Смекни!
smekni.com

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса (стр. 16 из 72)

Ориентация на идеологическое управление влияет на содержа­ние и литературную манеру промонархических изданий. Здесь в обя­зательном порядке помещаются пространнейшие отчеты о цере­мониалах и происшествиях, имевших место при дворе, во всей деталях описываются наряды и манеры царствующей фамилии № ее клики. Познакомимся с фрагментами отчета о Высочайшем CMOT-J ре потешным частям на Марсовом поле, помещенного в журнал^ «Огонек» (1913) — художественно-литературном, т.е. отдаленной

60

Ох политики издании. Имеются в виду военные игры, которым, «стати сказать, журнал посвятил и несколько крупноформатных снимков, запечатлевших в первую очередь участие в смотре импе­раторской фамилии:

«В 11 часов на яхте «Александрия» прибыли Государь Импера­тор и проследовал с Наследником Цесаревичем и Августейшими Дочерями на катере "Петергоф" к Марсову полю, в сопровожде­нии лиц свиты и начальствующих особ. Потешные склонили стя­ги, взяли на караул, забили барабаны, заиграла музыка. Команду­ющий парадом... рапортовал Его Императорскому Величеству. Го­сударь Император верхом въехал на поле, Наследник Цесаревич и Августейшие Дочери следовали в коляске. При звуках гимна и кли­ках ребят Государь объехал, здороваясь, ряды потешных. Перед царской палаткой расположились министры и высшие военные чины. Государь верхом занял место перед ними, и начались гим­настические упражнения... Осмотрев приготовленные для лучших потешных частей призы, Государь отпустил стоявшего на часах потешного, благодарил заведующих организациями и проследо­вал в Мраморный дворец, где депутации ожидали Его Величество с подношениями. Приняв депутации, Государь отбыл на яхту "Александрия" для следования в Петергоф». Собственно действию на Марсовом поле отводится один абзац, да еще упоминание о том, что в Народном доме участников смотра «обильно накорми­ли обедом и сладостями».

Феодально-монархическая пресса насыщена пропагандистскими приемами и интонациями, временами высокопарна, безапелля­ционна при утверждении официально признанных духовных цен­ностей. Такой стиль мышления и действия неизбежно приводит к консерватизму, косности, и это служит причиной перетекания читательского интереса к оппозиционным органам печати (если они есть), которые обычно отличаются большей свежестью идей и их разнообразием. Мы не случайно употребляем здесь настоящее время глаголов, потому что феодально-монархическая модель прес­сы не исчезла в прошлом. Ее можно встретить и в наши дни, хотя и в несколько модернизированных вариантах. Менее всего это отно­сится к конституционным монархиям Европы, где королевский трон сохраняется скорее как символ преемственности эпох, в большей степени — к режимам единоличной власти, даже если они облада-10т формальными признаками демократии.

Религиозно-клерикальная модель прессы имеет самостоятельное значение в тех общественных системах, где церковь фактически осу-'Чествляет политическую власть. В светских государствах, которых на 3еМном шаре большинство, конфессиональная (церковная) печать —

61

это одно из направлений специализации по интересам части ауди­тории, такая же, как специализация по возрасту, профессиональ­ным признакам и т.п. Свободное учреждение и деятельность по­добных СМИ в полной мере отвечает гуманистическим принци­пам свободы совести, свободы слова и информации.

Со времени возникновения прессы взгляды на нее церкви как влиятельной общественно-политической силы претерпели сущест­венную эволюцию -- от категорического неприятия и запретов (чем особенно «прославилась» католическая инквизиция) до по­строения собственной мошной системы СМИ. Ныне все мировые конфессии располагают не только специальными службами, ку­рирующими массово-информационную деятельность, но и теоре­тическими разработками, призванными обеспечить эффективность влияния на аудиторию.

Начало же религиозно-клерикальной модели журналистики в Европе положили-попытки церковных правителей взять под свой контроль всякое распространение новостей. Еще в XVI в. высшие иерархи католицизма устанавливали правила, согласно которым никто не имел права печатать новости без согласия местного епис­копата, и грозили смертной казнью тем, кто будет заниматься этим без ведома официальных властей14. Церковь выступала единым фрон­том с монархией против свободы печати, поскольку она сама была элементом государства. Между прочим, Теофраста Ренодо поста­вил во главе крупнейшей газеты Франции не кто иной, как кар­динал Ришелье — первый министр и фактический правитель во времена Людовика XIII. В царской России печать длительное время подвергалась двойной цензуре — правительственной (светской) и религиозной. Постепенно складывался самостоятельный тип цер­ковной периодики. Православная печать в России возникла в начале XIX в., католическая конфессия пришла к необходимости создать свою прессу в конце того же столетия.

Клерикальной модели журналистики присущи многие черты, которые мы обнаружили у феодально-монархической. Сходство объясняется прежде всего причинами исторического порядка -*: общностью судеб светской и религиозной власти в странах, где они когда-то составляли единое целое. Конечно, у клерикальной журналистики по сравнению с феодально-монархической замет­но усилена собственно религиозная направленность в стратегии И тактике действий. Происходит как бы замещение главных фигур'

14 Урина Н. В. Клерикально-католическая журналистика в системе буржуазия пропаганды. М., 1976. С. 38.

