собой Разумное существо, способное самостоятельно отличать правду от лжи. Эта теоретическая конструкция зародилась в конце XVII в. и Затем обретала все большую силу с развитием буржуазной демо-

' Сиберт Ф. С., ШраммУ., Питсрсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

53

кратии. Она отводила печати роль партнера по поиску человекоцД истины, а по отношению к правительству — роль его контролере от лица граждан. Сторонники либертарианства видели свою цель в организации свободного рынка идей и информации.

В названии своей работы авторы говорят о четырех теориях. Причина состоит в том, что обе первоначальные концепции в XX в. претерпели изменения и получили продолжение в самостоятель­ных теориях: на базе либертарианства сформировалась теория со­циальной ответственности, а на базе авторитаризма — советская коммунистическая теория прессы. Как показал реальный опыт, сво­бодный рынок информации оказался недостижимым идеалом. ПеЯ чать попала в зависимость от своих владельцев, которые обрели возможность монопольно распоряжаться ее идейным и фактичес­ким содержанием. Только ответственность СМИ перед обществом служит гарантией того, что человеку будет предоставлено необхов димое разнообразие сведений и он сможет вырабатывать собствен* ное мнение. Авторы не исключают, что если журналистика не возьмет на себя такую ответственность, то появится потребность в специальном общественном органе, призванном регулировать по­ведение прессы. Как считают американские профессора, именно в русле этой концепции идет развитие журналистики в их стране. Параллельно советский режим создавал свою теорию, призван­ную обеспечить диктатуру правящей коммунистической партии. Печать там сохранила все признаки инструмента власти, но в от­личие от прежних авторитарных моделей она оказалась не в частЯ ном владении, а в государственном. Это означало, что она незави­сима от бизнеса, от прибыли, но жестко контролируется и управ­ляется в идеологическом плане. Американская и советская модели диаметрально противоположны, и между ними идет непримири­мая борьба. Говоря словами авторов книги, «наша пресса пытается внести свой вклад в поиски истины, в то время как советская пресса пытается донести готовую марксистско-ленинско-сталин-скую истину».

В противопоставлении авторитаризма и свободы заложен боль­шой потенциал развития журналистики как демократического института. Вместе с тем категорическое разделение практики жур­налистики на априори «правильную» и «неверную» отражает ско­рее полярность идеологических установок, чем подлинную реаль­ность. Конечно, в действительности ситуация в мировой прессе гораздо богаче полутонами и оттенками, чем в контрастном изло­жении авторов книги. Далеко не безоблачно обстоит дело с соци­альной ответственностью СМИ в западном обществе, как не была всего лишь инструментом политического диктата советская жур"

54

налистика — она выполняла и другие общественные роли. Нельзя не учитывать, что с момента написания книги прошло полвека, и авторы при характеристике советской теории печати обращались в основном к таким ее интерпретаторам-политикам, как И. Сталин, д. Троцкий и А. Вышинский — собственно исследовательской ли­тературы тогда было крайне мало. В последующие десятилетия оте­чественная наука о журналистике начала пополняться разнообраз­ным новым материалом, благодаря прежде всего университетам (хотя тезис о коммунистической партийности печати открыто не подвергался сомнению). Но в новой социальной обстановке нас больше занимает не восстановление исторического контекста, в котором возникла знаменитая книга, а правомерность предложен­ной в ней методологии. Далеко не всех западных исследователей СМИ сегодня можно отнести к адептам «четырех теорий прессы». Так, британский профессор К. Спаркс заявляет, что пришло вре­мя отказаться от этой концепции как начальной точки в анализе СМИ. Ошибочным, на его взгляд, был выбор линии разграниче­ния — государство или рынок. Стирание казавшихся несомненны­ми различий стало очевидным после периода «бархатных револю­ций» в Восточной Европе. Как в коммунистическом, так и в капи­талистическом вариантах СМИ управлялись и управляются людьми, стоящими очень далеко от жизни народных масс, и народные мас­сы не имеют над СМИ никакого контроля, а именно это должно быть предметом главного интереса. Соответственно наука должна искать альтернативный способ размышлений о журналистике и обществе". К. Спаркс не одинок в своем призыве к пересмотру «нормативного» знания. Возможно, мы присутствуем при форми­ровании еще одного стратегического направления теоретических поисков.

Однако обзор всех концепций не входит в задачи нашего кур­са, как, впрочем, и развернутая критическая оценка отдельных теорий. Нам достаточно убедиться в том, что, во-первых, дискус­сии о сущности прессы непреходящи и, во-вторых, что возмож­ности и модели ее теоретического постижения необычайно разно­образны. В каждом случае отражается действительно существую­щая грань журналистской деятельности, но понять ее целостно можно только на основе синтеза разных подходов. Кроме того, мы затрагиваем лишь исходные, базисные положения, но не рассмат­риваем все дисциплины, которые составляют науку о журналис-

Спаркс К. Теории СМИ после падения коммунизма в Европс//СМИ и со-

инос общество/Под ред. Н. Г. Войковой, Т. В. Васильевой, Д. А. Рущина. СПб.,

2000.

55

тике. Она представляет собой разветвленную структуру, и студен-J там полезно знать ее строение.

В целом научное знание о журналистике складывается из исто­рии, теории и критики, под которой понимается оперативная ис-я следовательская реакция на явления профессиональной практики. Из этих трех компонентов наш учебный курс теснее всего сопри­касается с теорией. Она, в свою очередь, подразделяется на не­сколько специальных дисциплин. В рамках общей теории журнали­стики разрабатываются методологические основы деятельности СМИ и науки о прессе — в частности, вопросы о роли журналис­тики в духовно-культурном прогрессе, ее принципах, функциях, типологии, свободе печати т.п. Как нетрудно заметить, курс «Ос­новы журналистики» по предмету изучения относится именно к общей теории. В литературе сложился понятийно-терминологичес­кий аппарат методологического анализа прессы, хотя он, разуме­ется, непрерывно меняется, обогащается. В традициях отечествен­ной науки он был приближен к уровню классических гуманитар­ных дисциплин -- философии, теоретической социологии, истории, филологии и др.

Из более узких дисциплин к общей теории непосредственно при­мыкает социология журналистики. Их близость обусловлена тем, что существование и развитие прессы определяются прежде всего соци­альной средой, и она же служит главным объектом внимания самих СМИ. Социология журналистики занимается, коротко говоря, ана­лизом положения прессы в обществе, социальными последствиями ее функционирования и теми методами редакционного труда, кото­рые основаны на опыте эмпирических социальных исследований. В отечественной науке с давних пор уделяется повышенное внимание профессиональному мастерству и качеству творческой продукции. Эта необычайно широкая область исследования включает в себя не­сколько самостоятельных дисциплин, которые в комплексе дают представление о природе, структуре и проявлениях мастерства. К ним относятся методика журналистского труда (общедоступные, выве­ренные наукой и практикой средства деятельности) и поэтика жур­налистики (формы, язык текстовых произведений), изучение кото­рых связано с филологическими и искусствоведческими традиция­ми. В последние годы для анализа профессионализма все большее значение приобретает психология журналистики, в центре внимания которой находятся личность участника журналистского процесса, & также универсальные, прагматически ценные способы творческой деятельности и общения через средства информации.