Смекни!
smekni.com

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса (стр. 58 из 72)

Решение сугубо производственных вопросов, в конечном сче­те, восходит к гражданскому самоопределению редакционного кол­лектива и отдельного корреспондента. Как на прикладном рабочем уровне «расшифровывается» следующее бесспорное суждение: «рос­сийская пресса в большом долгу перед обществом, поскольку не проявляет себя как серьезный институт дискуссий... Наши СМИ не осознают себя институтом гражданского общества. Они осознают себя институтом установления власти журналистов...»?20 Основания для таких выводов дает анализ выбора героев публикаций, круга обще­ния, источников сведений, тематики материалов. Рассмотрим, в част­ности, положение дел с источниками информации. В идеале их струк­тура должна отражать способность прессы к контролю состояния всей общественной среды, а не отдельных ее элементов, прежде всего официальных. Исследователи проводят замеры степени откры­тости для прессы социальных структур. По 5-балльной шкале орга­ны законодательной и исполнительной власти получают оценку 2,1—2,4; государственные предприятия и учреждения — 2,3; пра­воохранительные и судебные органы — 1,9; коммерческие и фина-совые структуры — 1,6—1,7; а частные лица — 3,1.

" Рац М. Контроль гражданского общества за открытостью власти: контексты 11 рамки//Контроль гражданского общества за информационной открытостью влас-тч: теория и практика/Сост. И. Дзялошинский. М., 1998. С. 18.

20 Засурский Я. Российская пресса как институт гражданского обшества//Там *е. С. 28.

'5-2802

225

Обращает на себя внимание, что индексы открытости в сред, нем невысоки. Однако помимо законных претензий журналистов к держателям информации из сравнения данных следуют и другие выводы. Во-первых, государственные органы, на закрытость кото­рых по инерции чаще всего сетуют корреспонденты, уступают паль­му первенства по этой части финансовым и коммерческим фирмам. Значит, особенно ощутимым препятствием для социального конт­роля становится покров коммерческой тайны, кстати сказать, очень расплывчато отраженной в законодательстве. И далее: сюда, на мало доступную общественности зону следует разворачивать прожектор гласности. Во-вторых, охотнее всего в контакт с прессой вступают частные лица, которые, как мы убедились, редко становятся персо­нажами публикаций. Застарелая привычка питаться сведениями из официальных источников сужает горизонт СМИ как социального контролера, затрудняет их функционирование в этом качестве, а то и превращает их в информационный придаток системы власти.

При всей кажущейся умозрительности выводов такого рода они находят подтверждение в стилистике, тональности выступлений и репутации изданий. Прислушаемся к ответу журналиста В. Костю-ковского, недавно ушедшего из «Известий», на вопрос коллеги о том, лучше или хуже стала эта газета по сравнению с прежними годами:

— Хуже. Это качественная, именно респектабельная, умеренно бур­жуазная, основательная газета. Но из нее почти ушло все чисто «известинское», то, что развивалось и бережно культивировалось много лет... Даже в суровые партийно-советские времена... приори­тет в газете был за тем, что сейчас называется общечеловеческими ценностями. Человек, его поступки, его душа, его права, колли­зии, в которые он попадает.

Критическая саморефлексия опытных профессионалов укреп­ляет в мысли о том, что журналистская корпорация в состоянии не только установить симптомы эпидемического заболевания асо-циальностью, но и приступить к самоизлечению. В союзе с агента­ми гражданского общества оно могло бы выступить с инициати­вой создания органов неадминистративного контроля за взаимо­отношениями СМИ с гражданами и социальной средой — подобно тем советам по печати, наблюдательным советам на телевидении, институту третейского суда, которые с успехом действуют в Кана­де, ФРГ, Швеции и других странах. Опыт соседней Эстонии, ° котором стало известно участникам VI Мирового конгресса ICCEES, показывает, что органы общественного регулирования эффективны даже в отсутствие у прессы правового статуса. В тече­ние 1990-х годов Эстонский совет по печати (EPS), созданный №

226

корпоративной основе ассоциациями журналистов, издателей, вещателей и потребителей, рассмотрел более 200 конфликтных дел, руководствуясь одним лишь этическим кодексом. Россия на­ходится в выигрышном положении, поскольку на ее территории действует общенациональное законодательство о СМИ.

Глубина и масштабы кризиса печати в России заставляют пред­положить, что коренной трансформации способа видения мира при­дется ждать уже от следующей генерации профессионалов, а не от нынешней, деформированной годами противоестественного «пере­ходного» существования. «В принципе, надо потихоньку... создавать новое поколение журналистики», — говорит в своих размышлениях на эту тему председатель Фонда защиты гласности А. Симонов.