62

вместо монарха в центре внимания оказывается религиозный ли­дер, вместо национально-государственного патриотизма — цен­ность единоверия и т.п. Клерикальная пресса отчетливо догмати­зирована по содержанию и способам преподнесения материала.

Здесь не было бы проблем, если бы речь шла о специализиро­ванной информации, адресованной верующей части аудитории. Но если церковь является ведущей политической силой в государстве или даже правит в нем, то появляются негативные следствия моно­полизма в духовной жизни, возникает опасность принуждения граж­дан к единомыслию, а то и к аскетическому ограничению информа­ционных контактов. Так произошло в одной из азиатских стран, где у руля власти стали исламские фундаменталисты. Теперь населению запрещено пользоваться домашними телевизорами, видеомагнито­фонами и другими средствами связи с «нечистым» внешним миром, нельзя работать со съемочной техникой и давать интервью, мулла превратился в единственного передатчика и интерпретатора знаний. При этом официальная печать, конечно же, сохранилась.

На европейском континенте примеры религиозно-клерикаль­ной журналистики дает Ватикан. Это крохотное государство уни­кально во многих отношениях: оно является мировой столицей католической веры, в нем сохранилась как реликт средневековья абсолютистская (без парламента) форма правления, к тому же монархия здесь особая — теократическая. Необычна и пресса Ва­тикана: тиражи печатных изданий многократно превышают чис­ленность населения. В папской резиденции выходят официальные бюллетени римско-католической церкви и ежедневная газета «L'Osservatore Romano» («Римский обозреватель»), действуют так­же Радио Ватикан, вещающее на десятках языков, телекомпания, информационное агентство. Под контролем понтифика находятся международные ассоциации католических журналистов. Как сооб­щают наблюдатели, система СМИ приносит бюджету теократи­ческого государства большие убытки. Но Ватикан, разумеется, не откажется от нее, поскольку без массированной пропаганды он лишится влияния на течение религиозных и политических про­цессов в мире. К слову, на рубеже тысячелетий католическая цер­ковь стала гораздо терпимее относиться к иным конфессиям, чем На прежних этапах истории, и в целом ее идеология уже не отли­чается былым радикализмом.

Черты буржуазной модели прессы тем или иным образом воз-

никают перед нами при изучении различных тем курса. Поэтому

3Десь можно ограничиться наиболее общей характеристикой этого

Крупнейшего явления современной цивилизации. В историческом

Ремени его развитие разделяется на две фазы — раннюю и зрелую.

63

На ранней фазе мы имеем дело с прессой, которая непосредственна «вытекала» из идеологии Просвещения и по своему социальном* существу, по конечным устремлениям носила буржуазно-демокра* тический характер. Заявившая о себе при феодализме, будучи оп* позиционной к режиму власти, она имела заостренную антифео­дальную и антиклерикальную направленность, в творчестве самых решительных своих представителей выступала против монархичес­кой власти, за утверждение бессословного равенства и граждан­ских свобод. Эти уже знакомые нам свойства буржуазно-демокра­тической прессы определяли содержание и стиль изданий.

Для подтверждения сказанного мы обратимся к редкостно вы­разительному примеру — многогранной деятельности издателя и публициста Н. И. Новикова. Расцвет его творчества пришелся щ царствование Екатерины II (вторая половина XVIII в.), т.е. на пе­риод, когда в России все настойчивее звучали голоса в защиту либерально-гражданских ценностей.

Новиков -- великий русский просветитель и провозвестник будущих буржуазно-демократических веяний в духовной и полити­ческой жизни страны. Он избрал для себя рискованную миссию быть прямым оппонентом императрицы в спорах о судьбах общества и, в частности, о назначении журналистики. Правда, он вынужден был принимать условия игры, предложенные царицей: та анонимно вы­ступала в собственном журнале «Всякая всячина», и Новиков обра­щался к госпоже «Всякой всячине», выражая свое с ней несогласие. Для читателей, впрочем, не составляло труда определить, какие ре­альные действующие лица скрывались за литературными масками. Современники наблюдали за откровенной полемикой журналов Новикова «Трутень» (открытое противопоставление более лояльно­му к власти журналу А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела»), «Жи­вописец» и других с официально-охранительными воззрениями. Если Екатерина проповедовала гражданскую покорность и послушание, то Новиков гневно выступал против крепостного рабства; если она считала задачей литератора критику безличных пороков человечес­кого рода, то он отстаивал право бичевать конкретных носителей зла; если государыня призывала к сатире «улыбательной», то он сво­им примером утверждал обличительную. Позднее Н. И. Добролюбов посвятит сатире екатерининского времени обширную и критичес­кую по мысли статью, в которой придет к выводу, что она «Не находила возможности развивать свои обличения», поскольку Н* ставила вопрос о необходимости «общей силы закона», призваН' ного заменить феодально-государственный произвол. Но при это»* он заметит, что «весьма немногие из тогдашних сатир брали зло 8 самой его сущности; немногие руководились в своих обличений"