Смекни!
smekni.com

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса (стр. 32 из 72)

Вот только два примера. Один из них показывает, как журна­листика сопутствует и помогает успеху в общественной деятельно­сти, другой — как именно в публицистике реализуется творческий потенциал личности.

В предисловии издателя к автобиографии Уильяма Уайта гово­рится: «Несомненно, он был одним из самых известных и, веро­ятно, одним из самых любимых американцев своего времени. За полвека участия в общественной жизни Уайт стал влиятельной фигурой в республиканской партии... Он был уважаемым журна­листом и автором биографий, романов и рассказов... В 1912 г. он помог основать прогрессивную партию и на протяжении всей жизни оставался защитником социальных реформ и личных прав челове­ка... Но, может быть, наибольшую любовь к Уайту современникам внушало то обстоятельство, что он сделал все это, оставаясь изда­телем и редактором своей "Gazette" в родном городке Эмпория в Штате Канзас»14.

А вот как оценивает коллега профессиональную биографию классика отечественной публицистики известинца Анатолия Аг-Рановского, чей отец, кстати сказать, тоже работал в «Извести-

14 The Autobiography of William Allen White. 2nd cd. Lawrence (USA), 1990. P. ix.

123

ях», а брат известен и как высокопрофессиональный газетчик, ц как исследователь труда журналиста: «...Стал членом Союза писа­телей СССР, издал более двадцати книг, написал несколько по­вестей и киносценариев... Но, как и отец, до конца дней считал себя журналистом... Я порой поражался его привязанности к газете. Он мог бы совсем уйти в литературу. Но сделай он это, Аграновс­кий не был бы Аграновским».

Эти слова принадлежат перу Льва Толкунова, которому дове­лось поработать и фронтовым корреспондентом «Правды», и ре­дактором «Известий», и председателем правления АПН, и руко­водителем одной из палат Верховного Совета СССР — и потом вернуться на свой прежний пост редактора газеты. В более близкие нам годы Геннадий Селезнев, еще будучи студентом журфака Ле­нинградского университета, стал редактором областной молодеж­ной газеты «Смена», затем возглавлял «Комсомольскую правду», «Правду» — а после этого два срока подряд избирался председате­лем Государственной Думы.

Варианты построения карьеры, как видим, и в самом деле многообразны. Но во всех приведенных нами примерах ее фунда­ментом служат преданность и честное служение своей первой, журналистской профессии. Именно поэтому для подавляющего большинства сотрудников прессы более естествен изначально из­бранный путь корреспондента. Их карьера в меньшей степени свя­зана с административным ростом или достижениями в других сфе­рах деятельности - - главным образом она выражается в совер­шенствовании профессионального мастерства, открытии новых тем и новых граней своей личности, завоевании уважения аудитории и товарищей по цеху. Конечно, в редакционных кулуарах не явля­ются тайной и другие жизненные стратегии. Секреты восхождения к славе одного тележурналиста газеты описывали следующим об­разом: выгодно женился, причем не однажды, оброс связями, умеет держать удар, не краснеть, уверенно блефовать... Однако чтобы обучиться такому «искусству», не стоит поступать в классический университет.

Как и всякий результат напряженного труда, помноженного на природные способности, успех в журналистике заслуживает публичного оглашения и поощрения. Критериев оценки уровня спе­циалиста несколько, но в рыночной экономике главный среди них — заработная плата. В нашей стране исторически сложилось так, что рядовые журналисты никогда не относились к людям обес­печенным. «Условия труда были очень плохими, — так современ­ные исследователи оценивают обстановку в редакциях кониа XIX в. — Исключение составляла элита, имевшая свободный ре-

124

работы и высокие гонорары»15. За репортерскую строчку пла­тили от копейки до десяти. Признанный король репортажа В. Гиля­ровский получал по 5 копеек за строку, писатель Н. Лесков — 15 ко­пеек, А. Чехов — 20 копеек. Средний газетчик мог за год заработать 120—150 рублей, тогда как для сравнительно обеспеченной жизни в Петербурге требовалось около 2000.

В современной России нет точной статистики о величине жур­налистских доходов, им можно давать лишь сравнительные оцен­ки. Известно, однако, что это по-прежнему далеко не самый при­быльный род занятий, особенно в условиях кризиса печати, хотя, например, отдельные телезвезды зарабатывают тысячи долларов в месяц. Существенно разнятся доходы исполнителей и менеджеров: в некоторых изданиях главный редактор получает в несколько раз больше, чем литературный сотрудник. В среднем выгоднее рабо­тать в ежедневной прессе и информагентстве, чем в журнале или газете с редкой периодичностью выхода, но особенно велики раз­личия между крупными и малыми изданиями. Заработки на теле­видении в полтора раза ниже, чем в ежедневной прессе16. Во мно­гом сходные пропорции наблюдаются за рубежом. В США годовая зарплата опытного газетчика колеблется в интервале от 30 до 50 тыс. долл., что соответствует доходам среднего американского служа­щего. Доходы репортеров в малотиражной прессе чуть превышают 20 тыс., тогда как в изданиях с солидным тиражом достигают по­лутора сотен тысяч. Ставки в газете сравнимы с зарплатами в рекламном бизнесе, но меньше, чем в крупном журнале или служ­бах паблик рилейшнз. И конечно, «звезды» ведущих телекомпаний в год получают миллионы долларов.

