Смекни!
smekni.com

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса (стр. 21 из 72)

* Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изД-М., 1968. С. 230.

80

Субъекты управления находятся в постоянной связи с объек-тами, для чего создаются специальные службы, средства, каналы информации. Сообщения передаются не только сверху вниз. Не шенее существенны встречные связи: от объекта к субъекту. Дея-тельность органов управления во многом определяется характерис­тиками объектов их влияния: их структурой, наличием препят­ствий для выполнения команд, готовностью функционировать в заданном режиме, ходом исполнения программы и т.д.

Эти общие положения должны уточняться с учетом конкрет­ных ситуаций и специфики участников взаимодействия. Информа­ционные службы резко отличаются друг от друга в зависимости от того, насколько активным бывает их участие в принятии реше­ний, оценке положения дел, контроле. Немалое значение имеет и специализация по видам передаваемой информации. Нельзя ста­вить в один ряд ведомственную статистику, каналы сообщения производственно-технологических данных и публицистику.

Журналистская информация. Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости факты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности выделяется несколько видов информации: экономическая, поли­тическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они необходимы для нормального функционирования и раз­вития общественного организма, и их не нужно сравнивать между собой по степени важности. Ведь экономика не может заместить духовное творчество, а торговля — науку.

Несомненно, что журналистская информация является соци­альной. Более того, она по своей значимости и распространеннос­ти, может быть, «самая социальная». Не случайно в США в 1990-е годы открылся музей новостей, который обошелся в несколько миллионов долларов. Но к какому тематическому виду ее отнести? В прессе публикуются и экономические, и научные, и спортив­ные, и прочие известия. Если ограничиться констатацией темати­ческой пестроты, то исчезнет критерий смысловой значимости Материалов. Особенности прессовых сообщений надо искать в дру-гих измерениях.

Коренная особенность журналистской информации заклю­чается в том, что ее социальная, «человеческая» сущность пред­стает подчеркнуто ярко, выпукло, зачастую доводится до обо­дрения идейных и политических противоречий. Это относится •° всем тематическим направлениям публикаций. Уже много лет Назад исследователям прессы было ясно, что «новость — чисто ,. Щественная категория. Сам по себе факт новостью не является... ак отец вне отношения к сыну есть просто человек, так и факт

81

вне отношения к читателю и к другому факту есть просто собы­тие»7.

На журналистику распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Это касается и крите­риев полезности, и общественной значимости материалов. Но прц этом в деятельности прессы нерасторжимо переплетаются идеоло­гическое и управленческое начала. В науке принято говорить о ду. ховно-практической природе журналистского творчества — имен­но так, одним сложным словом обозначается единство двух на­званных начал. Поэтому предлагаемое далее разделение черт присущих журналистской информации, на две группы носит в значительной мере условный, систематизирующий характер.

В духовном отношении она характеризуется идейной насыщен­ностью. В прессе особенно важно бывает добиться, чтобы аудито­рия усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, полити­ческие или иные ценности. Этим пресса отличается от таких ин­ститутов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности. Впрочем, любое выступление от перво­го лица несет в себе явную или косвенную оценку. Вот тому при­мер. В романе Ф. Достоевского «Бесы» автор заявляет: «Как хрони­кер, я ограничиваюсь лишь тем, что представляю события в точ­ном виде... и не виноват, если они покажутся невероятными». Но всякий, кто читал роман, знает, что трудно выстроить более при­страстное, идейно насыщенное произведение, чем «Бесы». Про журналистику еще определеннее, чем про литературу, можно ска­зать, что она служит как бы увеличительным стеклом при выраже­нии социальных взглядов, эмоций и суждений, даже если оценоч-ность тщательно маскируется под объективность. Соответственно идеологизируются и отношения, которые складываются вокруг и по поводу СМИ.

Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в следующих разде­лах учебного пособия. Однако уже при изучении данной темы надо обратить внимание на то, что его нельзя понимать как простой и однозначный. С одной стороны, любое исходящее от человека сооб­щение о социальных явлениях принципиально не может существо­вать без какого-либо «следа» взаимоотношений между людьми. С дрУ' гой стороны, неизбежная окрашенность журналистских текстов со­всем не обязательно должна выражаться в грубой тенденциозности! подмене факта его субъективной трактовкой. Мастерство и чест­ность публициста как раз и проявляются, кроме прочего, в ум6' нии соединить два этих начала.

