Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации в помощь организации движения квн среди учащейся молодежи (стр. 7 из 12)

Можно использовать аббревиатуры СВИН (самые веселые и находчивые), МДГ (мы — дети Гиппократа), БЭМС — (боевые энер­гичные, молодые, симпатичные) и т.д.

Здесь будем есть, и будем спать,

И репетировать полночи.

Потом здесь будем выступать,

Чего хотим мы очень-очень.

Благословим упорный труд,

Восславим эту сцену хором.

Пускай к ногам цветы падут,

А (не дай бог) не помидоры!

Площадка (зрительный зал) достаточно важный фактор для успешной реализации программы. Площадка должна отвечать сле­дующим требованиям. Сцена — шириной не менее трех метров, длиной не менее восьми метров. Неплохо, если она будет оборудо­вана кулисами и изолированным входом. Зал, вмещающий необ­ходимое количество болельщиков и отвечающий требованиям СЭС и противопожарной безопасности.

Материально-техническая база — включает в себя звуковосп­роизводящую и усилительную аппаратуру (микрофоны, стойки, уси­лители, колонки, магнитофоны). Идеальным вариантом было бы использование, видеокамеры для съемок выступлений команды.

ПОМНИ! Использование видеоаппаратуры позволяет не только фиксировать игры «для истории», но и анализировать выступления команды по горячим следам.

Специалисты — люди, обладающие профессиональными каче­ствами и талантами, необходимыми для обеспечения эффективной деятельности школьной команды. На уровне школы это могут быть педагоги по профилям (преподаватель литературы — помощь в об­работке сценариев, преподаватель музыки — в музыкальном офор­млении, преподаватель труда — помощь в изготовлении реквизита). Уместно использовать другие ресурсы школы, в частности, школь­ный театр может подарить команде режиссера, а репетирующая рок-группа или ВИА помочь в записи фонограммы. В роли специа­листов могут выступать также родители учеников данной школы (если обладают соответствующими возможностями).

Источники информации — могут быть нескольких видов:

- телепередачи юмористической направленности (КВН, пла­нета КВН, ОСП-студия, джентльмен-шоу);

- специализированная пресса (КВН-газета, красная бурда, магазин, крокодил, сборники анекдотов);

- сайты в Интернете (все КВНовские и юмористические); деятельность различных лиг КВН (игры, семинары, школы КВН).

Партнеры и спонсоры

- администрация района (комитет по делам молодежи, отдел образования, отдел культуры и др.);

- общественные организации; родители;

- СМИ;

- АО, ООО и другие «О».

Процесс создания команды КВН в школе можно условно поде­лить на три этапа.

Предварительный этап

- организатор должен определить есть ли необходимость в выборе данной формы (ее может и не быть, если воспита­тельная система школы удовлетворяет потребности школь­ников в творческом самовыражении.)

- организатор должен определить есть ли необходимые ре­сурсы в учреждении.

Организационный этап

Для создания команды нужен некий эмоциональный толчок. Например:

1. «Ситуация — образец». Посмотрели, как играют и выступа­ют другие. (а чем мы хуже? Мы хотим тоже.).

2. «Ситуация — успех». С успехом выступили на школьной сцене (на школьном вечере, капустнике), (это было здорово! Мы хотим еще!)

3. «Ситуация — выбор». Выводим идею КВН через планиро­вание и выбор мероприятий на перспективу деятельности обще­ственной организации.

Идея овладела массами. Наступает время подбора кадров. Од­ним из наиболее эффективных способов формирования команды является система творческих конкурсов. Для подбора актеров — КАМ (конкурс академии мастерства), либо фестиваль школьных театральных миниатюр. Можно также использовать принцип «7 самураев», то есть целенаправленный «отсмотр» всех школьных вечеров, капустников. Любой интересный актер сразу «ставится на карандаш».

Для поиска перспективных сценаристов — юмористические кон­курсы авторов школьной прессы.

Для отбора танцевальной группы — «дэнс-шоу» — конкурс танцевальных коллективов.

Для отбора художников, декораторов, гримеров — конкурсы визажистов, конкурсы рисунков и плакатов и т.д.

Для отбора музыкантов и звукооператора — конкурс ди-джеев.

На первоначальном этапе важно определить источники инфор­мации, которые помогут в подготовке к играм активно поработать по ресурсной базе и поставить перед командой некую глобальную цель (победить на фестивале команд КВН, стать лучшими в райо­не или городе, поехать на обучающую КВН-смену и т. п.) Такая цель придает работе целенаправленность и упорядоченность.

Этап деятельности

Жизнь команды начинается с первого выхода на сцену. Для того чтобы стимулировать успешную деятельность, нужно обеспе­чить команде успех на первом выходе. Для этого обычно дебют команда играет на знакомую и благожелательно настроенную ауди­торию, в шоу, которое не оценивается жюри. Иногда неудача мо­жет быть принята командой как вызов и подтолкнуть к дальнейшей работе, но нередки примеры обратной реакции. Поэтому обеспе­чение успеха в дебюте — важная задача.

