Смекни!
smekni.com

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса (стр. 24 из 72)

Под давлением условий существования редакции сами уточня­ют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения. Так, по данным Союза распространителей печатной продукции, в конце 90-х годов наиболее массовые по тиражу газеты («АиФ», «Комсомольская правда», «Труд») обозна­чили тематику публикаций как универсальную, политическими себя назвали только «Коммерсант-Daily», «Новые Известия» и «Правда», да еще региональные издания, каждое из которых име­ет тираж не выше 50 тыс. экземпляров. '

Специализированная периодика рассчитана на аудиторию с бо­лее или менее четкими контурами, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса. Роль таких координат играют прежде всего со­циально-демографические характеристики (пол, возраст, образо­вание, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Обычно не составляет труда по характеру публикаций определить, что то или иное издание адресовано детям, женщинам, сельским жите­лям, православным христианам и т.п. Однако специализация берет в расчет и более детальное сегментирование рынка. Так, узко на­правленная пресса издается для групп потребителей, объединен­ных по личным интересам (для автомобилистов-любителей -«5 колесо», для спортивных болельщиков — «Советский спорт», для поклонников и служителей сцены — «Театральная газета» и т.д.)-В нашей стране давно и прочно утвердилась профессионально-от­раслевая периодика: «Красная звезда» для военнослужащих, «Гу­док» для работников железнодорожного транспорта, «Учительская газета», «Медицинская газета», «Строительная газета» и т.п. И на-

92

оборот: сравнительно коротки пока еще биографии изданий, рас­считанных на иностранцев и тех граждан России, кто проявляет интерес к контактам с зарубежными фирмами (например, еже­недельника «Иностранец» в Москве и газеты «The St. Petersburg Times» в северной столице).

Социологические исследования показывают, что значительная часть журналистов плохо знает свою предполагаемую аудиторию. Огромный массив публикаций обращен к некоему абстрактному читателю. Это влечет за собой усредненный стиль материалов, без­ликость изданий и их похожесть друг на друга. Позволить себе рос­кошь рассчитывать на интерес всех слоев населения могут разве что ведущие общенациональные издания и программы вещания. Да и те под влиянием общественно-политической конъюнктуры корректируют свой облик, размежевываются по идейным сообра­жениям, выпускают приложения и вкладки для отдельных катего­рий потребителей.

В качестве примера энергичного развертывания целой под­отрасли журналистики сошлемся на рост семейства женской пе­риодики. В мире это одна из самых преуспевающих сфер массово-коммуникационного производства. В России такая печать появи­лась еще в XVIII в., позднее «Журнал для милых дам», «Аглая», «Модный журнал» и им подобные издания завоевали прочную по­пулярность. Однако в советское время ассортимент женских журна­лов было крайне ограниченным. В самые последние годы, наоборот, они стали появляться повсеместно — и на всероссийском, и на ре­гиональном, и на местном уровнях. Наряду с журналами выходят газеты («Москвичка», «Натали» и др.), бюллетени, дайджесты, об­разовалась Лига женских и семейных изданий России «Мир вашему дому». Одновременно с количественным развитием этой подсисте­мы СМИ вырабатывается свойственный ей стиль общения с ауди­торией. В нем отражаются особенности женской психики: эмоцио­нальность, контактность, чувствительность к моральным пробле­мам, повышенные эстетические запросы8.

К сожалению, не приходится говорить о сколько-нибудь за­метном оживлении в области «возрастной» журналистики (детской, Молодежной, ветеранской). В частности, идеологическая ревизия в сфере СМИ привела к тому, что фактически была ликвидирована и забыта система молодежных изданий. Она накапливала свой по-Тенциал на протяжении десятилетий, ее лидером (и любимицей всей страны) была «Комсомольская правда», а в каждой области

8 Ямполъская Р. М. Женская пресса. Ее типологические особенности//Вестн. М°ск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1995. № 1. С. 15-25.

93

I

выходила своя молодежная газета, широкой популярностью пользо­вались всесоюзные и региональные молодежные журналы. Изда­ния этого типа были ценны не только тем, что удовлетворяли зап­росы «своей» возрастной группы, но и тем, что служили своего рода школой и экспериментальной лабораторией для новых поко­лений журналистов. Более чем обычным делом было начать твор­ческую биографию в «молодежке», а потом, уже зрелым специа­листом, переходить в штат «взрослой» газеты. Вновь образованные молодежные издания ни в какой мере не могут рассматриваться как продолжатели традиций своих предшественников. Они выра­ботали особую, искусственную псевдокультуру и закодированный язык общения, отгораживающий юных читателей от иного мира, а не адаптирующий к нему. Корреспондент «Общей газеты» полу­чила задание «начитаться молодежной прессы». «Мы идем в мод­ном прикиде, никем не понятые, и нам все по фигу. Девиз поко­ления такой... В-этом меня старательно убеждали журналы для мо­лодых, и я чуть было не согласилась... А потом забросила их куда подальше и с облегчением вздохнула», — делает вывод обозрева-тельница, сама еще не вышедшая из студенческого возраста.

