Смекни!
smekni.com

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса (стр. 26 из 72)

В стандартных единицах измеряются и объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это, естественно, хроно­метраж («получасовая передача», «пятиминутка новостей» и т.п.). В прессе для указания объема приводят количество полос (а не страниц, как говорят далекие от журналистики люди): четырехпо­лосное, восьмиполосное издание и т.д. Более точные данные полу­чаются, когда тексты измеряют в условных единицах, именуемых печатными листами или, близко по значению, авторскими листа­ми и учетно-издательскими листами. В данном случае лист равен приблизительно 40 тыс. знаков. Если соблюдать правила машино­писи (а это один из элементов культуры труда), то на странии6 текста поместится 1700—1800 знаков. Лист составляет 22-24 маши­нописные страницы. При формате А2 газетная полоса составляв 1/4 долю печатного листа, A3 — 1/8 и т.д. Свободно владея этим инструментами счета, несложно бывает соотнести между собой я объему издания различных форматов.

Особое значение имеет техника производства журналисте^ продукции. Прогресс в этой области ощутимо увеличил разноо

100

зИе способов передачи текстов. Бумага перестала быть единственно р3можным носителем печатного слова. Например, в Венесуэле издателям дешевле обходится пластмассовая основа для печати, другие новаторы в погоне за читателями используют нестандарт­ные красители и даже ароматизаторы листа. Известна анекдоти­ческая история про газету «Бифштекс», которую издатель пропи­тывал запахом, соответствующим названию. Ее первыми «потре­бителями» оказывались домашние собаки, опережавшие своих хозяев. Возникают пограничные формы передачи информации, со­четающие в себе черты печатной прессы и эфирной журналистики, g 1980-е годы во Франции, Венгрии и других странах была внедре­на в практику техника видеографии (телетекст), которая ныне получила широкое применение. Апробирована изобретенная в Рос­сии система передачи радиотекста, благодаря которой по прово­дам передается чрезвычайно концентрированная информация в огромных объемах. Все эти нововведения пополняют набор типо­логических признаков в журналистике. Будущее мировой и отече­ственной систем коммуникации напрямую зависит от ее техни­ческого обеспечения и в особенности от совершенствования ли­ний связи.

Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систе­му журналистики. В структурном плане ее представляют три груп­пы средств информации:

» печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газет­ного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

* аудиовизуальные СМИ - - радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, про­межуточную подгруппу образует телетекст;

* информационные службы — телеграфные агентства, реклам­ные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественнос-Тью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет. В современной практике невоз-м°Жно игнорировать ни так называемые электронные версии бу­йных изданий, ни автономные сетевые газеты и журналы, ни °СтУпные для каждого отдельного пользователя, без посредниче-вз редакции, банки данных. Часть специалистов считает эти об-°ятельства достаточными для того, чтобы безоговорочно при-г С;1Ить кибержурналистику к системе СМИ. Другие столь же кате-выступают против. По всей видимости, на рубеже

101

столетий культура еще не накопила достаточно материала для чет кого определения отношения к Интернету. Пока что приходите' принимать во внимание его реальное двойственное положение. Во первых, ни в России, ни в других государствах он законодательно не относится к системе СМИ (и не может быть отнесен по обще, принятым критериям). Во-вторых, выражения «электронная веп-сия» или «сетевая газета» передают всего лишь форму трансляции материалов, но не изменение характера общения через посредство компьютера. Здесь точнее подошло бы слово «телекоммуникация» (общение на расстоянии), поскольку суть новаций заключается в преодолении дистанции между всеми сторонами информацион­ного обмена. В таком случае не происходит никаких революций а только резко усовершенствуется существующий комплекс средств дистанционного общения (телевидение, телефон и др.). В-треть­их, есть веские основания у тех, кто рассматривает Интернет и прочие сети как среду, пространство, открытое для использова­ния всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как отдельные СМИ с собственной природой.

Каждая группа СМИ занимает особое место в едином их ком­плексе, равно как у каждой есть преимущества и слабости. Специ­фика печати, выражающей свое содержание через письменное сло­во и относительно скупые изобразительные средства, заключена прежде всего в большей, чем на радио и телевидении, аналитич­ности текстов. Сам процесс чтения (декодирования условных пе­чатных знаков) предполагает высокую степень абстрактности мыш­ления, активную работу воображения, интеллектуальное напря­жение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя. Кроме того, авторитет прессы подкрепляет многовеко­вая культура письменной речи, заложенная в «генотип» массовых коммуникаций. Наконец, газетно-журнальные тексты удобны как хранилище информации: к ним можно вернуться для подробного изучения, они компактны, легко поддаются копированию и т.п. Правда, современная записывающая техника позволяет накапли­вать и аудиовизуальные программы, но в целом эфирная инфор' мация имеет более короткий жизненный цикл.

Не случайно на фоне усиливающейся экспансии телевидения и компьютерной коммуникации в мире возникло беспокойство0 сохранении письменной журналистики в культурном обороте ч ловечества. Практически на всей планете стали неуклонно ей жаться тиражи газет, что естественным образом совпало с утрат°| интереса к традиционной книге. Форсированный переход к т называемой экранной культуре отнюдь не приветствуется автор тетными международными организациями. Многие из них, в1^1

102

чая ЮНЕСКО, разработали специальные программы, направлен­ные против этих тенденций. Одна из них имеет целью привлечь летей к чтению газет, и выполняется она в сотрудничестве с сами-м газетными редакциями. После приблизительно десятилетнего спад3' Б конце 90-х годов положение прессы на Европейском кон­тиненте стабилизировалось, а в ряде стран (в Австрии, Италии, Испании, Португалии и др.) наметился рост тиражей ежедневных изданий. К сожалению, Россия здесь не вошла в число лидеров: при колоссальном количестве изданий (около 4,5 тыс.) их средние тиражи крайне низки для многонаселенной державы и продолжа-JOT уменьшаться.

Основные преимущества радио связаны с его оперативностью, доступностью для самых широких слоев населения и практически безграничным распространением, а также с технической просто­той и дешевизной производственного процесса. Выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка — обладают высоким потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий.

Все эти качества обеспечивают устойчивый спрос на продук­цию радиовещания. В течение последнего десятилетия оно не толь­ко не потеряло аудиторию, но, напротив, энергично развивается в структурном и профессионально-творческом отношении. С од­ной стороны, государственное вещание лишилось прежней моно­полии на эфир: коммерческое и иное негосударственное радио составляет ему ощутимую конкуренцию, частные станции сущест­вуют практически в каждом малом городе страны. С другой сторо­ны, и в государственном, и в коммерческом секторах наметилась тенденция к новой, «внутренней» монополизации. Так, ВГТРК стала ядром гигантской системы общенационального масштаба, объединяющей в себе каналы «Радио России», «Маяк», региональ­ные компании и передающие станции. В частном секторе подобных Размеров достигли сетевые компании «Европа плюс» и «Русское Радио». По специализации выделяются универсальные каналы, на волнах которых звучат информационные, музыкальные, обществен-н°-политические и иные передачи (например, «Радио России» и *Эхо Москвы»), информационные, интересующие публику глав-Ным образом как служба свежих новостей, перемежаемых музы-Кальными программами (наиболее известна и с давних пор люби-Ма слушателями станция «Маяк»), и музыкальные или информа-Ц11°нно-музыкальные, на которых выпуски новостей занимают Постепенное положение. Именно в этой последней области ве-/^чия появилось особенно много новых станций — и потому, что ^я деятельность не требует сколько-нибудь значительных затрат