Смекни!
smekni.com

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса (стр. 27 из 72)

103

и большого штата сотрудников, и потому, что даже без репортер­ского компонента концертные программы привлекают многочис­ленную аудиторию. Примером может служить исключительный успех станций, передающих музыку ретро, к тому же на русском языке; мелодичные старые шлягеры, цыганские романсы, народные ме­лодии. Ни пресса, ни телевидение не дают подобных примеров.

Телевидение сочетает в себе возможности радио, кино, фото­графии, живописи, театра и других предшествовавших ему средств общения и творческой деятельности. Синтезируя изображение и звук, оно способно добиваться почти полного жизнеподобия транс­лируемых картин, обеспечивать совпадение по времени (симул-танность) событий и зрительского наблюдения за ними. Телевиде­ние до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандистский и мани-пулятивный заряды колоссальной мощности.

Информационные службы обеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тексты и «сырой» фактический мате­риал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудитори­ей, если не выпускают собственные журналы или программы. Цен­тральное место в этой группе занимают информационные агент­ства (их еще называют агентствами новостей или телеграфными агентствами). Своим происхождением они обязаны гениальной идее, пришедшей в голову француза Шарля Гаваса в начале XIX в. Он первым раскинул сеть своих представительств в различных мест­ностях, стал продавать газетам добытые ими факты и тем самым сэкономил редакциям расходы на посылку корреспондентов в от­даленные географические точки. В дальнейшем бизнес на агент­ской информации оказался необычайно прибыльным.

Наибольшим влиянием пользуются так называемые мировые информационные агентства: «Associated Press» и «United Press International» (США), «Agence France-Presse» (Франция), «Reuters» (Великобритания) и ИТАР-ТАСС (Россия). Для иллюстрации: агент­ство «Associated Press» представлено на рынке новостей большин­ства стран мира, причем даже в европейских государствах доля его продукции достигает 80% информационного производства. В пре­делах крупных районов земного шара разворачивают свою деятель­ность региональные агентства. Далее по величине идут национальные агентства, областные и городские, а также те, что создаются при издательских и вещательных компаниях.

Предметом гордости как для российских профессионалов, таК и для всей нации служит то, что на одном уровне с мировыми гигантами в течение десятилетий работает крупнейшая отечествен ная фабрика новостей. У ИТАР-ТАСС было немало прямых и отДа

104

денных предшественников. Первенцем информационной службы в нашей стране явилось Российское телеграфное агентство (1894), подконтрольное германскому агентству Вольфа. Затем возникло Торгово-телеграфное агентство, а в 1904 г. — Санкт-Петербургское телеграфное агентство, от которого современные тассовцы ведут свою родословную. В связи с началом Первой мировой войны оно было переименовано в Петроградское (ПТА) и под этим названи­ем обрело все черты крупного предприятия информационной от­расли. В 1918 г. на его базе ВЦИ К образовал государственное Рос­сийское телеграфное агентство (РОСТА), хорошо памятное всем, кто изучал отечественную историю XX в. Наконец в 1925 г. РОСТА превратилось в Телеграфное агентство Советского Союза, которое и вошло позднее в число мировых лидеров. Усилению ТАСС спо­собствовали и его роль официального рупора власти, и его поло­жение фактического монополиста в своей стране. Лишь в начале 60-х годов появилось Агентство печати «Новости» (АПН), носив­шее статус негосударственного, однако ни по объему продукции, ни по характеру деятельности оно не могло составить конкурен­цию ТАСС. После распада Советского Союза гигантское предпри­ятие обрело новое имя — Информационное телеграфное агент­ство России, но не потеряло и известное всей планете прежнее название. Так удалось сохранить приобретенные за многие годы деловые связи и рынки сбыта информационного товара. Сегодня ИТАР-ТАСС работает на пяти континентах, в России действуют его отделения и корреспондентские пункты во всех региональных центрах. Чтобы нагляднее описать масштабы производства, ска­жем, что в течение суток агентство готовит и предлагает потреби­телям более 150 газетных полос текста.

