Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации в помощь организации движения квн среди учащейся молодежи (стр. 10 из 12)

Музыкальный конкурс подразумевает использование юморис­тических элементов в музыкальной подаче. Составляющим эле­ментом данного конкурса являются, в основном, музыкальные пародии. Возможно использование других форм (музыкальная эк­сцентрика, создание музыкальных композиций и т.д.).

Пародии в КВН — это одно из важных составляющих репер­туара многих конкурсов. Ярче всего использование пародий про­является в музыкальном конкурсе. Работа здесь может вестись по следующим направлениям:

1. Текст пародии. У команд есть прекрасная возможность пока­зать все ляпы, погрешности и глупости, проскальзывающие в текстах песен звучащих с эстрады. Один из вариантов работы с текстом это, собственно, и есть литературная пародия. Другой вариант: написать на избранную мелодию совершенно другой (естественно, смешной) текст, не имеющий никакого отношения к первоначальному варианту.

Работа с текстом пародии:

Обрабатывая и переделывая исходный текст, важно помнить о некоторых правилах.

За основу пародии берется известная и узнаваемая песня. Здесь есть два варианта.

Вариант первый: выбираем старую, но популярную песню, «веч­нозеленый» хит, который помнят все от мала до велика («Вот кто-то с горочки спустился», «Ландыши», «Миллион алых роз» и др.).

Вариант второй: используем «гвоздь сезона», песню навязшую в зубах, исполняемую по сто раз на дню в эфирах FM-станций, лидера свежих хит-парадов и окрестных дискотек. Главное, чтобы в процессе подготовки к игре выбранный хит не вышел из моды и не забылся публике. Примерный срок свежести для музыкальных хитов «на сезон» — от двух до десяти месяцев.

- совсем не обязательно переделывать полностью весь текст песни. Сценарист должен отталкиваться от общей идеи конкурса, по­этому вполне может использовать фрагменты песни (чаще все­го используется один куплет и один припев). Ведь если вам не удалось сочинить гениальный по набору шуток текст, зрители устанут его слушать уже после первого куплета;

- для успешной пародии важен «эффект узнаваемости», мо­мент, когда публика смеется не над юмористической со­ставляющей номера, а над тем, что «до боли знакомо». Поэтому сценаристы редко переделывают текст «до неуз­наваемости», а обычно оставляют в нем типичные слова или даже целые фразы;

- в процессе создания пародийного номера не обязательно свя­то использовать текст только одной песни. В итоговом вари­анте могут звучать фрагменты двух-трех песен данного исполнителя (для усиления комического эффекта). Существует еще вариант музыкального коллажа или «нарезки», когда музыкальный номер составлен из кусочков песен и компози­ций, которые логически и смешно связаны друг с другом. Плю­сы данного варианта — при качественной записи нет проблем со звуком, с голосами исполнителей. Слабые места — вари­ант использовался много раз и «заезжен» в глазах зрителей и жюри, запись должна быть очень качественной;

- пародия должна быть по силам вашей команде, соответ­ствовать ее ресурсам. Глупо выбирать объектом пародии паваротти, если у команды слабая голосовая поддержка;

- нужно с осторожностью относиться к объектам пародии, по­мнить об эстетических и моральных нормах. Нельзя акценти­ровать внимание на физических недостатках исполнителей (недостойно пародировать слепоту Дианы Гурцкой), их на­циональности, некоторых сторон личной жизни (для школьно­го КВН недопустимы шутки на тему сексуальной ориентации).

Приведем конкретный пример работы с текстом. Текст песни «Мои слезы», исполнитель «ДЕЦЛ». Вариант пародии: Текст: «Песня Деда Мороза»

А мне не везет деду, я не жду победы,

Я с севера пришел, знают все краеведы.

Я должен быть там, я должен быть тут,

Но полностью пропал многомесячный мой труд.

Я потерял подарки, мешок был худой,

Я рухнул с саней, в сугроб головой.

Вписался я в окно, а должен был в двери,

Даже в детсаду в меня уже не верят.

Во мне поселился какой-то страшный вирус,

Я хочу в Африку, на севере вырос.

Все думают, я ледяной и не знают,

Что мне холодно, я замерзаю.

2. Музыка. Самое главное в этом направлении — качествен­ное звучание (либо хорошо записанная фонограмма, либо исполь­зование хорошего аккомпанемента, лучше всего программируемо­го синтезатора). Кроме того, нужно по возможности использовать тональность и темп, удобные для вашего исполнителя.

