Смекни!
smekni.com

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса (стр. 48 из 72)

Во-первых, столетиями идущие в мире идеологические войны в самом деле породили технику навязывания населению взглядов, которые выгодны их распространителю. В этом преуспели и прави­тельства, и оппозиционные силы, и так называемый свободный мир, и коммунистические режимы. Но если исходить из данного факта, то нужно разделять пропаганду на несколько видов. Она бывает «белой» (когда открыто оглашаются источники и цели воз­действия), «серой» (когда реальные источники и цели прячутся тем или иным способом) и «черной» (когда осуществляется, по сути, скрытое психологическое наступление на аудиторию).

Во-вторых, по инерции пропаганду относят лишь к политико-идеологической сфере. В этом качестве, с немалой долей условнос­ти, ее «изобретателем» считают Наполеона, который стал извес­тен французам благодаря написанным им текстам в поддержку идей революции и в дальнейшем использовал прессу для реализации своей политики с такой же настойчивостью, с какой укреплял военную мощь страны. Но пресса эффективно изменяет мировоз­зрение населения и в области экологии, художественной культу­ры, здравоохранения и т.д. Вряд ли кого-либо смутят словосочета­ния «медицинская пропаганда» или «научно-техническая пропа­ганда». В неполитизированных областях общественной жизни тенденциозность встречается реже, чем там, где идет борьба за власть. Здесь, однако, нельзя не вспомнить о явлении социологи­ческой пропаганды (в англоязычной литературе встречается выра­жение propaganda of the deed — пропаганда действием). Так исследо­ватели обозначают навязывание идей и взглядов через демонстра­цию «нейтрального», житейски-обыденного материала. Например, вера в преимущества капиталистического строя проникала в разви­вающиеся страны благодаря западным кинофильмам и телепрограм­мам, где одним из главных «героев» выступала благополучная вещест-

187

венно-бытовая среда. Серьезный потенциал социологической про­паганды заложен в рекламе потребительских товаров.

В-третьих, недоброе отношение к пропаганде возникает в слу­чае, когда ошибочно трактуется ее содержание. В определении, дан­ном нами выше, на первом месте стоят знания, тогда как зачас­тую толкователи сосредоточиваются на оценках, идеях, мнениях и т.п. Да и сами по себе идеи могут рождаться либо как результат объективного изучения действительности, либо как надуманная или фальсифицированная версия реальных обстоятельств. «Белая» пропаганда в прессе настояна на подтвержденных наукой знани­ях, и она никак не может быть причислена к разряду социального зла. Ее содержание и цель как нельзя более точно характеризуются словом «просвещение». В совсем недалекие годы колоссальным спро­сом у наших соотечественников пользовались научно-популярные журналы как естественнонаучного, так и гуманитарного профиля («Наука и жизнь», «Знание — сила», «Вокруг света» и др.). Сегод­ня их потеснили публикации самозваных прорицателей, «магов и волшебников». Вот для наглядности некоторые из их несбывшихся предсказаний, собранные критиками публичного шарлатанства: космическая станция «Мир» упадет на Париж, в 1991 г. Горбачев и Ельцин помирятся, что приведет к победе перестройки, некото­рые участки земной коры опустятся и уйдут под воду... Появление псевдонаучных статей в корне противоречит назначению пропа­гандистской деятельности в прессе, которое заключается в том, чтобы развивать аудиторию, помогать ей осмысливать явления и проблемы, давать необходимый для этого материал.

Дополнительно осложняют отношения СМИ и пропаганды различия, которые существуют между национальными стандарта­ми журналистской деятельности, а также между теоретическими школами. Если исповедовать принципы информативной прессы («только факты»), то придется признать недопустимым идейное вли­яние на аудиторию. Так, современный русский писатель-эмигрант утверждает, что у Ленина мы не найдем статей, которые в соответ­ствии с традиционными задачами журналистики предназначались бы для объективного освещения какого-либо события или пробле­мы. Все его статьи носили пропагандистский характер, поэтому не приходится считать его журналистом. Спорным представляется пол­ное отрицание у Ленина объективности (как и всякое абсолютное суждение). Приведенная мысль сама тенденциозна и политико-идео-логична. Но главный для нас интерес в этом примере связан со ссыл­кой на «традиционные задачи». Называя газету пропагандистом, агитатором и организатором, Ленин как раз закладывал основы но­вой традиции в журналистике. Он полемизировал с распространен-

188

ным и сегодня взглядом на печать как на бесстрастное зеркало дей­ствительности. Излишне послушное следование этим догматам заво­дит некоторых аналитиков в ловушки, из которых приходится выби­раться с помощью формально-логических ухищрений. Так, в учеб­ном пособии по социологии СМИ, выпущенном в одной из скандинавских стран, признается, что партийная пресса содержит политически аранжированные комментарии к событиям. Отличие комментариев от пропаганды заключается якобы в том, что пер­вые открыто нацелены на убеждение, тогда как вторая маскирует­ся под донесение до читателей информации. Пожалуй, ситуация стала бы понятной и адекватной практике, если бы автор прямо признал факт журналистской пропаганды.