Нельзя в очередной раз не увидеть, что колоссальная нагрузка и ответственность ложатся на систему образования сотрудников СМИ. Спрямленность и прагматическая упрощенность задач в об­разовании порождают столь же однолинейное, технократическое понимание специалистами их обязанностей. И наоборот: осознать смысл контроля как сбережения здорового самочувствия общест­ва способны люди, приученные к непрерывной критико-аналити-ческой работе, в частности к объективной самооценке в свете зап­росов социальной ситуации.

На одной из дискуссий о свободе печати и построении граж­данского общества исследователи духовного мира современной России поставили на повестку дня именно содержание професси­онального образования журналистов. Перспективы его совершен­ствования они связывают с саморефлексией, направленной на средства деятельности, что в наших условиях предполагает смену господствующей ментальное™ критическим мышлением. Присут­ствующие газетчики выдвинули альтернативу: рассматривать пред­ложения по изменению законодательства, апелляции к различ­ным социальным группам и правительству — то есть искать реше­ние своих проблем вовне, а не внутри профессиональной корпорации. Так в действительности сталкиваются два подхода к усилению социально-контрольной эффективности журналистики. Один из них обозначается формулой «больше готовности к мис­сии», другой — «больше полномочий».

Борьба за дополнительные полномочия представляет собой Движение по короткой прямой, на финише которой находится обладание официальной властью. Резервы саморегулирования в корпорации и критической саморефлексии работника неисчерпа­емы, эти методы точно соотносятся с концепцией самоуправляе­мого гражданского общества и гарантируют, что пресса откажется от чуждых ее природе властных амбиций.

227

15'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОЙ I

ПРАКТИКИ I

Свобода печати и журналистской деятельности

Как всякая деятельность, развивающаяся в соприкосновении с обществом в целом и его разнородными элементами, журналис­тика не может не подчиняться определенным нормам и правилам. Она оказывает сильное влияние на течение социальных процес­сов, а также на жизнь конкретных людей, и именно поэтому необ­ходимы механизмы, более или менее строго регулирующие ее ак­тивность. Регулирование осуществляется как извне, так и изнутри системы СМИ. Ключевым понятием для решения вопроса о том, что дозволено прессе и что не допускается, является свобода печа­ти—в такой формулировке данный вопрос уже не одно столетие ставится в литературе и общественной практике.

Свобода печати принадлежит к числу необычайно сложных и противоречивых явлений, она стоит в одном ряду с такими вели­кими ценностями цивилизации, как свобода духа, мысли, совести. Все завоевания культурной эволюции человечества реализуются при участии средств информации. Данная взаимосвязь отражена в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.:

«Каждый человек имеет право на свободу своих убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспре-пятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, по­лучать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

228

Сходное положение включено и в ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, к которой Россия при­соединилась как член Совета Европы. Свобода печати производна от изложенных в этих документах прав личности, в известном смысле она — средство их реализации. Однако конкретным поводом для дискуссий и даже вооруженного противоборства чаще всего оказы­вается именно она. Одна из причин состоит в том, что в проблеме свободы печати находят концентрированное выражение как взгляды на гражданские права, так и социальные интересы. Другая причина заключена в том, что пресса на любом отрезке времени существует в конкретном социальном контексте, который оказывает решающее влияние на способы журналистской деятельности и меру ее свободы. Наконец, имеются различные подходы к анализу данного явления (философский, политический, экономический и др.).

Мы рассмотрим несколько концептуальных подходов к свободе печати, порожденных разными социально-историческими обсто­ятельствами и факторами. Подчеркнем, что перед нами, прежде всего, теоретические построения, ни одно из которых не может быть директивно запрещено или, наоборот, возведено в ранг гос­подствующего. Неверно также полагать, будто какой-либо способ рассуждений окончательно отмирает по истечении своего времени. Нет, любой из них остается в научном багаже, более того — в общественном сознании одновременно существуют и противо­стоят друг другу полярные суждения о свободе деятельности СМИ. Исторически лозунг свободы печати возник на исходе средних веков, фактически — синхронно со становлением журналистики как особого социального института. Специалисты считают рубеж­ным этапом самый конец XVII в., когда английский парламент отменил закон о выдаче королевской властью лицензий на изда­тельскую деятельность, — так была ликвидирована база и для мо­нархической монополии на печать, и для цензуры, и для взяток чиновникам'. Но этому акту предшествовала глубокая, идущая с античных веков традиция размышлений и споров об идейных и политических свободах, о правах личности и ее взаимоотношени­ях с обществом. Традиция не пресеклась и на последующих этапах истории. Корень вопроса выражен, например, в произведениях рус­ского философа Г. П. Федотова, который писал: