Смекни!
smekni.com

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса (стр. 72 из 72)

280

позицию метатеории, вбирающей в себя все прочие дисциплины, господствующей над ними как общее над частным (если продол­жить логику — то как настоящее знание над второсортным). В качест­ве обоснования выдвигаются тезисы о том, что человечество всту­пает в век коммуникаций, что лавинообразно возрастают техни­ко-технологические возможности обмена информацией и что такова магистральная линия развития гуманитарных наук за рубежом. Уже прозвучали утверждения, будто бы объектом теории журналисти­ки и предметом преподавания на факультетах журналистики явля­ется текст в самом широком его понимании (веками считалось, что в центре внимания педагогической школы стоит личность, на которую направлены процессы воспитания, образования и обуче­ния; она же, личность журналиста, представляет собой главную творческую силу прессы). Естественным образом далее следует пред­ложение включить в учебные планы обширный комплекс так на­зываемых коммуникационных дисциплин: общая теория комму­никаций, теория массовых коммуникаций, коммуникационный менеджмент, коммуникационный аудит, методика коммуникаци­онных исследований и др. Если учесть, что «вместительность» учеб­ного плана небеспредельна, такая реорганизация произойдет за счет умаления других, давно освоенных высшей школой дисцип­лин. Тем самым уже на уровне сознания молодых специалистов возникнет смещение профессии в сторону информационно-ком­муникативной роли. По типу ситуация аналогична тому, как у со­ветской журналистики была искусственно отъята экономическая роль, а в новое время материальные интересы подавили идейно-нравственные принципы.

Иллюзорность коммуникационной парадигмы как централь­ного направления прорыва к вершинам прогресса определяется рядом обстоятельств. Обратим внимание на подмену тезиса, по аналогии с известным логическим упражнением: из утверждения о том, что Иван есть человек, не следует, что все человеки — Иваны. Журналистика есть коммуникация, и в этом качестве ее необходимо интенсивно исследовать, развивать и преподавать (что, собственно, и делается в рамках множества существующих дисциплин). Ошибка кроется в попытке объявить, что вся журналистика умещается в гра­ницах и понятиях коммуникации. Нереалистично признавать менее существенным или несамостоятельным ее значение как творческой деятельности по созданию интеллектуальных, политических, эсте­тических и иных ценностей, как института общественного само­управления, как отрасли производства и т.д.

Сосредоточиваясь на посреднических функциях журналиста при потоках информации, мы воленс-ноленс снижаем его социальный

281

и творческий статус. Теряют актуальность труды великих мыслите­лей, которые на протяжении столетий отстаивали свободу духов­ной самореализации личности в прессе, да и традиции отечествен­ной публицистики, обогатившей мировую культуру своим содер­жанием, оказываются за скобками компьютерно-посреднического сверхнового журнализма. Правда, в дискуссиях называется и более активное участие журналиста в коммуникациях — управление ин­формационными потоками. Но это уже крен к иному способу мыш­ления, тому, который допускает, что репортерам дозволено рас­поряжаться сознанием и поведением граждан, делать за них граж­данский или житейский выбор и т.п. В обоих случаях равноправие личностей публициста и мыслящего читателя оказывается как бы неуместным излишеством.

Один из самых ходовых аргументов в пользу решительной лом­ки традиций состоит в ссылках на практику: сегодняшний журна­лист нередко по совместительству становится пиарменом и рекла­мистом (т.е. коммуникатором в собственном смысле слова) . Это довод скорее ущербный, чем сильный. Практика неблагополучной прессы вряд ли должна приниматься за эталон, особенно если она идет вразрез с действующим законодательством и этическими ко­дексами, которые либо не включают пиарменов и рекламистов в разряд журналистов, либо запрещают такое совмещение видов деятельности.

В самом деле, при коренном различии этих специальностей в целях и способах освоения действительности их соединение в од­ном лице ведет к размыванию профессиональной самоидентифика­ции — сначала в головах работников, а потом и в их практике. Тому немало способствуют теоретические «изобретения», встречающиеся в новейшей литературе. Так, согласно учебному пособию по рекламе и связям с общественностью, заметки в первой русской газете «Ве­домости» были не чем иным, как политической рекламой (значит, Петра I надо считать основоположником политических технологий, а не печатной журналистики в России). Цель журналистской дея­тельности (и паблик рилейшнз тоже) сводится в этом пособии к формированию общественного мнения, что, как давно признано наукой, является, по меньшей мере, недостаточным определени­ем. В итоге не приходится говорить о существовании разных соци­альных институтов, специальностей и моделей профессиональной квалификации. Общество, таким образом, не приобретает допол­нительные институты, а лишается их разнообразия.

Аргумент «ссылка на практику» ненадежен еще и потому, что под практикой разумеется нынешняя конъюнктура в производстве массовой информации. Вместе с тем теоретиков не в меньшей сте-282

пени должна занимать преемственность культуры, или неразрыв­ность связи прошлого, настоящего и будущего. В частности, буду­щее мы не только встречаем как закономерно возникающую ре­альность, но и выбираем, моделируем и приближаем, исходя из своих концептуальных представлений. Наступление нового тыся­челетия совпало с моментом цивилизационного скачка, который предстоит сделать человечеству. Оно вынуждено переосмысливать прежние доктрины, касающиеся его взаимоотношений с приро­дой и космосом, контактов между этносами и поколениями, прин­ципов морали и политики, ресурсной базы социального прогресса и общения между элитами и массой и т.д. В этих условиях пресса может стать форумом мысли, нацеленной на решение проблем мировоззренческого порядка, подобно тому, как это было в преж­ние века. Но тогда и от журналистов потребуются качества, отлич­ные от умения дирижировать потоками сообщений и оперировать компьютерными базами данных. Их квалификация должна вклю­чать в себя способность мыслить категориями социальной филосо­фии, культурологии, социологии и других гуманитарных наук, что, конечно, влечет за собой усиление этого блока в учебных планах университетов.

Сказанное выше не надо понимать как отрицание свежих взгля­дов на журналистику и учебный процесс. Наоборот, все действи­тельно ценное в теории и опыте прессы будет год от года попол­нять «копилку» университетских кафедр. Разумеется, меняются и студенты, они вырабатывают собственные, порой весьма ориги­нальные суждения о том, какое место журналистика занимает в культурном, идеологическом, экономическом контексте времени. Получаемое ими университетское образование рассчитано на то, чтобы выпускники, кроме производственно-технологической сто­роны журналистики, неизменно видели в ней предмет исследова­ния, дискуссий и все более глубокого познания. Таким образом, изучение нашей дисциплины становится началом долгой и увле­кательной работы мысли.