4. Шутка должна укладываться в логику сценарного построения конкурса и не выглядеть чужеродно в школьном КВН (то есть не должны использоваться шутки, тематика которых далека от школьного возраста: шутки на тему секса, шутки чрезмерно политизированной направленности и т.д.).
5. Шутка должна быть свежей и актуальной, то есть материал для нее должен касаться событий, которые у всех на слуху (новые фильмы, хиты и клипы, факты международной жизни, политики, моды, новая реклама и т.д.). Иногда это условие нарушается — в том редком случае, когда вам удается сочинить шутку на вечную тему. Условно можно определить срок актуальности шутки. Рекламы теряют актуальность в течение одного месяца после того, как ролик перестает крутиться в эфире. Новые фильмы могут служить темой для шуток в течение полугода после выхода. Сериалы актуальны в течение месяца, глобальные события — до полугода.
ПОМНИ! Одна из главных ценностей шуток в школьном (как и любом другом) КВН — их оригинальность, т.е. Шутки не должны быть заимствованы.
Основным способом написания сценария является процесс накопления шуток (создание базы данных). Источники появления новых шуток:
- пародии на рекламу, сериалы, ТВ-программы и т. д.
- внешние источники (анекдоты, шутки из газет, журналов, специализированные сайты в интернет и др.).
- «шутки по ходу жизни» — то есть рожденные во время уроков, перемен, непосредственного общения в компании, видео и ТВ-фильмы в жанре комедии могут подарить свежие принципы и идеи.
- общественно-значимые события (выход фильмов, альбомов, имидж звезд шоу-бизнеса, события в мире спорта, моды) могут стать темой для новых шуток.
- материал внутришкольных событий — капустников, елок и др.
- спонтанные шутки — то есть те, что рождаются в процессе репетиций уже готового материала.
- шутки, написанные сценаристами непосредственно к данной игре.
Работа сценариста
Первоначальная проблема сценаристов - выбор направления для создания шуток. Рассмотрим метод ассоциативных связей. Его суть состоит в том, что сценаристы выписывают все слова ассоциирующиеся с темой. Например, к теме «зима» список слов будет: снег, елка, новый год, снегурочка, дед мороз, шуба, сосулька, рождество, снеговик, конфетти, подарки и т. д. Затем каждое слово рассматривается как объект для написания шутки.
Для выбора направления, возможно использование следующей схемы поиска. Приведем конкретный пример; темообразующее слово — космос. В направлении «песни» будут записаны свежие хиты на космическую тему. В направлении «реклама» — рекламные ролики космической направленности.
В направлении «производные» — соответствующие слова — космонавт, космодром, космолет и др.
В направлении «созвучия» — обыгрываются различные варианты произношения слова (космос произношение типа шашлык-машлык или ко-ко — космос — куриный язык.
В направлении «антиподы» — противоположные по значению слова и понятия (например: глубокий космос — глубокое подземелье, то есть вместо «инопланетяне» — «Подземляне» и т.д.).
В направлении «анекдоты, шутки» — соответствующее теме наполнение.
Ошибка | Работа над ошибками | |
1. | В сценарии много текста, из-за чего он не соответствует временным рамкам. | Сократить объем за счет изъятия лишних реплик. |
2. | В тексте мало собственно шуток, много «воды», то есть ненужных и лишних фраз. | Поработать над пополнением банка данных, насытить сценарий шутками. |
3. | Сценарий представляет собой просто набор шуток, никак не связанных между собой. | Продумать «связки», логически соединяющие текст в одно целое. Убрать шутки не подходящие по смыслу. |
4. | Шутки в сценарии не «звучат», неправильно оформлены, слишком громоздки по конструкции. | Переработать шутки, изменив порядок слов, найти лучший вариант звучания. |
5. | В сценарии много пошлых, старых шуток. | Полностью переработать текст, избавиться от подобного материала. |
Исходный материал | Отобранный материал | |
Первоначальный вариант | Замечания | Исправленный вариант |
Сергей: здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады приветствовать всех людей, собравшихся здесь в этом зале! Валера: мы посланцы нашей школы, мы здесь потому, что нас послали, и мы пришли! Таня: и я чувствую, что игра, которая сей- час начнется, будет крутой, обалденной, и, главное, конечно веселой! Алексей: а сейчас, по традиции, мы хотим начать наше сегодняшнее приветствие веселой песней! (песня) | Длинно и неактуально лучше не давать много нейтрального текста одному человеку. Неправильно выстроенная фраза. Разбиваем длинную фразу на короткие реплики | Сергей: Привет, друзья! Таня: Мы рады видеть вас! Юра: И мы... Валера: Мы здесь послы школы N... Алексей: Нас послали и мы пришли! Юра: И мы... Таня: Игра, которая сейчас начнется, будет: Сергей: Крутой! Валера: Обалденной! Алексей: Непредсказуемой! Таня: И главное веселой! Валера: Конечно, а то зачем бы мы здесь собрались. Юра: И сейчас... Сергей: Ты что-то хочешь сказать? Юра: Ничего (пауза). Юра: Ничего я не хочу говорить, я хочу спеть (песня). |
В направлении «ассоциации» — такие понятия как «обратный отсчет», «стыковка», «скафандр», «инопланетяне», «астероиды» и др.