7 Кузъмичев В. А. Печатная агитация и пропаганда. М.; Л., 1930. С. 18 .

82

Материалы печати, телевидения и радио подчеркнуто акту­альны. Это качество иногда ошибочно смешивают с оперативнос­тью- Но актуальность выражается не просто в скорости передачи С0общений. Не обходить острых тем, не бояться затрагивать так называемые трудные вопросы, возникающие у населения, — вот ее суть. Далее, слово прессы обращено к массовой аудитории — и в этом его отличие, например, от устного общения, более ха­рактерного для межличностной коммуникации. Подсчитано, что автор публикации в общенациональной газете обращается к такой аудитории, с которой он смог бы пообщаться только за 250—300 лет устных выступлений. В данной связи возникают своеобразные тре­бования профессионально-творческого порядка. Хороший журна­лист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво, популярно. Ведь среди его читателей и слушателей есть и профессор, и крестьянин, и домохозяйка, и государственный деятель.

В социально-управленческом отношении журналистскую инфор­мацию характеризует прежде всего документализм в отражении действительности. Имеется в виду и неизменная опора на факты, и точность в отображении явлений, тенденций общественного раз­вития -- достоверность той панорамы современности, которую рисует пресса. С точки зрения методики труда данное качество имеет первостепенную важность. «Цитаты. Цифры. Факты и фактоиды... Журналист без фактов, как калека без костыля... Самому себе не верит без фактов и фактоидов», — такой автопортрет нарисовал ветеран газеты «Известия» Ст. Кондрашов.

В связи с тем, что многих студентов привело в журналистику увлечение литературным творчеством, надо провести отчетливую границу между репортерским и художническим подходами к сбо-РУ фактов. В рассказе о зарубежной командировке писатель Д. Гра­нин вспоминал, что вместе с ним путешествовала опытная журна­листка. Она постоянно вела записи в своем блокноте и впослед­ствии на их основе издала документальную книгу. Сам Гранин «Начисто забыл многие важные сведения и факты»: его интересо­вало лишь то, что осталось в памяти, не воспоминания, а образ Увиденного. Но если расчет на память сам по себе не является для корреспондента предосудительным поступком, то искажение дей-ствительности в угоду авторской фантазии идет вразрез с закона-ми и этикой журналистики. Из уст кинорежиссера С. Соловьева, Мявшего фильм о Тургеневе, не странно слышать следующие при-^эния: «Я был во французском имении Тургенева, и оно на меня е произвело ни малейшего впечатления. В Чехии мы нашли куда °Лее убедительное для легенды место». Для корреспондента по-

83

добное сочинение «легенд» приравнивается к профессиональному греху.

Печать оперативна, что дает ей возможность познавать мир в процессе развития социальной практики, находиться в самой гуще событий. Репортеры нередко указывают дорогу и объекты внима­ния специалистам, ученым, художникам, способным более об-стоятельно разобраться в новых явлениях. Индикатором оператив­ности служит использование в текстах СМИ таких слов, как «вче­ра», «сегодня» и «завтра». Поэтому, в частности, многие деловые люди начинают рабочий день с того, что просматривают свежую прессу и знакомятся с выпусками новостей по радио или телеви­дению.

Журналистике присуща особая краткость материалов. Эконом­ное использование площади и времени вызвано и технологией производства информации, и дороговизной каждой строки или секунды вещания, и, что особенно важно учитывать, способом потребления журналистской продукции. «Это не роман — места мало, времени мало, читают на ходу», — так писатель В. Шукшин определял жанровое своеобразие рассказа. Но рядом с прессой даже литературный рассказ выглядит как «роман». Особенно жесткие ограничения существуют на радио, где долгий текст обречен на падение интереса и внимания публики. «В "Последних известиях" две минуты — это подвал в газете, четыре минуты — полоса», г-образно говорил создатель радиопрограммы «Маяк» Ю. Летунов. Иначе невозможно добиться тематической универсальности каж­дого выпуска и отразить в нем весь мир.