Васильев Л. С. История религий Востока. — М., 2004
Возрождение как культурно-историческая эпоха. § 14
Возрождение как особый тип культуры могло появиться благодаря тому, что в обществе сложились условия для формирования нового мировоззрения, новой концепции человека. Бурный рост городов в Италии, укрепление бюргерства, зарождение новых социально-экономических отношений, некоторое ослабление духовного давления церкви, антицерковность городской культуры, первые ростки индивидуализма — все это стало питательной средой для него.
Вместе с тем Возрождение выросло на почве усвоения и переосмысления всего предшествующего опыта европейской культуры, не только античной, но и средневековой, хотя идеологи Ренессанса и не признавали этого. Противопоставление своей эпохи, своеобразие которой деятели ренессансной культуры не только понимали, но постоянно подчеркивали, христианскому Средневековью было одним из основных мировоззренческих принципов Возрождения и методов самоутверждения нового мировоззрения, искусства и образа жизни. Гуманисты стали родоначальниками концепции мрачного, фанатически религиозного варварского Средневековья, на фоне которого тем ярче сиял светлый гений Возрождения. Оставим в стороне этические оценки этого явления. Констатируем лишь, что реальное соотношение Средневековья и Возрождения не было таким, каким хотели представить его гуманисты.
В числе главных отличительных черт Возрождения (откуда оно получило и свое название) — стремление к возрождению античной культуры, которая стала объектом страстной ностальгии и зачаровывающим идеалом. Конечно, ренессансное понимание Античности тоже не могло быть точной реставрацией классической культуры. Однако если в Средние века, даже в периоды наиболее оживленного обращения к ней, предполагалось преимущественно пассивное, в некотором смысле даже «иллюстративное» ее использование, то в эпоху Возрождения классическая культура впервые становится активно действующим фактором преобразования жизни и мышления.
XIV — середина XV в. — время углубления основных принципов гуманистической культуры и распространения ее вширь, собираются и критически изучаются древние рукописи, большой шаг вперед делает философия, серьезно и по-новому осваивается античное наследие. Укрепляются позиции светского рационалистического знания. В первые десятилетия XV в. гуманизм превращается в широкое культурное движение, ведущим центром которого становится Флоренция. Гуманистические принципы проникают в образование, в школы и университеты, где в это время расширяется преподавание не только гуманитарных, но и естественных наук.
В Италии возникает своеобразная гуманистическая культурная среда, в которой главным мерилом человека становится не его происхождение, не богатство, не святость, не религиозная добродетель, а доблесть, «которая дает человеку крылья» и которая должна была реализовываться в устремленности человека к познанию, творческой деятельности, истинном благородстве, постоянных личных усилиях человека в самосовершенствовании.
Идеал Возрождения — гармонически развитая личность, обладающая огромными творческими потенциями и способная их реализовать. Однако индивидуализм Возрождения, кроме многих положительных сторон, иногда оборачивался жестокостью, пренебрежением этическими нормами, абсолютизацией свободы личности.
На основе мировоззренческой общности и единства культурных устремлений складываются новые формы общения, в фундамент которых заложены представления о досуге древних, посвященном научным занятиям и философским беседам. Несмотря на сложность отношений внутри этой среды, она не была профессионально и социально замкнута. В нее могли входить и отпрыски самых знатных семей Италии, и простые горожане.
Выдвижение идеала нового человека и нового образа жизни сами по себе были чрезвычайно важными факторами культурной и общественной жизни. Гуманизм в лице своих лучших представителей нес и призыв к активизации гражданственности, к деятельной жизни, направленной не исключительно на самосовершенствование, но и на пользу сограждан. Гражданственность стала одной из главных черт гуманизма, особенно флорентийского. В ренессансной культуре на смену устремленности к Богу, сосредоточенности на отношении мира земного к миру небесному приходит открытие человека, упоение его творческими возможностями, ощущение могучего зова земного бытия. Мировоззрение Ренессанса не перестает быть религиозным, но оно принципиально светское.
Одной из основных идей эпохи стало возрождение комплекса гуманитарных знаний Античности. Развитие естественно-научных интересов в конце Возрождения, приведшее к рождению подлинной науки, не вытекало из основных гносеологических установок Возрождения, гуманисты порой без благосклонности относились к ним. Однако обращенность ренессансной культуры к миру побуждала к познанию не только человека, но и природы.
Выступая против догматического мышления, гуманисты полагали, что возможно существование не одной, а различных концепций природы. Это разрушало средневековую концепцию единого знания, единой интерпретации мира, а в итоге — и единого его творца, т. е. основных постулатов средневекового христианства. Борьба против феодальной церковности — важная черта культуры Возрождения.
Мыслители гуманизма считали, что человек может подчинить себе природу. Однако пути воздействия на нее они искали не только в науке, но и в магии, астрологии, алхимии, время наиболее широкого распространения которых не классическое Средневековье, а эпоха Возрождения. Философская мысль Возрождения, однако, больше интересовалась вопросами этики, чем онтологии и гносеологии.
Вторая половина XV в. в Западной Европе отмечена возрождением интереса к эллинистической культуре, а в философии — к Платону и неоплатоникам. Большую роль в развитии этого интереса сыграли контакты западноевропейцев с византийскими гуманистами. Центром византийского культурного влияния была Италия, но в той или иной мере его испытали и другие страны Европы.
Возрождение приносит с собой и новое видение мира, новый стиль мышления, новую психологию. Изменяются представления и ощущения времени и пространства, усиливается методическое осмысление реалий, развивается способность к абстрагированию, математизации, и в то же время растет интерес к чувственно-конкретному познанию мира, к практической и изобретательской деятельности. Происходит секуляризация и в определенной степени рационализация сознания.