Агитация (от лат. agitatio — приведение в движение) представ­ляет собой воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула. Она побуждает к практическому действию, нередко указывая на объект и способ приложения сил. От пропаганды агитация отлича­ется меньшим размахом теоретических обобщений, большей кон­кретностью материала и оперативностью.

Отличается она и по объекту воздействия. Если вернуться к аналогии структуры сознания со строением атома, то импульс аги­тационного влияния окажется направленным на «оболочку». В этом качестве выступает общественное мнение. Это наиболее подвижная, изменчивая компонента сознания. Есть у него и другие характер­ные черты. Так, ему свойственны ситуативность и реактивность: общественное мнение формируется как реакция, отклик на конк­ретный повод — событие, личность, актуальную проблему и т.п. — и выражается в отношении к нему. Оно значительно богаче, чем мировоззрение, насыщено эмоционально-чувственными и воле­выми компонентами, настроениями, хотя в целом было бы невер­но вводить жесткое разделение на рациональное ядро и иррацио­нальное мнение. Общественное мнение относительно легко подда­ется внешнему воздействию и меняется даже вопреки глубинным основаниям сознания, заключенным в мировоззрении.

В новейшей литературе общественное мнение рассматривается не только как структурный элемент сознания, но и как определен­ное его состояние, срез, проявление. С этой точки зрения особенно отчетливо видно, что мнение и мировоззрение, мироощущение не­разрывно связаны между собой, и разделяются они скорее на уровне теоретического анализа, чем в своем реальном функционировании. По этой причине пропаганда и агитация на практике все теснее переплетаются. В самом деле, когда информационная телепрограмма Из раза в раз сообщает о хозяйственных успехах в родном городе,

189

она, весьма вероятно, таким образом агитирует за губернатора как участника избирательной кампании. Но параллельно в сознание на­селения вносятся принципиальные положения его программы. Та в свою очередь отражает некую политическую идеологию, будь она либеральной, центристской, социалистической или какой-то иной. Роднит данные функции и способ их проявления — воздействие через текст на сознание, общественное мнение, настроение аудито­рии. Не случайно в литературе встречается собирательный термин — агитационно-пропагандистская функция.

Организационная функция «устроена» во многом по-другому. Она непосредственно нацелена на достижение определенных сдвигов в социальной практике, в поведении социальных групп, организаций, людских масс. Добиваться эффекта такого рода можно с помощью публикации (например, предлагая рекомендации по устранению недостатков в деятельности какой-либо службы), и тогда организа­ционное воздействие предварительно проходит через сознание ауди­тории. Но опыт прессы доказал возможность и другого пути — через организацию непосредственного общения и взаимодействия людей.

Сама по себе многоплановая деятельность по выпуску перио­дического издания объединяет ее участников, причем не только редакцию, но и массу других, внередакционных сотрудников. Этот потенциал целенаправленно использовал Ленин, когда в начале XX в. сделал газету «Искра» организационным центром создания своей партии. Заложенные им теоретические основы и традиции нашли продолжение в практике советской журналистики. Она из­вестна такими, например, крупными акциями, как организация соревнования фабрик и заводов в 20—30-е годы, всенародной по­мощи фронту во время Великой Отечественной войны, шефства над гигантскими промышленными стройками в послевоенные де­сятилетия и др. Во всех подобных случаях редакциям принадлежала не только первоначальная инициатива, но и координирующая роль при организации совместной деятельности участников кампании.

Эту роль не «отменили» социально-политические реформы в новой России. Она служит естественным продолжением активнос­ти публициста, который стремится добиться наибольших практи­ческих результатов. Журналистка «Литературной газеты» Л. Графо-ва напечатала, по ее словам, не одну сотню статей о бедственном положении беженцев, но поняла, что одними публикациями делу не поможешь. Тогда она создала и возглавила комитет помоши беженцам «Гражданское содействие», затем — координационный совет того же профиля «Форум переселенческих организаций»» чтобы наладить поставки жертвам миграции одежды, лекарств, денег и т.п. Разумеется, корреспондентская работа при этом не