В направлении «кино» — фильмы «Звездные войны», «Армагеддон», «Инопланетянин».
Для команд, имеющих некоторый опыт работы со сценариями, возможен следующий вариант: все участники команды располагаются по кругу и берут листочки и ручки. Ведущий объявляет тему конкурса, которая будет обыгрываться. Каждый участник в течение 2-3-х минут должен написать шутку, либо идею, соответствующую теме. Затем все меняются листочками по кругу и каждый, прочитав написанное должен продолжить шутку, либо внести какое-либо изменение. Потом все снова обмениваются листочками и работа продолжается до тех пор, пока к игрокам не вернутся их первоначальные варианты. Таким образом, у сценаристов будет несколько обработанных идей, которыми они могут воспользоваться при подготовке окончательного варианта.
Достаточно сложно начинать работу над сценарием с нуля. Опытные команды в процессе подготовки к игре используют материалы из банка данных. Материалы данного банка непрерывно расширяются за счет постоянного поиска новых шуток и идей. Естественно, не все шутки подходят к предложенной теме игры, и здесь есть два выхода. Либо шутка откладывается про запас, либо придумываются ее варианты введения в сценарий (обработка, связки).
ИГРА КВН
По залу волны бегают, ведущий вглубь зажат. И мокрые от смеха болельщики лежат. И слышит хохот громкий домов соседних ряд. У стоек микрофонных КВН-щики стоят.
Игра КВН — это состязание между двумя или несколькими командами, которое состоит из ряда конкурсов. Существуют традиционные («сакральные») КВН-ские конкурсы. Самая простая схема:
1. Визитная карточка (представление команд).
2. Разминка (вопросы и ответы).
3. Музыкальный конкурс.
4. Капитанский конкурс.
5. Домашнее задание.
Количество конкурсов сокращается или увеличивается (это зависит от количества команд, участвующих в игре), или вводятся другие конкурсы (СТЭМов, выездной, литературный, театральный, танцевальный и др.).
Все игры проводятся с целью определить победителя. Перед игрой команды обычно получают тему, например, «зима», «сказка», «каникулы», «8 марта», которую должны раскрыть в своем выступлении. Впрочем, в последнее время, это отнюдь не обязательное условие.
ЖЮРИ
Требования к этому важному компоненту игры КВН следующие:
1. Состав жюри.
В жюри должны находиться:
- люди компетентные, то есть неслучайные, имеющие определенную квалификацию и опыт. Близкие к идеальному варианты: КВНщики со стажем (например, бывшие игроки), театральные работники (актеры, режиссеры), литераторы (журналисты, поэты, писатели-сатирики и юмористы), люди искусства (художники, хореографы, ди-джеи и др.);
- люди, обладающие чувством юмора. Это обязательное условие, оно продиктовано самим духом игры;
- люди честные, справедливые и рассудительные; люди известные и авторитетные, то есть такие, к чьему мнению прислушивался бы весь зал;
- люди независимые, не имеющие симпатий и предпочтений, а значит, оснований подсуживать какой-либо из команд;
2. Критерии оценки.
Несмотря на то, что оценка игры дело достаточно субъективное, можно выделить и прокомментировать некоторые ее критерии:
- «юмор». Жюри отмечает все шутки, остроумные и смешные моменты в игре. Некоторые члены жюри ориентируются на собственное восприятие игры, некоторые обращают внимание на реакцию зала, другие отмечают все интересные шутки и удачные находки вне зависимости от того, как они воспринимаются публикой;
- «оригинальность». Жюри отмечает, насколько выступление команды было творческим, нешаблонным, насколько шутки, прозвучавшие со сцены, были оригинальными, «свежими» и незаимствованными;
- «актерская игра». Не секрет, что в КВН самый замечательный сценарий может быть испорчен невыразительным актерским исполнением. Соответственно, яркое, талантливое исполнение может скрасить недостатки сценария. Поэтому жюри всегда обращает внимание на то, как играют участники команд, насколько они вживаются в образ, насколько уверенны и раскованны;