Сходные по результатам процессы происходят и в СНГ. Несмотря на то, что Межпарламентская ассамблея тратит много усилий на выработку и осуществление единой информационной кон-Чепции для стран Содружества, практика далеко не всегда идет по этому пути. На «положительном» полюсе находится межгосудар-Ственная телекомпания «Мир», которая выпускает передачу «Вме-Те». Благодаря ведущим — группе молодых журналистов из разных СтРан СНГ — студия стала местом встречи, знакомства, дискуссий ^я жителей некогда единого, а теперь разделенного границами
ъ. 179
сообщества. На «отрицательном» полюсе — перерывы или прекращение вещания по финансовым причинам российских каналов ОРТ и РТР в республиках Закавказья, где население по-прежнему считает эти компании «своими».
Интеграцию надо рассматривать не только в планетарном, ме>к-государственном или национально-государственном масштабе Социальной системой, нуждающейся в информационных скрепах являются, например, межрегиональные территориальные комплексы. Новый импульс их внутренней консолидации через прессу должно придать создание в России федеральных округов. Закономерно, что в Северо-Западном округе вскоре после его образования сформировалась Ассоциация СМИ Северо-Запада, в которую вошли руководители газет и телерадиокомпаний из 11 субъектов федерации. Они договорились о регулярном творческом обмене и выполнении совместного телевизионного проекта.
Объединяющее значение журналистики хорошо видно на примере национальной прессы, издаваемой за рубежом, или эмигрантской прессы. Это не очень хорошо известная широкой публике, но весьма активная участница культурной, социальной и политической коммуникации. Она предстает в различных вариантах.
Как пресса диаспор она предназначена главным образом для более или менее широкого круга бывших соотечественников, соплеменников, живущих в чужой стране. Значение таких периодических изданий для поддержания единства этнической общины трудно переоценить. Не случайно многие из них существуют десятилетиями, как газета «Русский голос», основанная в Нью-Йорке еще в 1917 г. Всего в мире насчитывается 2000 изданий для выходцев из России (в одной Америке их около 200), в СНГ — приблизительно 5000. Заметными явлениями мировой и национальной культуры стали такие крупные газеты, как парижская «Русская мысль», нью-йоркская «Новое русское слово» (около 2 млн читателей), сиднейская «Австралиада» и др.
Чрезвычайно многочисленна и широко распространена русскоязычная пресса в Европе. Ее расцвет пришелся на 20—30-е годы, когда государства старого света приняли у себя мощную волну эмиграции из Советской России, в том числе писателей и публицистов. Нечто подобное произошло и на Востоке, прежде всего в Китае. Новый подъем прессы диаспор связан с эмиграцией в последней трети XX в., усилившейся сначала по политическим причинам, а затем, с либерализацией российской политики, в связи с возмо#' ностью свободного перемещения граждан через границы. В Герм3' нии, куда после падения Берлинской стены переселились сотни тысЯ1 одних лишь этнических немцев из числа бывших советских
180
успел сложиться рынок русскоязычной прессы. Корреспонденты нала «Cpeda» обнаружили там еженедельник «Русская Германия», «Нашу газету» для евреев, «Христианскую газету» для представителей, соответственно, другой конфессии, газету «Факты» для украинцев, а также полный спектр специализированной периодики, включая юмористический «Самовар». Издания общин теперь выходят не только в европейских столицах, но и в провинциях. Например, в финском городе Тампере выходит газета «Русский свет». Ее издателем является городской Русский клуб (характерно, что при материальной поддержке правительства Финляндии), и содержание публикаций слу-лсит прямым продолжением его просветительской деятельности.
Иные цели издавна ставила перед собой печать политической эмиграции. Она стремилась самым энергичным образом воздействовать на общественную жизнь покинутой родины. Здесь уместно вспомнить Герцена с его «Колоколом», доносившим вольное слово до всей думающей интеллигенции в России, «Искру» Ленина, из-за рубежа практически создававшую на родине социал-демократическую партию, и другие исторические примеры. В этом ряду, хотя и с принципиально другой идейной ориентацией, стоит журнал «Континент», выходивший в Париже под редакцией В. Максимова в конце XX в. Особую роль в системе зарубежных СМИ играют русские службы радио, которые в течение десятилетий вещают на нашу страну и зарубежную диаспору: Би-Би-Си, «Голос Америки», «Немецкая волна» и др. Созданные, как правило, в годы «холодной войны», они активно участвовали в идеологическом противоборстве различных политических лагерей и в этом качестве служили центрами духовного сплочения оппозиционно настроенных советских граждан. В новые времена на передний план выступает их потенциал культурной консолидации в национально-этническом и планетарном масштабах. Например, Би-Би-Си транслирует выпуски хроники текущих событий «Глядя из Лондона», программу «Радиус», предназначенную для жителей бывших советских республик, журнал «Парадигма», посвященный вопросам науки, истории мысли и культуры, журнал о жизни в Великобритании и т.д. При этом Многие передачи выходят на волнах «Радио России» и региональ-^ьк компаний в Волгограде, Калининграде, Новгороде, Ростове иДругих городах. Из Москвы, со своей стороны, для заграничной аУДитории работает канал иновещания «Голос России».