Актами признания заслуг служат разнообразные премии и при­зы, присуждаемые журналистам в конкурсном порядке. У нас вру­чение престижных премий общенационального Союза журналис­тов приурочено ко Дню российской прессы (13 января). Предста­вители телевидения получают награды на фестивале «ТЭФИ». Региональные союзы журналистов проводят собственные конкур­сы. Кроме того, существует множество конкурсов, которые прохо­дят под эгидой ведомств, творческих союзов, общественных орга­низаций, заинтересованных в освещении их деятельности в СМИ.

Развивая отечественные традиции, имеет смысл внимательно изучить опыт других стран, где используется рейтинговая система °Ценки журналистских достижений по довольно жестким пара-

ь Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета 1880-х годов: исторические °собенности развития: Автореф. канд. дис. СПб., 2000. С. 16. "' Свитич Л. Г., Ширяева А. А., Колесник С. Г. Указ. соч. С. 34.

125

метрам. Например, в Америке принято публиковать списки наибо­лее отличившихся за год журналистов. Их квалификация оценива­ется по шкале в виде «звездочек» — от '/2 * до ****. Для репортера критериями качества труда являются прежде всего беспристраст­ность, точность и взвешенность, а также глубина информирова­ния, литературное мастерство и последовательность. Для обозрева­теля — достоверность содержания, регулярная публикация материа­лов, вызывающих общественный интерес, плюс глубина выводов и информации, доказательность и последовательность. Уровни каче­ства оцениваются как «хорошо», «очень хорошо», «блестяще» и, наконец, «исключительно». В справочниках по массмедиа против фамилии журналиста, попавшего в список лучших профессиона­лов, указывается количество «звездочек», которых его удостоили эксперты. Такими сотрудниками редакции особенно дорожат, их труд оплачивается выше, чем работа менее именитых коллег.

К журналистскому сообществу применимо понятие «элита». Эта тема слабо разработана в литературе. Между тем, очевидно, что, как и всякая корпорация, журналистский корпус делится на основную массу профессионалов и «верхушку» — признанных мэтров публи­цистики, главных редакторов и других менеджеров. Они постоянно общаются с ведущими представителями политики, бизнеса, искус­ства, армии и нередко фактически входят в их круг. Элита отличает­ся от рядовых коллег по уровню известности, режиму работы, дохо­дам, образу жизни. Характерно, например, что наряду с общими для всех журналистов объединениями, построенными на самых де­мократических началах, в столице и регионах образуются клубы глав­ных редакторов, для них даже создан специальный журнал с таким названием. Различия возникают объективно, но их опасно увели­чивать и подчеркивать. Журналистика зиждется на корпоративной солидарности, изоляция от товарищей может свести на нет успех, для достижения которого было потрачено немало сил.

Отдельную группу составляют владельцы СМИ. Среди них не­мало людей, которые никогда не были связаны с прессой профес­сионально и не стремятся к этому. Их надо относить к членам пред­принимательской, а не журналистской корпорации. В более слож­ном варианте собственник одновременно является и редактором, а то и автором своей программы или издания. Таков, например, Павел Гусев — главный редактор «Московского комсомольца» и фактический владелец мощной информационно-финансовой груп­пы, председатель правления Союза журналистов Москвы. Он гово­рит, что считает себя журналистом, поскольку несколько раз в год выступает в прессе. Однако главный свой талант Гусев видит в мас­терстве редактора. При этом по образу жизни он подобен другим

126

очень состоятельным бизнесменам, отнюдь не сотрудникам своих редакций: ездит в бронированном автомобиле, при двух охранни­ках, увлекается дорогостоящей охотой на африканских хищников и т.п. Так что если причислять его к элите, то все-таки к предпри­нимательской.

Организации журналистов. Консолидации работников СМИ, выражению и отстаиванию их интересов служат объединения, со­здаваемые на добровольной, профессионально-творческой основе.

Первые в отечественной истории шаги к организационному сплочению работников прессы делались еще в прошлом столетии. В 1905 г., на волне демократического подъема, стали создаваться всевозможные союзы журналистов, редакторов, издателей, и тог­да же прошел первый всероссийский съезд писателей и журнали­стов. В дальнейшем попытки объединиться в союзы неоднократно повторялись, особенно в годы революционных событий, но они не приносили прочных результатов. В послеоктябрьской стране Всероссийский съезд советских журналистов собрался в 1918г. Как вспоминали современники, его идейно-политической платформой явилась опубликованная незадолго до того статья Ленина «О ха­рактере наших газет». Но деятельность возникшего тогда объедине­ния также вскоре прекратилась. На постоянной основе стал рабо­тать только Союз журналистов СССР, созданный в 1959 г. Он стро­ился, в соответствии с духом времени, как централизованная, монолитная организация.