Ведущий игры должен учитывать необходимость подготовки сцены для очередного выступления команд и предусмотреть, чем будет заполнена возникшая пауза. Кроме того, на генеральной репетиции распределяются сектора для болельщиков, определяется расстановка команд на сцене, (например: команды вызываются на сцену согласно порядковому номеру школы и занимают места справа налево.) Полезно прорепетировать выход команд на сцену, традиционные моменты игры (гимн КВН и т.п.).
Самой главной функцией организатора является просмотр готового материала команд. В случае необходимости он производит поправки, если данный материал не соответствует культурным и эстетическим нормам (грубые шутки на тему секса, межнациональных отношений и т.п.). Кроме того, проверяется соответствие временным рамкам — иначе в случае «перебора» отдельных команд по времени вы рискуете затянуть игру, что утомит зрителя и отрицательно скажется на эмоциональной оценке мероприятия. По итогам жеребьевки и генеральной репетиции организатор должен составить несколько вариантов сценарного плана:
1. Порядок выхода на сцену команд и всех гостей (вручается
ведущему игры и вывешивается за кулисами).
2. Порядок использования фонограмм (для звукооператора).
3. Порядок использования световых эффектов (для художника
по свету).
ПАМЯТКА ВЕДУЩЕМУ КВН
1. Несколько раз перечитайте текст вашего выступления, отметив сложные для произнесения слова, фразы, имена. Возможно, что-то слушается громоздко и нуждается в замене. Определить подобные места в сценарии вы можете, предварительно потренировавшись перед родными или перед зеркалом.
2. Подготовить запасные варианты на случай непредвиденных пауз. Возможные варианты: игры со зрительным залом, конкурсы для болельщиков, либо актуальная информация.
3. Точно узнайте правильность произношения имен, фамилий, отчеств, названий, которые вы будете произносить.
4. Представляя гостей или жюри, сначала называйте должность, а потом имя, отчество, фамилию.
5. Не стесняйтесь импровизировать.
6. Говорите только в микрофон.
7. Не прилипайте к папке с текстом, старайтесь больше говорить «от себя».
8. Постарайтесь до минимума свести ходьбу по сцене, не мелькайте на ней, если ваше появление необязательно. Вариант — ведущий постоянно находится на сцене (как Масляков в «большом» КВН-е) хорош экономией времени и вашим постоянным присутствием, а значит, возможностью влиять на игру, сразу исправить ошибку и т.д.
9. Составьте четкий план шоу и старайтесь ему следовать, держа в уме «запасные» варианты.
10. Держите себя в руках, помните, что от вашего настроения зависит успех всего шоу. Не позволяйте любым неожиданностям сбить ваш хороший настрой.
11. Не теряйтесь в неожиданных ситуациях, старайтесь помочь всем участникам шоу, столкнувшимся с какими-либо проблемами.
12. Как ведущий КВН вы должны точно знать когда (какими словами, действием, танцем и т. Д.) Команда заканчивает конкурс. Иначе возможны заминки, которые помешают плавному течению игры.
13. Не стесняйтесь корректно напомнить болельщикам о необходимости вести себя достойно. Лучше повторить эту мысль несколько раз, чем получить шоу, испорченное плохим поведением болельщиков.
14. И. Не ввязывайтесь в обмен репликами с залом. На выкрики «из публики» нужно либо совсем не реагировать, либо реагировать с юмором, незлой шуткой поставить крикуна на место.
АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ КОМАНДЫ
Анализ выступления команды проводится не раньше, чем через сутки после игры. На анализ по «горячим следам» неизбежно окажет влияние всплеск эмоций после игры, что помешает беспристрастным оценкам. Утро вечера мудренее, и опыт подсказывает, что спустя некоторое время игроки гораздо спокойнее воспринимают то, что приводит их в бешенство сразу после шоу.
Идеальный вариант анализа — анализ видеозаписи вашего выступления. Тут все перипетии игры видны как на ладони.
ПОМНИ! Анализ не должен быть бесцельным обсуждением, чтобы у «просто поговорить, посмаковать игру». Идеальных игр не бывает, поэтому уроки на будущее должны быть всегда.
Нужно найти причины каждой ошибки и обязательно учесть их е дальнейшем
Обязательные правила анализа
Нельзя использовать ошибки и ляпы для огульной критики, давать повод для ссор и грызни внутри команды. Нельзя забывать старое, но от этого не менее значимое правило: «критикуешь — предлагай!». В обсуждении принимают участие все участники игры (не только игроки!), возможно представители болельщиков. Каждое мнение ценно, ведь со стороны виднее, причем не только промахи, но и удачные моменты.
Компоненты анализа
Шутки — предмет анализа собственные шутки.
1. шутки, над которыми смеялся зал («выстрелившие», «сработавшие»): какие были наиболее успешными и почему; были ли шутки, которые выстрелили вне плана, неожиданно; какие моменты в игре усиливали воздействие на публику.