По инициативе ИТАР-ТАСС в конце 1990-х годов была создана всемирная ассоциация русской прессы. В ее конгрессах, проводимых в РОССИИ и зарубежных столицах, принимают участие представители ^сятков стран. Ассоциация ставит перед собой задачи сформировать еДиное информационное пространство для русскоязычных СМИ,
181
распространять объективные сведения о сложных и неоднозначных процессах, происходящих в России, получать столь же достоверную информацию о положении русской диаспоры за рубежом и, что особенно примечательно в культурологическом отношении, сохранять и развивать русский язык как универсальное средство интернационального общения9. Как видим, эти задачи связаны между собой идеей сплочения рассеянных по свету соплеменников.
Функция интеграции нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия, в особенности по чувствительным вопросам собственности на средства производства, личной безопасности граждан, межконфессиональных взаимоотношений и т.п. В России наших дней, на фоне раздирающих страну конфликтов (к возникновению которых причастны экстремистские или недальновидные СМИ) эксперты предлагают рассматривать журналистику как своего рода согласительную комиссию, подготавливающую общественное мнение к оптимальным и бескровным решениям. На терминологически более строгом языке это называется соблюдением баланса интересов.
Проиллюстрируем сказанное ссылкой на освещение в отечественных изданиях палестино-израильского конфликта в момент его резкого обострения в 2000 г. Тогда мировое сообщество было озабочено поиском компромиссного разрешения взрывоопасной ситуации, дипломаты из самых влиятельных держав тратили огромные усилия на налаживание спасительных переговоров. В их число входила и Россия, у которой на Ближнем Востоке есть непосредственные национальные интересы. Но, вопреки этой тенденции и официальной политике государства, популярная в интеллигентской среде газета проявила явную односторонность. С ее страниц о руководителе одной из конфликтующих сторон говорилось в таких выражениях, как «омерзение», «многоопытный и очень талантливый убийца», а о действиях российского правительства — «стыдно», «двуличие» и т.п. Подобные акции не подлежат осуждению с точки зрения свободы высказывания личного мнения. Однако они отражали не взгляды одного человека, а типичную линию поведения прессы. По наблюдениям западных журналистов, московские СМИ в целом заняли более воинственную позицию, чем в других государствах. Если «опрокинуть» эту тенденциозность на внутреннюю ситуацию в России, с ее многонациональным населением, то станет понятно, что преС' са сослужила плохую службу своей стране. Она дополнительно ра°' паляет и без того незатухающие межэтнические противоречия.
9 Баркина Л. Н. ИТАР-ТАСС и соотечественники за рубежом: создание & мирной ассоциации русской прессы//Журналистика в 2000 году: реалии и ПР° гнозы развития. Ч. 1/Отв. ред. Я. Н. Засурский. М., 2001. С. 17—19.
182
Духовная консолидация станет реальностью, если в ее основе будут лежать общепонятные и общепринятые ценностные категории. g этой связи иногда говорят о национальной идее. Однако в постсоветской России, которая с трудом обретает новый путь развития, выдвигать единую идею-ориентир, вероятно, преждевременно. Вместе с тем пресса все же оперирует некоторым набором понятий, которые выражают ее отношение к событиям в политической, гражданской сфере. В 1990-е годы исследователи петербургского Института социологии установили, что в российских изданиях сформировался устойчивый блок таких ценностей-лидеров: справедливость, безопасность, стабильность, порядок, свобода и равенство. Они чаще всего упоминаются и в национал-патриотических, и в либеральных, и в коммунистических газетах. Но в зависимости от своих идейно-политических ориентации издания вкладывает различные, иной раз противоположные смыслы в согласованный, казалось бы, набор категорий. В результате в обществе укрепляется не согласие, а инерция нетерпимости и вражды. Характерно также, что слабо выражены цели социального прогресса, во имя которых газеты ведут между собой полемику. Так, свобода — это, по большей части, отсутствие внешних ограничений, а не внутренняя раскрепощенность, не свобода человеческого духа, которая превыше всего ценилась публицистами-гуманистами прежних эпох. Чтобы подняться до такого понимания ценностных категорий, журналистам необходима зрелая культура теоретического, научного мышления.