Времена единообразия на российском рынке новостей давно миновали. Упомянем хотя бы такие общенациональные компании, как Интерфакс, ИМА-пресс, РИА «Новости» и др. Не только в столице, но и в крупнейших городах страны действует сразу не­сколько подобных служб. О многопрофильности их деятельности можно судить на примере агентства «Постфактум». Оно располага­ет обширной сетью корреспондентов по всей России и в СНГ, поддерживает деловые связи не только с отечественными и зару­бежными средствами информации, но и с органами государствен­ной власти, банками, промышленными фирмами и т.д. Подписчи­ки имеют возможность получать информацию в виде тематических сводок и вестников по вопросам экологии, культуры, экономики, военного дела, авиации и космонавтики и т.д. Кроме этого, агент­ство предлагает сервисные услуги: пользование базой данных, в Которой содержатся публикации сотен российских СМИ, еже-

105

дневные анонсы событий предстоящего дня, непрерывно обнов­ляемые подборки «горячих» новостей.

Кроме агентств новостей стремительно расширяется сеть дру­гих информационных служб: рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, конфессио­нальных организациях. Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они, конечно, не являются про­изводителями информации, но способствуют обмену и распрост­ранению важных сообщений, заключению контрактов и соглаше­ний в этой сфере. Примером служит ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией внешней политики России возросло в геометри­ческой прогрессии.

Из различия информационных каналов следует, что наиболь­шего взаимопонимания с аудиторией они достигают, если дейст­вуют сообща, скоординированно, как элементы единой системы. Само понятие системы предполагает, что, во-первых, речь идет о целостном образовании, а не о конгломерате разрозненных час­тей, во-вторых, это целое действует и развивается по свойствен­ным ему законам и правилам, в-третьих, между элементами сущест­вуют устойчивые связи, а вся система взаимодействует с внешней средой. Такими внешними средами-партнерами в нашем случае будут, например, государство и политическая система общества, экономика и бизнес, культурная среда нации и человечества, ауди­тория. Невозможно прогнозировать здоровое развитие журналис­тики без учета стратегических тенденций в политике, в отрыве от национально-культурного опыта или в изоляции от процессов, идущих в мировых СМИ. Надо также принимать во внимание, что человек и общество находятся под влиянием сразу нескольких ис­точников информации, независимо от того, есть ли между журна­листами договоренность о сотрудничестве. Потребители продук­ции СМИ испытывают немалые трудности и дискомфорт, когда эти источники либо повторяют друг друга, либо, наоборот, резко расходятся в способах передачи и интерпретации событий.

Изучение типологии и системы СМИ предполагает выработку прогноза развития отечественной журналистики. Однако сделать это сегодня затруднительно. Для системы российской журналис­тики характерна, с одной стороны, тенденция к усилению ее внут­реннего многообразия, возникновению новых типов и отрядов СМИ, а с другой — после периода подъема, пережитого прессой в конце 80-х — начале 90-х годов, в ее деятельности стали прояв-

106

ляться симптомы кризиса: резкое усугубление производственно-экономических трудностей, падение политико-идеологического, морального и делового влияния, снижение профессионально-твор­ческого уровня, сокращение объема производства информации. С диалектической точки зрения это означает, что система печати пришла в состояние неустойчивости, обострились противоречия в ней самой и в связи с нею, нарастает неизбежность ее коренно­го обновления или замены другой, более жизнеспособной струк­турой.

Генетически и хронологически кризис печати совпал с крити­ческой фазой развития политической и экономической жизни в государстве. Существенно, что в политико-государственной облас­ти наблюдается не коллапс новой системы (она еще не успела обрести ясных очертаний), а последний этап разрушения прежней, доперестроечной модели, иначе говоря, кризис на почве утраты системности. Аналогичным образом и журналистика проходит че­рез завершающую стадию отмирания старых представлений, прин­ципов организации и методов работы.

Подобная ситуация уже встречалась в истории отечественной печати. В начале 1920-х годов кризис печати пришелся на момент выхода из разрухи после гражданской войны. Тогда возрождение прессы пошло по пути усиления материального, организационно­го и кадрового обеспечения сверху, со стороны партийно-государ­ственного руководства. Вывод из этого исторического урока за­ключается в том, что вместе со становлением и укреплением но­вого типа государства и общества сложился новый тип организации прессы, явившейся в итоге составным элементом жестко центра­лизованной системы управления и хозяйствования.

Можно прогнозировать, что выход современной журналисти­ки из кризиса в принципиальном плане будет зависеть от опреде­ления и стабилизации нового способа социального устройства. Должна подтвердиться общая закономерность, известная нам по изучению моделей прессы: социальная система «заказывает» соот­ветствующую ей систему средств информации, находит в ней свое отражение.