Качественное звучание музыки — это одна из главных про­блем начинающих команд. Лучший вариант — опытный музыкант за клавишами программируемого синтезатора (типа «YAMAHA»). За неимением лучшего остаются фонограммы. Минусы использо­вания фонограмм:

- полная зависимость от аппаратуры (кассету с вашей фо­нограммой могут зарядить не той стороной, ее может «за­жевать», она может пойти с другой скоростью и т.д.);

- включенную фонограмму нельзя остановить, то есть если исполнитель собьется или запоет в другой тональности, под­строиться под него, как это возможно в случае с живым музыкантом, будет некому;

- если используется несколько фонограмм, все должны быть записаны в одном частотном диапазоне, иначе разница в громкости звучания будет слышна «невооруженным» ухом. Другое дело если используется фонограмма «плюс голос», прав­да, это не всегда приветствуется жюри. Очень украшает музы­кальный конкурс использование танцевальной группы. Это в любом случае добавит вашему выступлению зрелищности и блеска. Кро­ме того, в рамках заданной темы можно создавать пародийные или комические хореографические номера.

3. Имидж пародируемого исполнителя. Это направление вклю­чает в себя элементы внешнего облика пародируемого исполните­ля: рост, вес, особенности поведения на сцене, мимику, жесты, которые для него характерны, элементы костюма, грим.

Очень важно «донести» до зрителя ваше творчество, поэтому непосредственным исполнителям нужно поработать над дикцией, голосом и учитывать особенности работы с микрофонами.

КАПИТАНСКИЙ КОНКУРС

Продолжительность — 3-5 мин.

Цель конкурса:

- проверка личных качеств капитана (чувство юмора, уме­ние быстро ориентироваться в сложной ситуации, актерс­кое мастерство);

- раскрытие темы.

Смысл конкурса — индивидуальное соревнование лидеров сорев­нующихся команд. Традиционная форма — капитан готовит сообщение на заданную тему. Соперник, прослушав сообщение, задает пояс­няющие вопросы. На эти вопросы нужно отвечать практически без размышления. Другой вариант — капитаны обыгрывают приготов­ленные соперником предметы или выступают в роли какого-либо из­вестного персонажа (например, Остапа Бендера или Мюнхгаузена).

В случае, когда капитаны еще и обмениваются вопросами, каж­дому из них выпадает двойная нагрузка — ведь нужно сходу при­думать и остроумный вопрос. За несколько дней до игры капитан должен пройти «обряд посвящения». Он читает текст своего кон­курса для команды. Каждый игрок должен придумать три вопро­са, относящихся к тексту. Можно предлагать любые вопросы, самые неожиданные и необычные. Задача капитана «отбить» эти вопро­сы, то есть набить руку или, скорее, язык. Такой обряд позволит капитану свободно ориентироваться в своем сообщении.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Продолжительность 10-12 мин.

Цель конкурса:

- проверка актерских способностей членов команды;

- раскрытие темы.

«Домашнее задание» — это конкурс, представляющий собой мини-спектакль на заданную тему. В отличие от конкурса «визит­ная карточка» здесь оценивается не столько текст, сколько поста­новка. Для «домашнего задания» характерно соответствие театральным канонам, то есть сценарий выстроен по схеме:

- введение;

- завязка сюжета;

- развитие сюжетной линии;

- кульминация;

- развязка.

Особенностью домашнего задания является использование та­ких форм, как сказка, мини-спектакль, пародия на сериал, попу­лярное теле-шоу. Уместно также обыгрывание известных театральных сюжетов (от «трех поросят» до «Гамлета»). В «до­машнем задании» широко используются костюмы, декорации, раз­личные световые и звуковые эффекты.

В отличие от «визитной карточки», где число актеров ограни­чено, обилие массовки, вторых ролей, проходящих персонажей по­зволяет активно задействовать хоть всю команду. По традиции «домашнее задание» завершается медленной спокойной финаль­ной песней.

СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ ИГРЫ

Перед началом игры организаторы должны определиться с ме­стом проведения, выбрать дату игры, заранее оповестить органы внутренних дел района о планируемом мероприятии. Зал, в кото­ром проводится игра, должен вмещать требуемое количество зри­телей, игру отнюдь не украшают зрители, стоящие в проходах. Исходя из этого, организатор должен продумать систему пригла­шения болельщиков (билеты,- бесплатные отпечатанные пригла­шения, квота для болельщиков конкретной команды). Для удобства контроля поведения болельщиков организаторам следует расса­живать их по заранее распределенным секторам, в каждом секто­ре должен находиться ответственный за безопасность и достойное поведение болельщиков (из числа педагогов).

Организаторы могут заранее объявить о том, что недостойное поведение болельщиков (выкрики из зала, шум во время выступ­ления соперников) будет приниматься во внимание жюри при под­ведении окончательной оценки.

ПОМНИ! Организаторы должны предварительно позабо­титься об оформлении сцены, проверить качество аппаратуры, обеспечить рассадку жюри и счетной комиссии, подготовить бланки и таблички для оценки конкурсов.

Команды, участвующие в игре, приглашаются организатора­ми на генеральную репетицию за 1-2 дня до мероприятия. На ге­неральной репетиции капитаны играющих команд участвуют в жеребьевке и определяют порядок выступления в каждом конкур­се. Здесь же составляется общий план игры, на котором определя­ется порядок использования фонограмм, отмечается работа вспомогательных технических служб (свет, занавес, реквизит).