Не приходится говорить и о процветании профсоюзной прес­сы, «толстых» литературно-художественных журналов и другой специализированной периодики, в становлении которой у нашей страны еще совсем недавно были признанные во всем мире дости­жения. Следовательно, с точки зрения специализации система оте­чественной журналистики далека от совершенства и открыта для экспериментов и взвешенных инициатив.

Легитимность. Петербургский СОЦИОЛОГА. Н. Алексеев предло­жил классифицировать прессу с точки зрения ее отношений с законодательством и наличия разрешения на издательскую дея­тельность. В нашей стране это было особенно актуально до вступ­ления в силу законодательства о печати, в частности для рубежа 80-х и 90-х годов, когда власти были не в состоянии контролиро­вать и запрещать растущие как грибы оппозиционные газеты. Реги­страционный порядок учреждения средств информации, в отли­чие от разрешительного, снимает остроту противостояния прессо­вого андеграунда и официальных властей. Почти все редакции стали действовать легитимно, то есть пройдя регистрацию в государствен­ных инстанциях. Однако по-прежнему существует группа изданий, которые выходят в свет как квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом) или даже нелегитимные (не имеющие права на существование). К последним относятся те средства ин­формации, редакции которых занимают позицию непризнания

94

властных структур — по идейным или, гораздо чаще, экономичес-ким причинам. В Польше, например, некоторое время назад спе­циальной проверкой было выявлено около 50 незарегистрирован-Hbix теле- и радиостанций. Они скрывались от налогового контро-дя и позволяли себе другие нарушения правовых норм. Подобные факты встречаются и в России, они должны становиться поводом для преследования по закону.

Действующий правовой режим дает критерии для точной ха­рактеристики СМИ, легитимность которых заслуживает специаль­ного рассмотрения. Так, не требуется регистрация следующих средств информации: учреждаемых органами власти для издания официальных сообщений, нормативных и иных актов; периоди­ческих изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров; радио-и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям в преде­лах одного учреждения или промышленного предприятия либо име­ющих не более десяти абонентов; аудио- и видеопрограмм, рас­пространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров. Поскольку существование таких СМИ предусмотрено законода­тельством, их следует считать легитимными.

Неоднозначный случай — это СМИ, нарушающие действую­щее законодательство. За целый ряд деяний предусмотрена ответ­ственность редакции в виде приостановления и прекращения ее деятельности или распространения продукции, признания недей­ствительным свидетельства о регистрации, аннулирования лицен­зии (для телерадиовещателей) и др. К таким деяниям относятся, например, злоупотребление свободой массовой информации, на­рушение порядка распространения тиража или лицензионных ус­ловий, получение свидетельства о регистрации обманным путем и т.д. Типичная картина: издание, заявленное как информацион­ное, на практике оказывается эротическим, для которого преду­смотрены иной по размеру регистрационный взнос, особый поря­док распространения и дополнительный потиражный сбор. Одна­ко право решения о применении названных санкций принадлежит суду или органам, выдающим лицензию. До принятия этого реше­ния издание или вещательная программа могут продолжать выхо­дить в свет, даже если они фактически оказались не в ладах с законом. В подобных ситуациях их статус становится квазилеги­тимным.

Качественная и массовая пресса. Данное разделение прочно вош-ло в оборот западных теоретиков и практиков журналистики. ° отечественной системе классификации оно только приживается, "аза для разграничения прессы мнений (качественной, элитар-и прессы новостей (массовой, популярной) существует в

95

самой практике редакций. В известном смысле это результирую­щие характеристики, поскольку они вбирают в себя особенности проблематики, аудитории, тиражирования, стиля, оформления изданий. Так, в Европе пресса мнений обычно имеет сравнитель­но узкую аудиторию, а пресса новостей — значительно более ши­рокую. Сравним: в Англии тираж старейшей качественной газеты «The Times» составляет около 370 тыс. экз., а массовой «News of the World» — свыше 4,5 млн.