Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации программа всеобщая  история:  С  древнейших времен  ДО  конца  xix  века 10 класс, базовый уровень (30 ч), профильный уровень (58 ч) Пояснительная записка (стр. 24 из 46)

почему так получилось. Предположите, какие последствия это могло иметь в будущем.

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ

К уроку «Историческое познание сегодня»

***

Каждый историк, как мне кажется, согласился бы с тем, что история — это разновидность исследования или поиска... Главное в том, что она разновидность того, что мы называем науками, т. е. тех форм мышления, посредством которых мы задаем вопросы и пытаемся ответить на них...
Науки отличаются друг от друга тем, что они ищут вещи разного рода. Какие вещи ищет история? Я отвечаю — действия людей, совершенные в прошлом...
История есть интерпретация фактических данных, причем фактические данные — это собирательное имя для вещей, которые по отдельности называются документами. Документ же вещь, существующая здесь и теперь, вещь такого рода, что историк, анализируя ее, может получить ответы на поставленные им вопросы о прошлых событиях...
История нужна для человеческого самопознания. Принято считать, что человеку важно познать самого себя, причем под познанием самого себя понимается не только познание человеком его личных особенностей, его отличий от других людей, но и познание им своей человеческой природы. Познание самого себя означает, во-первых, познание сущности человека вообще, во-вторых, познание типа человека, к которому вы принадлежите, и, в-третьих, познание того, чем являетесь вы, и никто другой... Ценность истории поэтому и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал, и тем самым — что он собой представляет.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. — М., 2000

Формационная теория

Во второй половине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом было разработано материалистическое понимание истории, впоследствии использованное В. И. Лениным. Учение исторического материализма господствовало в советской исторической науке. Исторический материализм исходил из признания единства всемирно-исторического процесса, его закономерного развития. История представлялась как смена общественно-экономических формаций.
Общественно-экономическая формация — это общество, находящееся на определенном уровне исторического развития. В основе каждой формации лежит определенный способ производства. Способ производства — это исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают человека и вещественные элементы (средства труда, предметы труда, технику). Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, степень ее материального и духовного освоения. Главные производительные силы общества — это люди, трудящиеся.
Каждой ступени развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Это совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства. Главными из них являются отношения собственности, которые, в свою очередь, определяют классовую структуру общества.
В результате такого подхода было выделено пять общественно-экономических формаций, последовательно сменявших друг друга в истории: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Коммунистическая формация включала две ступени: социализм и высшую — собственно коммунизм. Рабовладельческая, феодальная и капиталистическая были классово-антагонистическими, в которых соответственно существовали и боролись между собой рабовладельцы и рабы, феодалы и зависимые крестьяне, буржуазия и пролетариат. Переход от рабовладельческой формации к феодальной, от феодальной к капиталистической и от капиталистической к коммунистической осуществлялся, по мысли марксистов, через социальную революцию.
История XX в. и развитие исторической науки показали несоответствие марксистских представлений реальному историческому процессу. Сейчас теория общественно-экономических формаций не может служить действенным инструментом исторического познания в силу своей крайней идеологизации и неадекватности реальной истории.