Постоянная практика — вот один из краеугольных камней ус­пешной деятельности. Чем больше выходов на сцену вы обеспечи­те, тем увереннее и опытнее будет ваша команда. Поэтому не гнушайтесь любой возможностью поработать на зрителя — любой опыт бесценен. Постоянно играющие команды практикуют исполь­зование шоу, капустников, мини-фестивалей стэм-ов, творчески подходят к проведению школьных праздников, проводят товари­щеские игры с соседями. Ну и, конечно, все вышеперечисленное помогает лучше играть в традиционный КВН.

Для успешной работы команде нужно постоянное осознание того, что с ней происходит. Поэтому организатор должен четко организо­вывать процесс анализа и рефлексии игровой деятельности.

Памятка организатору КВН на базе школы

- сначала убедитесь, что создание команды КВН в вашей школе — дело необходимое;

- решите, сможете ли вы уделять команде КВН достаточно времени;

- найдите людей, которым эта идея будет интересна;

- не упустите «скромников», которые могут быть полезными команде, но стесняются заявить об этом;

- сформируйте команду, т.е. Коллектив единомышленников;

- создайте условия для творчества;

- не душите детскую инициативу в КВН;

- направляйте и контролируйте работу команды осторожно;

- не пускайте детское творчество на «самотек»;

- будьте веселее!

ПОДГОТОВКА КОМАНДЫ К ИГРЕ

1. В процессе подготовки к игре, команда должна провести достаточное количество репетиций для свободного владения тек­стом. Необходимое количество репетиций команда определяет сама. При их большом количестве может возникнуть эффект «зарепетированности», ситуации, когда актеры настолько механически вяло читают текст, что о каком-либо вдохновении не идет и речи. Если репетиций мало - возникает эффект «недорепетированности» - незнания текста, не слаженности действий.

2. На предварительных репетициях можно и нужно изменять сценарий, убирать лишнее, добавлять новый, спонтанно возник­ший материал.

3. Первая репетиция посвящается читке ролей, на следующих прогонах команда отрабатывает сценическое действие.

4. Костюмы и реквизит вводятся в процессе репетиций как можно раньше до выхода на сцену, иначе, если все необходимое будет при­готовлено незадолго до игры, используемый реквизит может стать чужим и «необыгранным», что отрицательно скажется на качестве игры. Фонограммы также должны стать «родными» и вводятся за­долго до генеральной репетиции.

РАБОТА НАЛ СЦЕНАРИЕМ

Главной задачей любого автора, создающего сценарий для КВН, является поиск шуток, ведь шутка — основа любого сценария в КВН. Шутки в КВН можно условно разделить на два вида: лите­ратурные и актерские.

«Литературные шутки» — шутки, основанные на игре слов, придуманные анекдоты, фразы, пародирующие известные изрече­ния и т.д. Это самый ценный материал в КВН.

В очередной раз порадовали наши хоккеисты. — на этот раз они порадовали финских болельщиков.

Молотки и стамески фирмы «ого-го». С их помощью можно вырубить не только Буратино, но и папу Карло.

У нас в городе такой воздух, такой воздух, что мы когда дышим, стараемся не затягиваться.

«Актерские шутки» — шутки, опирающиеся на внешний эф­фект: актерскую игру или использование технических средств (де­кораций, костюмов, реквизита, фонограмм и т.д.).

ПОДАЧА ШУТКИ

Существует стандартная КВН-ская схема подачи шутки. Из­вестным КВНовским теоретиком Михаилом Марфиным она дана в стиле тенниса: «подача — добивка-отбивка».

«Подача» — («затравка») — реплика, подводящая к остроте. Обычно это либо вопрос, либо начало фразы, которая желательно (но не обязательно!) Смешна или вызывает интерес у зрителя.

«Добивка» — продолжение «подачи» — ответ на вопрос, ост­роумное завершение предыдущей фразы. В ней сосредоточена соль шутки, вложено самое яркое и смешное из того, что удалось со­здать сценаристам. После нее игроки ожидают смех в зале, поэто­му фраза должна быть правильно составлена и произнесена.

«Отбивка» — это либо третья фраза на волне смеха, усилива­ющая эффект «добивки», либо «отыгрыш», реакция остальных иг­роков на сказанную фразу.

ТРЕБОВАНИЯ К ШУТКЕ

К шутке как элементу сценария предъявляется несколько тре­бований:

1. Шутка должна быть понятна, не допускать долгого и вдум­чивого постижения, не должна быть чересчур тонкой и непонятной.

2. Шутка должна быть оригинальной. Заимствованные нео­бработанные шутки идут во вред восприятию как со стороны жюри, так и болельщиков. Сценаристы должны постоянно что-то искать, в том числе новые темы для шуток.

3. Шутка должна быть удобной для подачи. Соответственно, текст шутки должен быть обработан таким образом, чтобы она звучала коротко, легко и изящно.