Возрождение произвело подлинную революцию в искусстве. Искусство приобретает подчеркнуто светский характер, в нем резко усиливаются реалистические тенденции, воплощается новый идеал красоты, понимание прекрасного, отрицающее средневековую эстетику.
Возникновение мирового рынка. § 15
Важно, чтобы ученики отчетливо себе представляли, насколько несовершенными и медлительными, разумеется, по сравнению с нашим временем, были средства транспорта в начале Нового времени и с какими трудностями, в особенности затратами времени, были сопряжены тогда дальние путешествия.
В научной литературе приводятся следующие данные о средней скорости средств транспорта, которые использовались для доставки важных государственных сообщений — гребных галер, парусных судов, а также конных и пеших гонцов. Морем, на укрепленной галере (по особо важным государственным делам), удавалось пройти в среднем 200 км в день. Парусник при хорошем ветре покрывал иногда большее расстояние, но это было делом случая, потому что в штиль или непогоду его могло попросту снести в противоположную сторону. По суше конная почта могла преодолевать до 130—135 км в день, а пеший гонец на долгой дистанции, до десяти дней, — 25—30 км в день, в исключительных случаях — 40 км, разумеется, на более короткой дистанции он мог развить несколько большую скорость.
Может показаться парадоксом, что главным препятствием в то давнее время служило не пространство, которое нужно было преодолеть путнику, но человеческий фактор. В этом заключается, может быть, главное, принципиальное отличие того времени от нашего, когда больше времени требуется, чтобы добраться из многолюдного города, где он живет, в аэропорт, допустим из Москвы в Шереметьево, чем самолетом из одного аэропорта в другой, отстоящий на многие сотни километров, например из Шереметьева в Пулково близ Санкт-Петербурга.
В начале Нового времени все было наоборот. Человек сближал, расстояние отдаляло: пройденные пространства было тем труднее преодолеть, чем меньше они были населены. Историки отмечают такую закономерность: в местности, где плотность населения составляет не менее сорока человек на квадратный километр, дороги надежны и относительно безопасны; при плотности пятнадцать человек на квадратный километр время в пути возрастает в два раза, а риски в путешествии — в 3—4 раза. Все современники отмечали удобные дороги и относительный комфорт гостиниц и постоялых дворов в густонаселенных Франции, Голландии, Англии и увеличение трудностей всякого рода в малолюдных окраинах Европы.
С этой точки зрения представляет интерес путешествие имперского посла к персидскому шаху Энтони Ширли, который потратил шесть месяцев на путь от Исфахана до Москвы через Каспийское море. Он прибыл туда в конце ноября 1599 г. После шестимесячной, почти неизбежной зимовки в Москве он через Ярославль, Рыбинск, Холмогоры и Архангельск покинул Россию северным путем; это было самым коротким и безопасным маршрутом в Смутные времена Бориса Годунова. Из Архангельска Ширли прибыл в Эмден на фламандском судне, а затем продолжил свой путь в Прагу. Он прибыл к воротам Градчан 11 октября 1600 г., т. е. через полтора года после отбытия из Исфахана. Между тем Ширли выполнял срочное дипломатическое поручение и располагал немалыми средствами. Поэтому его пример так показателен: он свидетельствует об оптимальных сроках передвижения через окраинные районы Европы, где плотность населения не превышала в среднем 5 человек на кв. км.
Чтобы понять истинные масштабы Европы и мира в начале Нового времени, недостаточно взглянуть на географическую карту. Необходимо представить, что путь от Атлантики до Сибири занял бы больше года, а от Мессины в Сицилии до мыса Нордкап в Норвегии — от 6 до 9 месяцев.
Еще большие затраты времени требовались, чтобы добраться из Европы в другие части света. От Испании до порта Веракрус в Мексике всего лишь 4860 миль морем, т. е. около 10 тыс. км. Чтобы преодолеть это расстояние, требовалось в среднем 91—92 дня. Рекордное для XVI в. время в пути составило 70 дней (июль — октябрь 1570 г.), самый длительный переход (с февраля по август 1633 г.) занял 179 дней.
Опираясь на сохранившиеся в архивах сведения о движении судов между Испанией и Мексикой, историки так рисуют превратности этого пути. Сначала корабль, отплывающий из Севильи в Америку, 2—3 месяца ждет благоприятной погоды или устраняет обнаруженные неисправности. Если он все же благополучно отправился в плавание, то у него два шанса из трех совершить короткое путешествие, т. е. уложиться в 3 месяца пути, и один шанс из трех провести в открытом море от 4 до 6 месяцев. При этом остается один шанс из десяти, что корабль никогда не достигнет берегов Мексики, став добычей пиратов или затонув во время бури. Путь обратно тоже займет в среднем 92 дня (установленные минимум и максимум составляют соответственно 43 и 175 дней).
Путешествие по самой Америке занимает еще больше времени. Отправляясь из Мадрида в Лиму или Потоси, мировой центр производства серебра, вы тратите на дорогу в лучшем случае 15 месяцев. Если вы задержитесь в Панаме, поджидая попутное судно, то подвергнетесь риску заболеть смертельной лихорадкой. Даже в самом благоприятном случае у вас имеется семь шансов из восьми прибыть на место назначения живым. Но если вы застрянете в Панаме на 9 месяцев, то три против четырех, что родные больше вас не увидят.
Путешествие морем в Китай вокруг Африки занимало и того больше времени. В XVIII в. средняя продолжительность французских экспедиций в эту страну, включая стоянку в Кантоне и заходы в индийские порты, составляла от 558 до 653 дней.