2. шутки, которые не «сработали», хотя команда ставила на них: причины провала. Эмоциональная оценка залом — анализируется реакция зала:
- свои болельщики насколько поддержали, как реагировали в течение игры;
- чужие болельщики — как реагировали на ваше выступление, смогли ли вы привлечь их внимание, заставить их смеяться над вашими шутками.
Элементы импровизации — здесь анализируется импровизационная составляющая игры (как команда выходила из неожиданных ситуаций, удачные и неудачные выходы, анализируется отыгранный конкурс «разминка»).
Общий настрой — как повлиял на игру общий настрой команды, насколько игроки проявили себя как команда.
Возможные ошибки команды в игре
На сцене в составе команды большое количество игроков без текста, которые просто стоят на сцене. Особенно актуальна эта ошибка для конкурса «визитная карточка». Команда должна использовать только необходимое количество игроков, либо придумать, чем будут заняты актеры без текста (массовка, подтанцовка, что-либо другое).
Сценарные ошибки: сценарий затянут, отсутствует динамизм. Подобная ошибка сказывается на зрительском восприятии (болельщики отвлекаются, устают и перестают воспринимать материал вашей команды). Другая распространенная ошибка — сценарий перенасыщен шутками «ниже пояса». Это отнюдь не гарантирует успех у зрителей (может возникнуть эффект отторжения), и почти наверняка вызовет негативную реакцию у жюри. Еще одна возможная причина неуспеха: использование устаревших, неоригинальных шуток. Никому не нравится слушать один и тот же анекдот в десятый раз, жюри и зрители в зале — не исключение.
Исполнительские ошибки: самая распространенная недорепетированность, плохое знание текста. Несмотря на то, что КВН дело веселое и, на первый взгляд, легкое, для успеха в нем нужно прилагать серьезные усилия. И несыгранность, неготовность игроков карается незамедлительно. Для школьного КВН нередка ситуация, когда побеждает не тот, у кого лучше сценарий, а тот, кто лучше отрепетировал свой материал.
Подача текста мимо микрофона, спиной к залу, перебивание Друг друга, выкрикивание реплик не вовремя, сценическая «зажатость» (неэмоциональная подача текста, вялость, тихий голос) или, наоборот, переигрывание (нарочитое исполнение текста).
Отдельный разговор о паузах, «технические» паузы (забыли текст, не включилась фонограмма, одни актеры ушли, а другие еще не вышли) однозначно идут команде в пассив, единственное исключение — команда с блеском выпуталась из трудной ситуации на голом энтузиазме и с блестящей импровизацией.
Другая сторона медали — полное отсутствие пауз. Такая ситуация возникает в случае, когда команда «переучила» текст. Актеры исполняют его автоматически, не обращая внимания на реакцию зала. Между тем, важно помнить стандартное КВН-ское правило — пока в зале не установилась тишина, не прекратился смех по поводу прозвучавшей реплики — говорить следующую категорически запрещено. Реплика, звучащая на фоне смеха, просто не будет услышана.
Еще одна проблема с паузами — их отсутствие в подаче реплик, слишком быстрое исполнение текста. Пауза — неплохое оружие для усиления выразительности, и может прибавить вашей шутке блеска и стройности. Неправильная расстановка команды на сцене. Чаще всего такая ошибка возникает вследствие того, что команда репетирует на одной сцене, а выступать ей приходится на другой, в чем-то отличающейся от нее (размерами, отсутствием занавеса и др.). Если команда не опробовала новую сцену на предварительных репетициях, или не внесла коррективы, исходя из новых условий, могут возникнуть проблемы. Зачастую команда неэффективно использует пространство сцены, ее глубину, ширину, из-за чего и возникают проблемы в расстановке.
Видно невооруженным глазом отсутствие навыков в работе с костюмами и декорациями. Поэтому команда должна очень серьезно отнестись к этому направлению в работе.
Имиджевые ошибки: жюри и зрителям сильно надоело постоянное переодевание мальчиков в девочек. Мало того, что этот трюк несколько «навяз в зубах», удачное исполнение в стиле «тетка чарлея» крайне редко, а неудачных примеров хоть отбавляй.
Другой неудачей может стать постоянное пародирование, «в тему и не в тему», политических деятелей всех видов и мастей. Это тоже приелось многим зрителям, и не очень соотносится с имиджем школьной команды. Достаточно сильно может испортить впечатление от вашего выступления некачественное музыкальное оформление. Проблемы могут возникнуть с некачественным пением: либо поем «вживую» фальшиво, либо поем в микрофон всей командой неслаженно. Ошибка начинающих команд при отсутствии фонограммы «минус голос» — попытка включить первоисточник и попытаться перекричать исполнителя, что выглядит крайне жалко.